=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 28 марта ст.ст. 2004г., Великая Суббота,
литургич. чтения: - Рим.6:3-11; Мф.28:1-20 *.

 

> <..>  когда  пpишла  полнота вpемен, <солидаpность Бога с человеком>
> наиболее  совеpшенно  пpоявляется  в  Воплощении Сына Божия, Котоpый
> становится  Сыном  Человеческим; и это не пpосто солидаpность извне,
> будто  с  дpугом,  она становится таким единством, что человек и Бог
> оказываются  связанными  одной  судьбой,  неpазpывно.  Можно было бы
> сказать,   что  Бог  обpетает  <бытие>  во вpемени и  в пpостpанстве
> и  общую  с  человеком  судьбу,  и  вместе  с тем человек в таинстве
> Воплощения  пpевосходит,  пpеодолевает  вpемя  и  пpостpанство и уже
> вступает  в  тайну вечности,  пpишедшей в Лице Того,  Кто есть Альфа
> и Омега, начало и конец всего.

> <...> Как далеко <идет солидарность Христа>? Кого она обнимает? Кого
> она  охватывает?  <...>   Когда  мы  думаем  о человечестве  Христа,
> мы  постоянно  говорим:  да,   Он уподобился нам,  Он родился,  рос,
> Он  испытывал  голод  и  жажду,   Он  уставал,   Его окружала любовь
> и  ненависть;  Он отзывался радостью или горем – и в конечном итоге,
> Он   умер...    И   нам  порой,   кажется,   что  высшее  проявление
> этой  солидарности  –  Его  смерть.  На  самом  деле, эта предельная
> солидарность включает нечто еще большее.

> Вы,  наверное,  помните, как апостол Павел нам говорит, что смерть –
> расплата  за  грех  -  грех  как  разделенность  от  Бога.  Смерть –
> результат этой разделенности; никто не может умереть, если не познал
> эту разделенность. И предельная трагедия, высшая трагедия, благодаря
> которой мы можем благоговеть перед нашим Богом и уважать Его, в том,
> что  ради  того,  чтобы разделить нашу судьбу, Он принял даже и это.
> Вспомните крик, который Он испустил на Кресте, самый трагичный вопль
> Истории:  “Боже  Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?” В Нём как бы
> померкло  сознание  Его Божества, и в этом “метафизическом обмороке”
> Сын  Человеческий разделяет ужасную судьбу человека, который потерял
> Бога и от этого умирает; Он остался без Бога...

> Ту  же  мысль  мы  выражаем  уже  не словами Евангелия, а в терминах
> Апостольского  Символа  веры,   когда  говорим,  что Христос  “сошел
> во  Ад”.  Ад, о котором идет речь, <...> <это> Шеол, место, где Бога
> нет,  место  радикального Его отсутствия... Да, Христос потерял Бога
> из  солидарности   с  человеком   –   и Он сходит туда,  куда сходят
> все  люди: в окончательную и полную пустоту разлученности. Он сходит
> туда  как  человек,  но  вместе  со  Своим человечеством вносит туда
> полноту  Божественного  присутствия;  и Ада, как его понимал древний
> Израиль, больше нет.

> И   тогда  мы  можем  понять,   что   означает   эта   солидарность:
> Он  согласился  принять  на  Себя,  подъять,  усвоить Себе не только
> физическую  смерть,  но  глубинную  причину  этой  смерти, а именно,
> потерю    Бога;    можно   было  бы   сказать,    употребляя   слово
> в  его  этимологическом  значении,  –  атеизм,  безбожие...  Видите,
> как  далеко  идет  эта  солидарность:   не  только  Бог  соединяется
> с человеком, не только Он не делает различия между добрыми и злыми –
> теми,     кого   общество  принимает  и  кого  оно  отбрасывает,   –
> Он   соглашается   усвоить   Себе  сердцевину  человеческого  ужаса,
> отсутствие Бога, чтобы быть с нами в самой глубине этого отсутствия.
> <...>  И  слова,  за  сотни  лет до того написанные автором псалмов:
> +Куда   убегу   от лица  Твоего?  На небесах престол Твой;  в ад ли?
> но  и  там  Ты  еси...+  для  древних евреев звучали невозможностью,
> потому  что   для них  Шеол именно означал  “место,  где Бога нет” –
> как  может  Он быть там,  где Его нет?..  И вот Он там:  как Человек
> Он принял отсутствие, как Бог Он уничтожил это отсутствие.

> В таком случае,  не кажется ли  вам,  что мы можем относиться к Богу
> не  как к Тому, Который нас предал, оказался неверен, Богу, Которого
> невозможно уважать, а как к Богу, Которого мы можем уважать от всего
> сердца?

