=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 10 марта ст.ст., вт 5-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.40:18-31 [Пророк, утешая израильтян, изображает беспредельное величие Бога сравнительно с ничтожностью идолов. Бог сотворил небо и землю и всё, что в них, Он промышляет о творении, вершит судьбы правителей и царств, и потому Он силен оказать заступление и помощь всем, кто доверяет Ему и надеется на Него.]
> Быт.15:1-15 [Бог является Авраму в ночном видении и обещает ему дать наследника "от чресл его", от которого будет многочисленное потомство, и отдать во владение землю ханаанскую. Затем, после захода солнца, Господь является среди жертвенных животных, Авраму предвещается, что его потомки будут в порабощении 400 лет в чужой земле, но выйдут оттуда с большим имуществом, а сам Аврам умрет в мире и в доброй старости.]
> Притч.15:7-19 [Мудрый и благочестивый заботится о приобретении и распространении знания, предупреждает распри и пользуется любовью у Бога и людей. Нечестивый, уклоняющийся от наставления и беседы с мудрыми, мерзок Богу и постыдно погибнет, т.к. Богу известны сердца людей.]

 

> Единство  цели  у  Слова   Божия,    подчиняющего   Себе   пророков,
> но  и  превосходящего  их,  выражено ими самими через понятие Завета
> (Союза). <.....>

> <...>  завет  (или  буквально  -  "союз")  это  то понятие, которое,
> пожалуй,   больше   всех   иных   присуще   всем   формам  семитской
> религиозности.{}  Но тот завет, который Ягв`е Своим Словом  заключил
> со  Своим  народом,  совершенно  невозможно  спутать с теми, которые
> устанавливал  тот  или  другой  ханаанский  "Господь  Завета"      -
> "Ваал-Вериф".   Ни  о чём другом  великие  пророки  не высказываются
> так единогласно,  как именно об этом.  "Союзы" этих различных ваалов
> с  их  народами  представляли собою своего рода магические договоры.
> Основанные  на  принципе  "ты  мне,  а  я  тебе",  они  обеспечивали
> человеку,  или  народу,  материальные  услуги  со  стороны  божества
> (обильные  урожаи, плодовитый скот, победу над врагами) и в этом был
> весь  их  интерес.  Это  была  автоматическая  награда за тщательное
> соблюдение   определенных   обрядов.   Оттого   и   бог   становился
> собственностью  народа,   в такой же мере,  в какой народ становился
> его  собственностью,  и  даже  больше  того. У самого Израиля всегда
> оставалась  склонность  понимать  в  этом  же смысле его собственное
> положение, выражавшееся его званием "народа Божия". Но именно против
> этого  и  восставали  беспрестанно  пророки,  движимые  требованиями
> божественного   Слова,   для  них  самих  стеснительными,   а  потом
> и мучительными в высшей степени.

> Амос  говорит  народу,  что  Завет  вовсе  не  составляет  для  него
> преимущества,  на  котором  можно  успокоиться,  вовсе  не  дает ему
> уверенности  в  покровительстве,  приобретаемом   по  сходной  цене,
> а ставит ему самому совершенно исключительные требования.
*>      "Только вас признал Я
*>      из всех племен земли,
*>      потому и взыщу с вас
*>      за все беззакония ваши".{Ам.3.2}

> Ему вторит Иеремия:
*>      "Не надейтесь на обманчивые слова:
*>      "Здесь храм Господень,
*>      храм Господень, храм Господень"...
*>      Пойдите же на место Мое в Силом,
*>      где Я прежде назначил пребывать Имени Моему,
*>      и посмотр`ите, что сделал Я с ним
*>      за нечестие народа Моего, Израиля".{Иер.7.4-12}

> Завет,  составляющий  предмет  и,  можно  сказать, постоянную заботу
> Сл`ова  Ягве,  ничуть не связывает Бога на подобие как бы магических
> договоров:  он,   напротив,   выявляет  абсолютную  свободу Божества
> в действии высшего милосердия. Завет представляет собою прежде всего
> обетование  и  тем  самым  он  -  милость из милостей. Но обетование
> связано   с  требованиями,     носящими   нераздельно   нравственный
> и   религиозный  характер,  в  полном  противоречии  с  прирожденным
> материализмом семитов, который притом выражен у израильского народа,
> казалось бы, еще сильнее, чем у всех его сородичей.

