=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

* 1 апреля ст.ст. 2004г., среда Светлой седмицы;
литургические чтения: Деян.2:22-36; Ин.1:35-51 v.

 

> <Автор  Послания  евреям>  называет  Христа  <>  "совершителем веры"
> <(Евр.12:2)> - Тем, Кто привел веру к вершине, цели, спасению. Иисус
> не  просто сопровождает верующего на пути к Богу -  Он и  есть  Бог.
> Он  не  просто указывает на цель -  Он и есть цель.  Соединение Бога
> и  человека  и  есть  спасение;  явление Невидимого в видимой  плоти
> и   есть  вершина.  И  оказывается,  что  героизм  веры  со  времени
> Богоявления  -  в  следовании  за видимым. Евангелист <Иоанн> рисует
> героя  такой  веры  -  апостола  Нафанаила.  Он  рассказывает  о нём
> немного;  ясно  одно:  то  был человек, которому мало было публичной
> молитвы,   публичного  богослужения,  составлявших  основной  массив
> религии  ветхозаветного  народа  -  как  и  любой  другой  тогдашней
> религии.  Он, как и Авраам, мучался седцем. Он томился - и невидимый
> Бог   что-то  ответил ему.  Евагелист даже не сообщает,  что именно.
> Он  подчеркивает  не  невидимость  мистической  встречи, а видимость
> места,    где   эта   встреча   с  Богом   произошла   у  Нафанаила:
> под смоковницей.

> К взволнованному, погруженному вглубь себя Нафанаилу подходит Филипп
> и  говорит  ему об Иисусе:  "Мы нашли Того,  о Котором писали Моисей
> в  Законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова". - "Из Назарета может ли
> быть   что   доброе?"  -    отвечает   Нафанаил.   И  не в том дело,
> что  у  Назарета  была  особенно  скверная  репутация:  Москва, Рим,
> Атланта,  -  любой  город и любая деревня мира могла бы быть названа
> вместо  Назарета,   ибо может ли быть вечное из временное,  спасение
> из  погибающего,  невидимый  Бог  из видимого творения? Что мне твой
> Иисус,  когда  сейчас,  под  смоковницей,  я  испытал  прикосновение
> невидимой  Десницы  Божией?  Только что я испытал то же, что испытал
> праотец  Авраам, то, с чего начинается всякая религия: ощущение, что
> есть  Некто, видящий меня изнутри и одновременно извне, видящий меня
> всего, как я сам себя не вижу - и любящий меня через это в`идение.

> "Пойди   и   посмотри",  -   отвечает  Филипп  -   и  Нафанаил идет.
> Так  удостоверяется подлинность его мистической встречи с Невидимым:
> в  нём  открывается  способность  и желание видеть. Из него исчезает
> лукавство,   ставящее   толкование   Откровение   выше   Откровения,
> лукавство,   предписывающее   Богу,   Каким   Ему  быть,  лукавство,
> помешавшее  большинству  израильтян увидеть в Иисусе -  Сына  Божия.
> И  Спаситель, видя Нафанаила,  говорит:  "Вот подлинно израильтянин,
> в  котором  нет  лукавства".  -  "Почему  Ты знаешь меня?" - "Прежде
> нежели  позвал  тебя  Филипп,  когда ты был под смоковницею, Я видел
> тебя" -   и Нафанаил опускается перед Спасителем на колени:  "Равви!
> Ты  Сын  Божий, Ты Царь Израилев!". Он - видит, он - прозревший, его
> вера совершенна и достигла цели, ибо верит в видимость Невидимого.

