=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 19 марта ст.ст., чт 6-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.65:8-16# [Устами пророка Господь изрекает милость Свою к верной части избранного народа и изрекает праведный суд на нечестивых, на тех, кто отступил от служения Богу истинному и не желает вернуться к Нему.]
> Быт.46:1-7# [Повеление Божие Иакову переселиться в Египет. Переселение Иакова и Божье обетование об умножении его потомства.]
> Притч.23:15-24:5# [Заповедуется направлять все желания и помыслы на путь, указанный мудростью (15-19), уклоняться от объядения и пьянства, которые ведут к гибели (20-35), избегать общения со злыми людьми и стремиться к достижению мудрости и разума (1-5).]  

 

> Бесспорно,  то,  что  мы  называем юридизмом — иссушение вдохновения
> мертвым  буквоедством  —  остается возможной опасностью при передаче
> Слова  <Божьего>   посредством  Писания.   Но  не следует  забывать,
> что эта опасность представляет собою как бы оборотную сторону такого
> приобретения,  которое  невозможно  переоценить, а именно: всеобщего
> ознакомления с тем опытом веры, который был  осуществлен  пророками,
> и  распространения  =«правды»=  Авраама  на всех его потомков. Кроме
> того,    следует  помнить,   что в то самое время,  когда происходит
> эта  письменная  передача  Слова,   первоначальное  понятие   о  нём
> с изумительной силой раскрывается в области мысли. Это и сказывается
> в  дальнейшем  как  сильнейшее  противоядие  возможному  закоснению,
> как лучшая гарантия против всякой угрозы внутреннего иссякания.

>                                * * *

> <...>   божественное     Слово     обладает     творческой    силой.
> Оно  не  ограничивается  одними  обещаниями.  Оно  и осуществляет их
> благодаря   своему  собственному  качеству.  Оно  не  только  ставит
> требования,  но  и  делает  нечто гораздо большее. Как немного позже
> скажет апостол, оно "производит хотение и действие".

> Отметим,   что   эта   мысль,  хотя  и  не  совсем  еще  выявленная,
> присутствовала  уже в проповеди первых великих пророков. В сущности,
> с  ней  совпадает  их  представление  о суверенитете и всемогуществе
> Бога.  Ибо  это  понятие овладело их сознанием именно через тот опыт
> Слова, который у них был. Слово взяло их и сделало их новыми людьми.
> Амос,   Исайя,   Иеремия  пережили  это  в различных формах,  но все
> их  свидетельства  в  этом  отношении  подтверждают и дополняют друг
> друга. То же самое нам говорят об Аврааме и о Моисее.

> Но  и  того больше: <божественное Слово сохраняет сверхъестественную
> действенную силу даже еще и в устах пророков, т.е. людей, передающих
> его  человеческими  словами>. Когда они предсказывают то, что должно
> произойти,  они  это  делают  не  оттого  только,  что  они  об этом
> предупреждены.  Есть  немало  случаев,  где  мы  чувствуем  с полной
> несомненностью,  и у пророка, и у его слушателей, уверенность в том,
> что,  напротив,  предсказанное произойдет оттого, что он это сказал.
> Как  ни странным кажется нам это обстоятельство,  его надо  понимать
> в буквальном смысле.  То или другое  случится  в силу  благословения
> или  проклятия,  которые  Бог изрекает устами пророка. Положительной
> причиной будет само произнесенное Слово. Потому-то израильские вожди
> и   прилагают   столько   стараний,   чтобы  получать  благоприятные
> пророчества  и  устранять  другие. В преследовании, жертвою которого
> становится  Иеремия,  есть  нечто  совсем  иное,  чем простая боязнь
> пораженчества.   Наличие  того  же  убеждения позволяет  нам  понять
> те  загадочные  символические  действия,  которые  у пророков не раз
> сопровождают  их  предсказания.  Иеремия, например,  разбивает сосуд
> у  ворот  Иерусалима{Иер.19}.   Иезекииль  изображает  осаду  города
> и ее катастрофический исход{Иез.5.1-3}. Невольно вспоминаются обряды
> симпатической  магии,   которая   хорошо   была   известна   семитам
> и  применялась ими безудержно. Всё же тут происходит нечто обратное:
> человек  действует не сам от себя, чтобы принудить космические силы;
> тут,  напротив,  он  принуждается  Богом  выразить Его волю, вопреки
> намерениям  народа  и  желаниям  самого  пророка.  Но  не приходится
> сомневаться   в   том,  что  такое  выражение,  словом  или  жестом,
> оказывается  действенным  само  по себе,   немного  наподобие  того,
> как +таинство+ бывает действенно самым фактом его совершения{}.

