=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 10 апреля ст.ст., пт (2-я седмица по Пасхе);
литургические чтения: Деян.5:1-11; Ин.5:30-6:2 v.

¤ Иисус не доказывал своего божественного достоинства, Он говорит только в чём его сущность и каково его выражение. Но у Него есть свидетель, на которого Он может сослаться и который заверил Его божественное Посланничество (ст. 31-32). Кто этот свидетель?

¤ У читателя напрашивается мысль о Иоанне Крестителе, который уже по крайней мере два раза выступал свидетелем о Христе (1:19-34 и 3:22-36). Но Иисус эту догадку тотчас же отводит. Да, евреи посылали к Иоанну и Иоанн засвидетельствовал об Иисусе (ст. 5:33). Но свидетельство Иоанна имело не более как педагогическое значение: для спасения людей (ст. 34). Это значение с ним остается. Замечателен образ светильника, который относит к Иоанну Господь (ст. 35): светильник горит и светит, и радует светом. Но светильник  –  это не свет, так же, как голос  –  не слово. Креститель и в 4-м Евангелии (1:23) приложил к себе пророческий образ "голоса вопиющего в пустыне" (Ис.40:3). Но евангельский голос изрекает слово, светильник источает свет. Для евангелиста +словом+ (1:1-18) и +светом+ (1:9; 3:19-21) был Иисус. (Ко времени, когда Иисус произносил эти слова, свидетельство Иоанна, видимо, относилось уже к прошлому; в 3:24 о Иоанне было сказано, что он не был еще заключен в тюрьму, а здесь о нём употребляется форма прошедшего времени).

¤ Итак, Иисус отклоняет свидетельство Иоанна как человеческое (5:34 и 1:6) и потому недостаточное. (Здесь уместно вспомнить символический акт исцеления больного у Овечьей купели (ст. 2-15). Он относится и к общей теме, связанной с символом воды, в этом своем значении он предваряет и слово Христово о Иоанне: Иоанн крестил водою, и служению Иоанна пришел конец, так же точно, как пришел конец воде Ветхого Завета.)

¤ Свидетельство Другого, на которое ссылается Господь, больше Иоаннова (ср. ст. 36а). О Боге может свидетельствовать только Бог. Свидетельство предполагает знание, в этом его смысл. Но у человека не может быть знания о Боге. Бога знает только Бог. Господь указывает на Свои дела. Эти дела дал Ему Отец. Они и свидетельствуют, что послал Его Отец (ст. 36). Свидетельство дел есть свидетельство Отца (ср. ст. 37а). Тот +Другой+, на которого ссылается Господь, есть Отец.

¤ Но свидетельство Отца выражается не только в делах Христа, оно выражено и в Писании. Ссылку на Писание (ст. 39) древние понимали как повеление (ср. синодальный перевод: "Исследуйте Писания"). Только Кирилл Александрийский понял глагол как изъявительное наклонение, и это понимание преобладает в наше время (ср. перевод еп. Кассиана: "вы исследуете"). Господь отсылает Своих собеседников к тому опыту, который они должны иметь. Но они не вразумляются ни свидетельством дел, ни свидетельством Писания. Это всё то же противление Сыну, которое есть и противление Отцу и о котором уже была речь.

¤ Речь Иисуса заканчивается ссылкой на Моисея (ст. 45-47). Иудеи возложили упование на Моисея. Моисей и будет их обвинителем перед Отцом. Неверие Писанию - это неверие Моисею, который писал о Христе. Ссылка на Моисея - конкретная ссылка на голос Отца в Писании, о котором только что говорил Господь.

¤ Ссылка Иисуса на Моисея имеет параллель в синоптической традиции. Ей в Лк. кончается притча о богаче и Лазаре (ср. 16:29-31, где рядом с Моисеем дважды названы и пророки). И так же как Господь в Ин.5:46-47, и Авраам в притче знает, что братья богача не верят и Моисею. Но ссылка на Моисея закрепляет в Лк.16 учение нравственное, а в Ин.5 - учение догматическое. И то и другое составляют часть единой христианской истины. Здесь мы снова словно осязаем существенное согласие предания иоанновского и предания синоптического (как и в сопоставлении синоптического повествования о богатом юноше (или начальнике) и иоанновской беседы Иисуса с Никодимом).

¤ В контексте Ин. значение речи 5:17-47 состоит в том, что она подводит догматическое основание под учение об Иисусе как начале жизни вечной для верующих в Него. Он является таковым как Сын Божий, пребывающий в единстве с Отцом. Это единство выражается в общем делании жизни, достигающей своей полноты в эсхатологическом свершении.

* По книге: Еп. Кассиан (Безобразов).
Толкование на Евангелие от Иоанна.
// Ж-л "Символ" №34 (дек. 1995г.), стр. 92-4.

 

 

  - - - - -  - - - ссылки по темам еванг. чтения - - - -
 *>> Саймон Тагуэлл: верность Божьей славе...
      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/070.htm#0
 *>> Прот. Александр Шмеман:
     Ветхий Завет как свидетельство о Христе; последние времена
                        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/425.htm#0
 *>> А.МакГрат об отношении к Писанию в Средние века
     и "возвращении к Писанию" в эпоху Реформации
     с. Христ.Просвещ./bibliotk/m/mkgrat/bm7.html


Да просветит Вас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

Иисус сказал:
"Я ничего не могу делать собственной властью.
Я сужу, как велит Мне Отец,
и Суд Мой - праведный суд,
ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь,
а того, чего хочет Пославший Меня.
Если Я сам о себе свидетельствую, слова Мои не имеют силы.
Но есть у Меня и второй свидетель, и он говорит в Мою пользу.
И Я знаю: всё, что он говорит обо Мне, - это правда.
Вы посылали посланцев своих к Иоанну,
и свидетельство, данное им, правдиво.
Впрочем, Я не нуждаюсь в людских свидетельствах
и ссылаюсь на них лишь ради вашего спасения.
Иоанн был как ярко горящий светильник,
и вам хоть на время хотелось порадоваться при его свете.
Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн.
Те дела, что дал Мне делать Отец, сами эти дела, которые Я совершаю -
вот свидетельство того, что Меня послал Отец!
Это Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует обо Мне.
Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни облика Его не видели,
Слово Его не живет в вас,
потому что вы не верите Тому, кого Он послал.
Вы прилежно изучаете Писания,
так как считаете, что в них обретете вечную жизнь.
Но и они говорят обо Мне!
Однако вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь.
Мне ни к чему похвалы людей. ...
Как вы можете поверить, если принимаете хвалу друг от друга,
а получить хвалу от единого Бога не стараетесь?!
Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом.
Ваш обвинитель - Моисей, на которого вы надеетесь!
Если бы вы верили Моисею, вы и Мне бы поверили,
ведь он писал обо Мне.
Но если вы не верите тому, что писал он,
как вы поверите Моим словам?"
(Ин.5:30-41,44-47)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»