> Эта вера -  нелегка.  Большинство людей не видели в Иисусе Спасителя
> и  Сына Божия. Они видели обычного мужчину, обычные щеки, губы, нос;
> может  быть,  среди актеров, изображавших Иисуса, были люди красивее
> Его  и  величественнее.  Тот  же апостол Филипп спросил ведь однажды
> Спасителя: "Покажи нам Отца" - и услышал в ответ недоуменно-горькое:
> "Столько  времени  ты  со  Мною  и  не познал,  что Отец -  во Мне?"
> И каждый из нас, сколько бы ни созерцал иконы, не понимает до конца,
> до понимания  Дня Судного,  что мы созерцаем не краску,  не материю,
> не  лицо человеческое -  а Лик Невидимого Бога.  Само это созерцание
> и   есть   спасение,  преодоление  пропасти  между  Богом  и  падшим
> человеком, возведение нас на небо по лестнице церковной. Не случайно
> в  истории  Церкви  каждый раз, где слабело почитание икон, начинала
> ослабевать и вера в то, что Телом и Кровию Своими Господь питает нас
> подлинно  в  Евхаристии,  сообщая спасение и вечную жизнь до Второго
> Пришествия  Своего,   оправдывая нас и  обнимая  всецело  ранее Суда
> над нами.

> Не  случайно  и  то,  что  именно  евангелист  Иоанн, апостол Любви,
> сказавший:    "Всякий,   не любящий брата и утверждающий,  что любит
> Бога  -  лжец",  поместил  в  Евангелие  рассказ о Нафанаиле. <....>
> Укрепляясьв  вере,   мы  всё  чаще  смеем  обращаться   к  Спасителю
> с  просьбой: "Покажи нам Себя реально, не в иконах, не в Евхаристии,
> а  во  всей  полноте Своей личности".  И что же мы  слышим  в ответ?
> Не  только  простое напоминание о том,  что в Церкви,  в Евхаристии,
> в  иконах  мы  видим  Спасителя  именно во всей Его богочеловеческой
> полноте  - иначе не нужна была бы ни Евхаристия, ни иконы. Мы слышим
> слова,   подобные  сказанные  Филиппу:  "Вы столько времени со Мною,
> и  не  познали,  что  Я - в человеческой плоти? что когда вы кормите
> алчущего  - вы кормите Меня, когда помогаете страдающему - помогаете
> Мне?  когда  смотрите  на  ближнего  или дальнего, друга или врага -
> смотрите на Меня?"

> Вся наша падшая природа сопротивляется этим словам. Как! Вот на этот
> сизый  нос,   эти  хищно поджатые губы,  эти заплывшие ложью глаза -
> я  должен  глядеть  как  на  нос, уста и очи Сына Божия? Из Назарета
> может  ли  быть  что  доброе? Может ли Иисус глядеть на меня из глаз
> моего   злобного   соседа,   высокомерного   прохожего,  развратного
> начальника?   Куда  проще   вернуться   к  ветхозаветному   героизму
> и считать, что Бог - абсолютно невидим и чужд, что любовь к ближнему
> может быть невидимой для нас самих и для окружающих. Но христианский
> героизм  - иной, как иной - христианский храм. В православной церкви
> верующие  сто`ят   не  прямо   перед  алтарем -   перед иконостасом;
> они  видят  множество человеческих ликов - Спасителя, Матери Божией,
> Иоанна  Предтечи,  пророков и апостолов. Иконостаса не видят только,
> странным  образом,   священнослужители -  они за ним,  пред алтарем.
> Но  каждый  раз,  когда  священник  выходит  из царских врат алтаря,
> выходит  как выходил Спаситель к народу, он видит перед собой другой
> иконостас - живой, составленный из лиц, нарисованных не иконописцом,
> но  Творцом.  Этот живой иконостас тоже достаточно однообразен: лики
> святых похожи между собою,  как бы лишены индивидуальности -  и лица
> в толпе тоже теряют свои особенности, сливаясь в один лик - Божий.