> В   более   общем   смысле,    пророки   в  конце   концов   доходят
> до представления о том, что Богу достаточно сказать, чтобы сказанное
> осуществилось.  Во  второй  части  книги  пророка  Исайи  содержатся
> следующие совсем не двусмысленные выражения:

*>      "Послушай Меня, Иаков
*>      и Израиль, призванный Мной:
*>      Я тот же, Я первый
*>      и Я последний.
*>      Моя рука основала землю,
*>      и Моя десница распростерла небеса;
*>      призову их
*>      и они предстанут вместе".{Ис.48.12-13}

> 148-й псалом говорит в еще более определенных выражениях:

*>      "Да хвалят (все <творения> Его) имя Господа,
*>      ибо Он повелел - и сотворились,
*>      Он изрек - и всё было сделано".{}

> Еще сильнее в 32-м псалме:

*>      "Он сказал - и сделалось;
*>      Он повелел - и явилось".{}

> Наконец,  повествование книги Бытия, которое критиками приписывается
> священнической школе,   противопоставляет  вавилонским  космогониям,
> где  боги и миры с трудом возникают из хаоса, шестидневное творение,
> при котором Бог всё создает одним Своим Словом.

> Но  нельзя забывать, что в израильском сознании обращение к прошлому
> всегда  освещается  обетованием  будущего.  Первоначальное  творение
> Словом  составляет  только основу и как бы набросок нового и вечного
> творения.   Как  вначале Слово  создало  мир  и  человека  в правде,
> так  в  конце извратившиеся мир и человек будут Словом же воссозданы
> для   восстановленной   и   отныне   нерушимой   правды.  Для  этого
> божественное Слово вновь вступает в историю, исходной точкой которой
> явилось  грехопадение. Действительно, до этих прозрений возвышается,
> например    у  Иезекииля,     выдвинутая    Иеремией   идея   нового
> и окончательного Завета.

*>      "И заключу с ними Завет мира,
*>      Завет вечный будет с ними.
*>      И устрою их и размножу их
*>      и поставлю среди них святилище Мое навеки.
*>      И будет у них жилище Мое,
*>      и буду им Богом,
*>      а они будут Моим народом".{Иез.37.26}
> -  говорит  пророк.  Но  как  же  понимает  он  осуществление  этого
> обетования?  Как  воскрешение  иссохших костей, осуществляемое Духом
> Божиим, то есть, по ясному смыслу этого поразительного текста, одним
> доносящимся до них дуновением самого Слова Божия{Иез.37.4-10}. Новое
> творение,  или  -  что  то же - воскресение, ожидаемое в неразрывной
> связи  с  ожиданием  нового и вечного Завета, оказывается в конечном
> итоге  созданием в человеке нового сердца,  не каменного,  а живого,
> в  котором  Закон  будет присутствовать, но уже как дуновение самой,
> продиктовавшей его, божественной жизни{Иез.36.26-27}.

[ Луи Буйе. О БИБЛИИ И ЕВАНГЕЛИИ (1)  
Брюссель, 1988; стр. 25-7  ]

 

 

* митр. Антоний Блум: Евангелие - книга радости и надежды
               www.mitras.ru/h_d/hd03.htm

** Пособие к проведению Великого поста, день 39:
     www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/068_gl39.html


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Пусть не завидует сердце твое грешникам, /
пусть всегда боится Господа,
ибо наступит будущее, / и твоя надежда не погибнет. ...
Не будь с теми, кто упивается вином / да объедается мясом,
ибо пьяница и обжора обнищают, / а лень тебя вырядит в лохмотья. ...
Приобретай истину и не растеряй /
ни мудрости, ни воспитания, ни разума. ...
Блудница - что глубокая яма, / чужая жена - что узкий колодец,
она - что разбойник в засаде, / умножает число преступлений.
У кого это охи да вздохи? / У кого это ссоры да жалобы? /
У кого синяки невесть откуда? / У кого муть в глазах?
У тех, кто засиживается за вином, / всё выискивает в`ина пряные.
Не гляди на вино, как оно алеет, /
как в чаше играет, как пьется легко;
потом ведь укусит, как змея, / ужалит, как гадюка;
засмотришься тогда на чужих женщих, /
и придут на ум превратные мысли;
словно ты улегся среди моря, / на верхушку мачты улегся.
"Били меня, - скажешь, - а мне нипочем; /
колотили - а я и не чувствовал;
а уж как проснусь, / так примусь за старое".
Не завидуй людям злым, / не стремись стать одним из них,
жестокие затеи у них на уме, / их уста кому-то беду готовят.
Мудростью возводится дом, / разумением он прочен,
а знание наполняет покои / достатком драгоценным и желанным.
Кто мудр, тот силен, / и кто обладает знанием, тот могуч.*
(Пр.23:17-18,20-21,23,27-24:5, нов.пер.)

* * *

*"Идем, - Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул;
но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу смерти на веки!"*

*Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим видя Лазаря,
и причитают: "Если бы был здесь Христос, брат наш не умер бы!"*

*Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи приготовим,
и Царю Христу, верные, воскликнем:
благословляйте, воспевайте, и превозносите Его во веки!*

*В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы злобы моей.
И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси меня,
дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя,
крича: "осанна Богу!"!"*

*В гробнице Лазарь второй день сегодня,
и над ним проливают слёзы Мария с Марфой, сёстры его родные;
Христос же идет к нему со святыми апостолами,
дабя явить великое чудо.*

*На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый,
Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка воссесть,
ведь живешь на земле подбно нам, людям.
Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе;
Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять;
смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря из мертвых.
А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в радости,
воспеваем могущество благости Твоей, Господи.*

(из Постной Триоди, рус.пер.)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»