> Действительно,   первейшее  утверждение   Слова  заключается  в том,
> что  Ягве  -   не то,  что другие боги,  нуждающиеся в питании дымом
> от   жертвоприношений   и   поддерживающие  свои  силы  периодически
> проливаемой  кровью.   Поэтому  те боги оказываются  перед человеком
> в  положении  просителей,  они  приходят в растерянность когда о них
> забывают,  и они готовы обещать что угодно, лишь бы жертвоприношения
> совершались  в установленном порядке без неприятных перебоев. Совсем
> не  то  с  Ягве.  Так, псалом 49, представляющий собою прямой отклик
> Осии или Исайи, говорит:
*>      "Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе;
*>      ибо Моя вселенная и все, что наполняет её.
*>      Ем ли Я мясо волов,
*>      и  пью  ли  кровь  козлов?"{Пс.49.12-13 ...}

> При  этих   условиях,   понятно,   что  то  представление  о Завете,
> до которого  возвышается,  например,  Иеремия,  выражается в словах,
> уже совершенно преображающих первоначальный взгляд на него:
*>      "Вот наступают дни, говорит Господь,
*>      когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды
*>      новый завет, -
*>      не такой завет, какой Я заключил с отцами их
*>      в тот день, когда взял их за руку,
*>      чтобы вывести их из земли Египетской;
*>      тот завет Мой они нарушили,
*>      хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господу,
*>      Но вот завет,
*>      который Я заключу с домом Израилевым
*>      после тех дней, - говорит Господь:
*>      вложу закон Мой во внутренность их
*>      и на сердцах их напишу его,
*>      и буду им Богом,
*>      а они будут Моим народом.
*>      И уже не будут учить друг друга,
*>      брат - брата
*>      и говорить:  "познайте Господа",
*>      ибо все сами будут знать Меня,
*>      от малого до большого, - говорит Господь, -
*>      потому что я прощу беззакония их
*>      и грехов их уже не вспомяну более".{Иер.31.31-34}

> Отметим  тут  же,   как  этот  текст,   хотя и решительно обращенный
> к  будущему,   создателем которого будет Бог,  вместе с тем содержит
> и  в`идение  прошлого,  не  менее  существенное для сознания великих
> пророков  с  VIII по VI век <до н.э.>. Этим видением непосредственно
> обусловлено  то  представление, которое они составляют себе о Слове,
> раздающемся внутри их самих.

> Все те, кого мы назвали до сих пор, были, очевидным образом, уверены
> в том, что их посещает божественное Слово. Всё же было бы совершенно
> ошибочным   видеть   в  них  представителей  какого-то  религиозного
> индивидуализма.     Этим    тайновидцам    ни   в  малейшей  степени
> не  свойственна   мысль,    ни в высказанной  форме,   ни в скрытой,
> будто Откровение начиналось бы с них. Как Слово зазвучало в их устах
> не  для них самих,   а для их народа,  так и отличает оно не столько
> их  самих среди их народа,  сколько весь  этот  народ  среди других.
> Вся  его  история представляется им зависящей от Слова Ягве, которое
> ставит  ей  определенные  требования,  а  в  особенности  движет  ею
> посредством своих обетовании.

> Нужно  отметить,  что  история  происхождения  еврейского  народа  -
> священная  история  -  дошла  до нас только в том освещении, которое
> дано   его  собственным опытом.  Тем не менее,  со стороны историков
> XIX  века  было  ошибкой  сводить древние  библейские  повествования
> к  одному  только  творчеству  пророков,    и  современные  историки
> всё  более  остерегаются  этой  ошибки.  Если  и  верно, что на этой
> истории    отпечатлелись    некоторые   их   индивидуальные   черты,
> так  отчетливо  очерченные,  то всё же следует помнить прежде всего,
> что  сами  они  не были началом какой-то абсолютной новизны. Как раз
> обратное   верно:   их   самих   создало   медленное  и  постепенное
> прорастание.  Его  предварительные фазы они может быть действительно
> осветили  теми  понятиями,   которые стали им ясны  лишь  под конец.
> Но  если это  и  позволило  подчеркнуть  те  или  иные  подробности,
> то  всё  же  очень  сомнительно,  чтоб  и сами эти подробности могли
> создаваться при этом. <....>

[ Луи Буйе. О БИБЛИИ И ЕВАНГЕЛИИ (1)  
Брюссель, 1988; стр. 18-20 ]

 

 

* Александр Мень: Завет Бога с Аврамом. Обетование
           с. Христ.Просвещ./rasylka/003/395.htm#0

** Пособие к проведению Великого поста, день 30
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/059_gl30.html


*Уста мудрецов распространяют знание, / но не так поступают глупцы.
Мерзки ГОСПОДУ жертвы нечестивых, / а молитвы честных Ему угодны.
Мерзок ГОСПОДУ путь нечестивца, /
а того, кто ищет праведность, Он любит.
Кто сбился с пути, будет сурово наказан; /
кто ненавидит упреки – погибнет.
Ше`ол и Авадд`он открыты ГОСПОДУ – / тем паче сердца человеческие!
Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов.
Сердце радостно – светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает дух.
Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью.
У бедняка что ни день, то невзгоды, /
а у счастливого – нескончаемый пир.
Лучше иметь немногое и бояться ГОСПОДА, /
чем стяжать сокровище и жить в страхе.
Лучше обед из овощей, да с любовью, /
чем из упитанного тельца, да с ненавистью.
Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец вражде.
Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге.*
(Пр.15:7-19)

* * *
'Всё пройдет, а Бог со мной останется;
можно ли выразить это наслаждение - любовь Бога и человека?...' (C.Ч.)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»