=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

тема: //"Ничто не трогает меня больше, чем претворение воды в вино".
*Постоянное возрождение Церкви*//
-19/IV/2004-

* 6 апреля ст.ст., пн (2-я седмица по Пасхе);
пам. свт. Мефодия, архиеп. Моравского, просветителя славян (†885)*;
литургические чтения: Деян.3:19-26; Ин.2:1-11 v.

 

> <....>  Христос  был  и остается милостивейшим нашим Судией и лучшим
> нашим  Другом,    и   это  много  важнее  для нашей  частной  жизни,
> чем  для  исторических  выкладок.   Однако  эти  Его   черты   тонут
> в банальных обобщениях;  и потому я так хочу показать,  что рассказы
> о Нём никак нельзя обвинить в банальности.

> <.....>

> Ничто  на  свете не трогает меня больше, чем претворение воды в вино
> на  свадебном  пиру.   Рассказ   о  Кане  Галилейской  демократичен,
> как  книги Диккенса. Он человечен в том смысле, в каком не применишь
> это   слово   к   целой  толпе  человекообразных  умников.  Он  выше
> высокомерия  избранных.  Но  даже в Нём есть что-то еще, есть отзвук
> тайны.    Я   говорю   сейчас о первом колебании.  Христос усомнился
> не в чудесах. Он усомнился в том, нужно ли творить их сейчас.

> "Еще  не пришел час Мой". Что это значит? Мы не знаем; но что бы это
> ни  значило, эти слова говорят нам,  что у Него был план,  была цель
> и   все  возможные  действия  или служили ей,  или не служили.  Если
> мы  не  заметим  этого  плана, мы упустим самую суть истории Христа,
> нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии.

> Нередко   говорят,   что  Иисус  был бродячим учителем,  и это очень
> важно  —   мы  не  должны  забывать,   как  относился  Он  к роскоши
> и  условностям. Вероятно, респектабельные люди и сейчас сочли бы Его
> бродягой.   Он  Сам  говорил,  что лисы имеют норы,  а птицы гнезда,
> и,  как бывает часто, мы ощущаем не всю силу этих слов. Мы не всегда
> замечаем,  что,  сравнивая Себя с лисами и птицами, Он называет Себя
> Сыном Человеческим, то есть Человеком.

> <......>

> <...>  Равнодушие  и  сомнение  опустошали   христианство   изнутри,
> и  оставалась  только  оболочка, как в поздней античности оставалась
> только  оболочка мифологии. Но всякий раз, когда отцы были "не очень
> ревностны",  дети пылали огнем веры. Это очевидно, когда Возрождение
> сменяется  Контрреформацией.  Это очевидно,  когда Просвещение снова
> и  снова сменяется христианством. Однако есть много других примеров,
> и ст`оит их привести.

> Вера  —  не пережиток. Она живет не так, как жили бы друиды, если бы
> им  удалось  продержаться  2000  лет.  Так  могло  случиться  в Азии
> и  в  античной  Европе, ибо мифология и философия равнодушно терпели
> друг  друга  и  друг  другу  не  мешали.    Вера  не просто  выжила,
> она  непрестанно  возвращалась  в  западный  мир, который так быстро
> менялся, в котором всё время что-то гибло.

> Следуя    традиции   Рима,   Европа   всегда   всё   переворачивала,
> перестраивала,  строила  заново.  Сначала она непременно отбрасывала
> старый   камень,    кончала  же тем,  что ставила его во главу угла.
> Она откапывала его на свалке и венчала им здание. <...> Вера друидов
> не приходит заново каждый век, ну, каждые два века <.....>.

> Церковь  жила не в том мире,  где всё слишком старо,  чтобы умереть,
> а  в  том,  где всё так молодо,  что его можно убить.  Если смотреть
> со стороны, сверху ее часто убивали; мало того, она часто выдыхалась
> и   без  этого.   Отсюда  следует  то,   что  очень  трудно описать,
> хотя  это  важно и более чем реально. Время от времени смертная тень
> касалась  бессмертной  Церкви, и всякий раз Церковь погибла бы, если
> бы могла погибнуть. Всё, что могло в ней погибнуть, погибало.

> <Словно>  змея  сбрасывала кожу <...>. Выберу более достойный образ:
> <...> колокол возвещал о казни — но ее снова откладывали.

> <.....>

> <...>  Хотя  мы  видим  довольно  четко,  как  язычество Возрождения
> пыталось  прикончить  христианство,   нам   гораздо   легче  увидеть
> тот  упадок  веры,  что  начался  в веке Просвещения.  Ведь  он  еще
> не  кончился; мы сами воочию видим упадок того упадка. 200 последних
> лет  не кажутся нам единым мигом,  как IV и V или XII  и  XIII века.
> Мы знаем сами, как окончательно и полно утратило общество свою веру,
> не  отменяя  обрядов,   как люди поголовно  становятся  агностиками,
> не  смещая  епископов.  И еще мы знаем, как случилось чудо — молодые
> поверили в Бога, хотя его забыли старые. <...>

> Да,  много  раз   —   при  Арии,   при альбигойцах,  при гуманистах,
> при  Вольтере,  при  Дарвине  —  вера,  несомненно, катилась ко всем
> чертям.  И  всякий  раз  погибали  черти. Каким полным и неожиданным
> бывало  их  поражение,  мы  можем  убедиться  на  собственном  нашем
> примере.