> В   каждом   лице   православие  открывает  лик  Христов.  И  каждый
> христианин,    в  храме   и  за его пределами,  в хорошем настроении
> и в дурном, в мистическом озарении и без оного - призван самой сутью
> христианской  веры  видеть в человеческом лице - лик Божий, любимый,
> драгоценный, спасительный. Божественная Жизнь вочеловечилась, любила
> людей воочию, была распята и воскресла здесь. К вере зрячей, трезвой
> и  верной  Богу  и людям до смерти и воскресения призваны христиане.
> Господь явил нам Себя и являет нам ближних - и наша любовь к ближним
> становится  лестницей,  возводящей  нас в средоточие жизни Пресвятой
> Троицы.

[  Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ  
[в связи с праздником "Торжество  Православия", когда читается на литургии Ин.1:43-51]  
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_43.html  ]

 
 ~~~~~~~~~~~~~~~   в связи с евангельским чтением   ~~~~~~~~~~~~~~~
* Яков Кротов:
  Иоанн формулирует загадку: "Невидимый Бог стал видимым через  Бога"
                         www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html
* Он же: В начале и в конце проповеднического пути Иисуса
     два похожих человека: Нафанаил и Фома - оба скептики
             www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_51.html
* Свящ. Георгий Чистяков: уникальные отношения с Сыном Божьим
                      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/372.htm#0

        ~~~~~~~        о воскресении Христа        ~~~~~~~
        * Яков Кротов: Моральная победа - это слишком мало
                   с. Христ.Просвещ./rasylka/003/416.htm#0


Да просветит Вас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*На следующий день снова стоял там Иоанн Креститель
и с ним два его ученика.
Увидев идущего мимо Иисуса, Иоанн говорит:
"Вот Божий Ягненок!"
И оба ученика, услышав его слова, пошли вслед за Иисусом.
Он, обернувшись и увидев, что они идут за Ним, говорит им:
"Что вам надо?"
А они в ответ спросили:
"Равви (что значит "Учитель"), где Ты живешь?"
Он говорит: "Пойдемте, и увидите сами". ...
И вот они пошли с Ним, увидели, где Он живет,
и пробыли у Него до конца дня.
Один из двоих, тех, что слышали слова Иоанна и пошли за Иисусом,
был Андрей, брат Симона Петра.
Первым делом он разыскал своего брата Симона и сказал ему:
"Мы нашли Мессию". (Это значит "Помазанник", Христос.)
Он привел его к Иисусу. Иисус, пристально посмотрев на него, сказал:
"Ты Симон, сын Иоанна. Но ты будешь зваться Кифа".
(Это значит "Скала", Петр.)
На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею.
Там Он нашел Филиппа.
Иисус говорит ему: "Следуй за Мной!"
Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром.
Филипп, в свою очередь, разыскал Нафанаила и сказал ему:
"Мы нашли Того, о ком писали Моисей в Законе и пророки.
Это Иисус, сын Иосифа, из Назарета".
Нафанаил возразил:
"Из Назарета? Разве из Назарета может быть что хорошее?"
Филипп говорит ему: "Пойдем, и сам увидишь".
Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила и сказал о нём:
"Вот настоящий израильтянин, неспособный на обман".
Нафанаил спрашивает: "Откуда Ты меня знаешь?"
Иисус ответил ему:
"Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей".
Нафанаил воскликнул: "Равви! Ты – Сын Бога, Ты – Царь Израиля!"
Иисус сказал ему в ответ:
"Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей?
Увидишь гораздо большее. –
и продолжал:
"Говорю вам истинную правду: / увидите, как раскрывается небо
и как Божьи ангелы сходят / к Сыну человеческому
и восходят от Него к Богу".
(Ин.1:35-51)

* * *
"Его, отданного в вашу власть по замыслу и предначертаниям Божьим,
вы руками язычников пригвоздили ко кресту и убили,
но Бог воскресил Его и разорвал узы смерти,
потому что ей не под силу было Его удержать".
(Деян.2:23-24)

* * *
"Веровать — значит физически ощутить огромность Божьего мира,
где славы хватит на всех". (Я.К.)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»