=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 16 марта ст.ст., пн 6-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.48:17-49:4# [Пророк от имени Бога возвещает, что только благочестивые израильтяне освободятся из вавилонского плена; язычникам возвещается, что Он избрал израильский народ для исполнения Своих особых намерений.]
> Быт.27:1-41# [Благословение Исааком Иакова вместо Исава; благословение им Исава; вражда Исава против Иакова.]
> Притч.19:16-25# [О значении благотворительности (16-17,22). Об обязанности отца учить и воспитывать сына, и об обязанности сына слушать наставления отца, чтобы быть мудрым (18-20). О страхе Божьем (23); о вреде лености (24); о пользе наказаний и обличений (18,25).]  

 

=начало в вып.№737=

> Как   правило,     люди    склонны    переоценивать    положительные
> и  отрицательные   стороны   или   приятные   и  неприятные  оттенки
> своих    переживаний.      Приписывая    преувеличенную   значимость
> таким  моментам,  они  вырабатывают  в  себе  ничем  не  оправданную
> склонность  жаловаться  на судьбу. Мы уже обсудили не одну трактовку
> нашего тезиса о том, что "мы посланы в этот мир не для наслаждений".
> Мы  подчеркивали,  что  удовольствие  не  в  состоянии придать смысл
> человеческой   жизни.   А  если это так,  то отсутствие удовольствия
> не  умаляет  ее  смысла.   И  вновь  мы   обращаемся   за  примерами
> к  искусству:    необходимо   лишь  вспомнить,  насколько маловажным
> для  оценки художественных достоинств мелодии является то, в каких -
> мажорных или минорных - тональностях она написана. <...>

> Мы  уже  сказали,  что,  создавая  творческие  произведения, человек
> реализует   свои   созидательные   ценности;  переживая  -  ценности
> переживания;  страдая  - ценности отношения.  Кроме того,  страдание
> и  само по себе не лишено смысла. Страдая от чего-либо, мы внутренне
> отодвигаемся    от  того,     что     вызвало     наши    страдания,
> мы  как  бы  устанавливаем  дистанцию  между  собой  и  этим  нечто.
> Всё   время,  пока причиной нашего страдания является то,  чего быть
> не  должно,  мы  остаемся  в состоянии напряжения, как бы разрываясь
> между  тем,   что есть в действительности,  с одной стороны,  и тем,
> что   должно  быть,  -   с  другой.   И  только в подобном состоянии
> мы  способны  сохранять   в своем  представлении  свой  идеал. <...>
> это  относится  и  к  тому,  кто уже отчаялся; сам факт его отчаяния
> позволяет  снять с него часть того,  в чём он себя винит,  поскольку
> он   оценивает  свое  бытие,   соотнося  его с идеалом,  и сам факт,
> что  он  представляет  себе   существующие   ценности   (пусть  даже
> и  не  реализованные), свидетельствует о том, что даже и отчаявшийся
> человек  является  носителем некоторой ценности. Он не мог бы судить
> себя  так  строго,  если  бы уже не обладал ценностью и достоинством
> судьи  -  человека,   который  постиг различие между тем,  что есть,
> и   тем,   что   должно  быть.  Таким  образом,  страдание  вызывает
> плодотворное,   можно  даже  сказать  -  кардинально  преобразующее,
> духовное  напряжение,  ведь  оно  на  эмоциональном  уровне помогает
> человеку  осознать  то,  чему  не  следует быть. В той мере, в какой
> человек  отождествляет  себя   с  существующим   положением   вещей,
> он  устраняет  свою  удаленность  от  них,  лишаясь,  таким образом,
> плодотворного   чувства   диссонанса  между  тем,  что есть,  и тем,
> что должно быть.

> Вот  так  в чувствах человека открывается глубокая мудрость, которая
> выше   всякого  рассудка  и,   по  сути,   идет  вразрез  с  учением
> о   прагматической  утилитарности.  Рассмотрим,  к  примеру,  смысл,
> который  имеют  для   человека   такие   переживания,    как  скорбь
> и  раскаяние.  С  чисто  прагматической  точки  зрения  они выглядят
> бессмысленными. С точки зрения "здравого смысла" скорбеть о чём-либо
> безвозвратно  утраченном  -  бесполезно,  то  же верно и в отношении
> непоправимого  проступка. Но для внутренней жизни человека и скорбь,
> и  раскаяние  полны  глубокого   смысла.    Потерянная  возлюбленная
> или   возлюбленный   в каком-то  смысле  продолжают  жить  благодаря
> нашей  скорби  о  них, раскаяние же помогает виновному вновь поднять
> голову,  как  бы  очистившись  от  вины. Тот, кого мы любили и о ком
> сейчас   скорбим,    потерян   объективно,    в  реальном   времени,
> но  он  сохраняется  субъективно, во времени внутреннем. И раскаяние
> <...>   способно  оправдать  неверный  шаг;    и   хотя   сделанного
> не   воротишь,   сам   виновный   переживает   как  бы  нравственное
> возрождение.  Эта  способность  прошедших событий быть плодотворными
> для    внутреннего     развития      человека      не   противоречит
> его ответственности, находясь с ней в диалектическом взаимодействии.
> Ибо  вина  сама  по  себе уже подразумевает ответственность. Человек
> несет  ответственность  за всё содеянное - ведь он не может изменить
> ни  один  сделанный  им  шаг;  как самое незначительное, так и самое
> важное  решение всегда остается последним.   Совершает  он  поступок
> или   отказывается    от  него  -     ни  одно   из  этих   действий
> нельзя вычеркнуть из жизни так,  как будто бы их  и  не было  вовсе.
> Тем  не менее,  благодаря раскаянию человек может внутренне  порвать
> с  совершенным  им  и,  переживая  это  раскаяние,  может  "воротить
> содеянное",    но   в  области   духовной,    нравственной.   Только
> очень   поверхностный    человек  усмотрит  какое-либо  противоречие
> между этими двумя утверждениями.

[ Виктор Франкл. ОБЩИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  
(2. О смысле страдания)  
www.Krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html  ]

 

 

 **> Свящ. Александр Шмеман: ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА
        с. Христ.Просвещ./rasylka/002/038-44.htm#N43
 
 **> Пособие к проведению Великого поста, день 36:
     http://krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/065_gl36.html


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? /
Жизни конец приближается, тогда ты смутишься. /
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, /
вездесущий и всё наполняющий.*
(Кондак канона Андрея Критского)

* * *
*Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее.
Много замыслов в человеческом сердце, /
но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца.
Люди живы страхом ГОСПОДНИМ – / кто исполнен им, спит спокойно, /
и беда его не постигнет.
Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.*
(Пр.19:20-24, нов.перев. РБО)

* * *
*Камень отвалил Ты ожесточения, Господи, от моего сердца,
умерщвленную страстьми воздвигни душу мою, Благой,
принести Тебе пальмовые ветви добродетелей,
как Победителю ада, во умилении, Владыко, сподоби,
дабы мне вечный живот получить,
воспевая Твою державу и милосердие Твое,
Единый Человеколюбче.*
(Из Триоди Постной, рус.перев.)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»