> Чего  только  не  говорят  об  Оксфордском  движении  и католическом
> возрождении  во Франции! Но почти никто не говорит о самом очевидном
> их  свойстве  —  полной  неожиданности.  Они  поразили,  более того,
> озадачили  всех,  словно  река  потекла вспять и даже вверх, в гору.
> Вспомните  книги  XVIII  и XIX столетий.  Всем  было  яснее  ясного,
> что  река  веры  вот-вот  оборвется  водопадом  или, на худой конец,
> разольется дельтой безразличия. Даже спокойное ее течение показалось
> бы чудом, немыслимым, как ведовство.

> Самые  умеренные  люди  не  сомневались,  что  река веры, как и река
> свободы, разольется и обмельчает, если не высохнет совсем. <.....>

> <...>

> Словом, все спорили только о том, медленнее или быстрее течет река —
> и  вдруг увидели,  что вверх по течению что-то плывет.  И как образ,
> и  как  факт  это  может обеспокоить. Всё мертвое плывет по течению,
> против  течения  может  плыть  только  живое.  Вниз по реке, гонимые
> просвещением   и   прогрессом,   плыли  демагоги и софисты;  но даже
> те из них, которые еще не умерли,  вряд ли доказывали,  что они живы
> и животворны.

> Несомненно, живым было огромное чудище, которое плыло вверх по реке,
> хотя  многим  оно  и казалось чудищем доисторическим. Люди того века
> ощущали,   что  обряд  так же нелеп,  как морской змей,  что митры и
> тиары  —  словно рога допотопных монстров, а ходить в церковь так же
> дико, как жить в пещере.

> Мир до сих пор дивится чудищу,  главным образом  —  потому,  что оно
> всё   плывет   и  не  тонет.  Чем больше его ругают,  тем непонятней
> оно становится. <...>

> Да,  в  недавнее  время  мы видели, как умирает вера, но то же самое
> видывали   люди   много  веков  тому  назад.   И  тогда,   и  сейчас
> это  кончилось  одинаково.  Вера не исчезла; к нам возвращается даже
> то, что казалось давно утерянным. <...>

> <...>

> Мы  нередко  слышим,   что  христианство   может  остаться  как дух,
> как  атмосфера.    Поистине,   многие хотели бы,  чтобы оно осталось
> как  призрак.  Но  оно  не  хочет.  После  каждой его смерти не тень
> встает,  но  воскресает  тело. Многие готовы проливать благочестивые
> слезы  над  могилой  Сына  Человеческого,  но  они  совсем не готовы
> увидеть, как Сын Божий идет по утренним холмам. <...>

[ Гилберт К. Честертон. ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (II.3,6)  
www.krotov.info/library/ch/chesterton/vechni2.htm  ]

 
 *> Клайв Стейплз Льюис о чуде в Кане
    с. Христ.Просвещ./rasylka/003/421.htm#0
 *> Свящ. Александр Мень об этом чуде
    с. Христ.Просвещ./rasylka/002/066.htm#0
 *> в тематич. указателе: Брак - Христос на брачном пире в Кане:
    (там ссылки на 4 проп. митр. Антония Блума)
           с. Христ.Просвещ./temy/b.htm#brakana


 *-> о свт. Мефодии, архиеп. Моравском см.:
     www.krotov.info/spravki/persons/09person/kir_mefo.html


Да просветит Вас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*На третий день в Кане, что в Галилее, была свадьба.
Там была мать Иисуса.
На свадьбу был приглашен и Иисус с учениками.
Когда кончилось вино, мать Иисуса говорит Ему: "У них нет вина".
Иисус отвечает ей:
"Что Мне до этого, женщина? Еще не пришло Мое время".
Она говорит слугам: "Делайте то, что Он вам скажет".
Там было шесть каменных чанов –
они стояли для обряда очищения, принятого у евреев, –
каждый вместимостью от восьмидесяти до ста двадцати литров.
Иисус говорит слугам: "Наполните чаны водой".
Слуги наполнили их до краев.
Иисус говорит:
"А теперь зачерпните и несите распорядителю пира".
Они отнесли.
Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась в вино, –
а он не знал, откуда оно взялось,
знали только слуги, черпавшие воду, –
зовет к себе жениха и говорит ему:
"Все люди сначала подают хорошее вино,
а уже потом, когда гости напьются, похуже.
А ты берег хорошее вино до сих пор!"
То, что совершил Иисус в Кане Галилейской,
положило начало Его чудесным знакам.
Этим Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него.*
(Ин.2:1-11)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»