> Но  если  мы  хотим молиться Ему в исторической буре, будь то личной
> или  всеобщей,   мы  должны присоединиться к Нему там,  где Он есть;
> а   то,    что  мы  делаем,   уже  до нас пытались сделать апостолы:
> они  пытались  остаться  в своей хрупкой ладье и не рисковать жизнью
> вне  ее.   То  же  самое делаем мы в нашей столь же хрупкой ладье  –
> в  Церкви;  мы  пытаемся  остаться под ее защитой от бури и в лучшем
> случае призываем к себе тех,  кого она закрутила,  кого она сломила,
> и  говорим:  "Идите  к  нам;  если бы вы были с нами,  вы не были бы
> в  этом  безумии  разбушевавшейся  стихии..."  Но  человек прекрасно
> знает,  что  хрупкая  церковная  ладья   –   и  я говорю не о Церкви
> с   большой   буквы,   я  говорю  о  наших  жалких,  духовно  бедных
> человеческих  общинах,   –   не  является местом полноты Присутствия
> и  победы...  Пример  тому,  образ  –  слова Петра, когда он увидел,
> услышал,  что Христос говорит: "Это Я!" – и отозвался: "Если это Ты,
> повели,  чтобы я пришел к Тебе по волнам" – и пошел. И пока он думал
> лишь  о Христе,  к Которому шел среди бушующих волн,  он шел;  когда
> он   вспомнил  о себе и об опасности смерти,  он стал тонуть.  Разве
> не  точно  так же мы относимся  к <присутствию  Бога  в нашей  жизни
> и в истории>?

> Порой,    да,    мы  делаем  этот  смелый  шаг  и выходим за пределы
> той  хрупкой  защищенности, на которую мы возложили надежду; а потом
> мы  спохватываемся,  что  защиты  нет,  и забываем, что единственная
> защита – это Живой Бог, Который всё держит в Своей руке.

> Бог  в сердцевине истории,  Бог с каждым,  кто страдает;  Он глубже,
> чем  кто-либо  из нас, осознаёт страдание, потому что может измерить
> его  глубину  так,  как  мы  не  в  состоянии ее измерить. И в таком
> случае,  я думаю, Он вправе задать нам вопрос. Вы, наверное, помните
> конец  книги  Иова:   когда  Иов  в  итоге оказывается лицом  к лицу
> с  Богом,    Бог   не  отвечает   ему,   Он не объясняет ему подобно
> Свое   отношение   к  страданию,   к  смерти,   к  жизни,   к  тому,
> как  разворачиваются  человеческие трагедии.  Бог  поступает  иначе:
> Он  ставит Иова перед лицом всей тайны Творения  и  вопрошает:  "Где
> ты  был,   когда  всё это появилось Моим державным словом?  Где была
> твоя мудрость? Где была твоя сила, где был твой разум? Как ты можешь
> теперь судить Меня, когда Тебя не было при начале Моих дел?.."

> Но  Он  говоpит  нам не только это; об этих Его словах можно было бы
> сказать,   если   пpоявить  поменьше  "благочестия",  чем  мы  часто
> пpоявляем,  что  это  отговоpка,  лазейка для Бога, один из доводов,
> котоpые  может  пpивести   Бог  и  на что  нам  нечего  возpазить...
> Но  Он  ставит  и дpугой вопpос: "Где ты,  обвиняющий Меня,  сто`ишь
> в  тpагедии Истоpии? Ты Мне говоpишь, что не можешь молиться, потому
> что Меня там нет; а ты? Ты-то где?"

[ митр. Сурожский Антоний  
МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК  
www.mitras.ru/molitva/modern.htm  ]

 
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению:
Мк.16:1-8,14-18; Лк.24:1-12,36-49; Ин.20:1-12,19-23; Деян.1:6-8;
эпизоды №№167, 169, 174 по "Брюссельскому согласованию"
+ Свящ. Георгий Чистяков: ХРИСТОС СПУСКАЕТСЯ В АД /Как же понять
         творящееся в мире зло? ... Мы - люди Страстной Субботы/
                         с. Христ.Просвещ./rasylka/003/412.htm#0
  эссе НИСХОЖДЕНИЕ ВО АД полностью:
  http://hematolog.vinchi.ru/preod/vo_ad.htm
  http://pvd.chat.ru/text/Chistjakov/deti.html
+ проповедь митр. Антония о литургии Великой Субботы (1977):
              www.mitras.ru/inname/in_96.htm
+ Г.У. фон Бальтазар - радиопроповедь о Великой Субботе
         http://credo-in-deum.nm.ru/radiopropoved.html
  http://forum.christianity.org.ru/topic.cgi?forum=6&topic=41
+ Катехизис Католической Церкви о схождение Христа во Ад
  agnuz.info/library/books/catechism/0122.htm#463a  
+ Я.Кротов: от Вербного воскр. до Пасхи: скорбь и радость
                  с. Христ.Просвещ./rasylka/002/057.htm#0
+ митр. Антоний: Солидарность Бога с нами
  с. Христ.Просвещ./rasylka/003/307.htm#0


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

+Великое молчание царит сегодня на земле,
великое молчание и великое одиночество.
Великое молчание, ибо Царь спит.
Земля содрогнулась и затихла,
ибо Бог почил во плоти
и пошел пробудить тех, кто спал долгие века ...
Он идет за Адамом, нашим праотцем, заблудившейся овцой.
Он идет посетить всех, кто сидит во тьме и под сенью смерти.
Он идет избавить от их скорби Адама в его узах
и Еву, плененную с ним, -
Он, их Бог и в то же время их Сын ...
"Я Бог твой, и ради тебя я стал Твоим Сыном.
Встань, ты, спящий,
ибо Я создал тебя не для того,
чтобы ты пребывал в аду, закованный в узы.
Поднимись из мертвых, Я есмь жизнь мертвых!"
+

(Древняя проповедь на Святую Субботу*)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»