=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 27 апреля ст.ст., пн (5-я седмица по Пасхе);
литургические чтения: Деян.12:12-17#; Ин.8:42-51#+ .

*(42) – Будь отцом вашим Бог, вы бы любили Меня,
   ведь Я от Бога пришел и к Нему направляюсь, –
   ответил им Иисус. –
   Ведь Я пришел не от себя – Меня послал Он!
(43) Почему вы не понимаете Моих слов?
   Потому что вы не способны их услышать!
(44) Ваш отец – дьявол, и вы рады исполнить все отцовские прихоти.
   А он всегда был убийцей людей,
   и правда ему чужда, ведь в нём нет правды.
   Он говорит на родном языке, когда лжет,
   потому что он лжец и отец лжи.
(45) А Мне вы не верите, потому что Я говорю вам правду.
(46) Кто из вас уличит Меня в грехе?
   И если Я говорю вам правду, почему вы не верите Мне?
(47) Тот, кто от Бога, слушает Божьи слова.
   Вы потому и не слушаете, что вы не от Бога.
(48) – Правильно говорят у нас, что Ты самаритянин и в Тебе бес, –
   сказали они Ему.
(49) – Во Мне нет беса, – ответил Иисус, –
   Я чту Моего Отца, а вы Меня бесчестите.
(50) Не Я ищу себе славы, есть Другой – Тот, кто ищет,
   а Он - Судья праведный.
(51) Говорю вам истинную правду:
   кто исполнит Слово Мое,
   смерти вовек не увидит.*

            (Ин.8:42-51 в переводе В.Н.Кузнецовой)

 

¤ Диавол - отец "иудеев" (Ин.8:44)

¤ Ответ на вопрос "кто отец "иудеев"?" дается в ст. 44 (слово "иудеи" в Ин. почти всегда означает "иудейская религиозная элита"). С толкованием этого стиха сопряжены очень большие трудности. Чтобы не запутаться в подробностях, сначала приведем его в переводе еп. Кассиана, а затем остановимся на частностях:

¤ "Вы - от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он человекоубийца был от начала и в истине не стоял, потому что нет истины в нём. Когда кто говорит ложь, говорит то, что ему свойственно, оттого что и отец его - лжец".

¤ Первая подробность, на которой нужно остановиться, заключена в первых словах стиха. Буквально они могли бы значить: "вы - от отца диавола". Эта неожиданная мысль могла бы получить подтверждение и в последних словах стиха, синтаксически точный перевод их был бы: "<ибо> и отец его <то есть диавол> - ложь". Но такой перевод вводил бы, как и начало стиха, представление об "отце диавола", для которого нет места в христианском богословии. Некоторые толкователи, не видя другого выхода, допускали здесь порчу текста и отказывались от его исправления. Однако в пользу такого предположения нет объективных данных. Выход был бы найден, если родительный падеж tou diabolou [ту диаб`олу] ("диавола") понять как дополнение к tou patroV [ту патр`ос] ("отца"). В переводе еп. Кассиана эта мысль подчеркнута запятой после слова "отца" в начале стиха и восполнением подразумевающегося в подлиннике личного местоимения `umin ("вашего").

¤ Но конец стиха - еще трудней. Однако в некоторых рукописях раннелатинского перевода на месте нашего `otan [h`отан] ("когда") сто`ит относительное местоимение qui, которое можно понимать как перевод греческого `oV an [hос ан]. Если бы в первоначальном тексте стояло `oV an, которое из-за ошибки переписчика могло измениться в `otan, русский перевод звучал бы: "если кто" или "когда кто". Но, может быть, еще проще было бы подразумевать при `otan lalh [h`отан лал`э] ("когда говорит") подлежащее tiV [тис] ("некто") и понимать последнее autou [аут`у] ("его") как ссылку на это tiV. Этот выход избавил бы нас от исправления текста, которое, при отсутствии объективных данных, всегда является проблематичным. (Ср. перевод этого стиха в перев. еп. Кассиана с переводом В.Н.Кузнецовой!)

¤ На вопрос о том, кто есть "отец иудеев", Господь дает в ст. 44 исчерпывающий ответ: это Диавол; и как таковой он противопоставляется Богу. Противопоставление Иисуса и мира, с которым мы встретились в гл. 7 и начале гл. 8, раскрывается здесь во всей его метафизической глубине как противопоставление Бога и Диавола.

¤ Как "дети Диавола", "иудеи" хотят исполнить его прихоти ("похоти"). Таковым является и покушение на жизнь Иисуса, поскольку Диавол "был человекоубийцей от начала". Бог есть начало жизни, Творец и Промыслитель; Диавол есть виновник смерти. И еще Диавол чужд истине; великая ложь (мысль Иисуса, несомненно, об "иудеях") - это дело Диавола как "отца иудеев". Как начало лжи, Диавол здесь противопоставляется Иисусу, который в этом контексте является глашатаем истины (ср. ст. 40-45). Он, несомненно, противопоставляется и Святому Духу как олицетворению (ипостасному носителю) истины. (Вспомним, что в ст. 30-36 за учением об освобождении истиной сто`ит мысль о действовании Святого Духа.)

¤ В ст. 44 контраст Иисуса и мира выражается как противоположение Бога и Диавола: с одной стороны Бог  -  жизнь, истина; с другой - Диавол - убийство, ложь.

¤ Некоторые толкователи готовы видеть в противопоставлении ст. 44 выражение сущностного (онтологического) дуализма, борьбы в космическом плане начала добра и начала зла. В пользу этого понимания, по-видимому, можно было бы привести и другое противопоставление: Иисус - свет миру, а обступает Его тьма (ст. 12). С этими мыслями мы встречаемся у тех толкователей, которые усматривают влияние гностицизма на Ин. Но дуализм Иоанна  -  это не онтологический дуализм: Бог победит Диавола или, если использовать образ из этой же главы, Сын освободит раба (ст. 36).

¤ В указании 8:44 на Диавола как на "отца иудеев" беседа гл. 8 достигает своей кульминационной точки, но на этой точке она не кончается. Противоборство "иудеев" Иисусу как глашатаю истины  -  во всём богословском значении этого слова - только тем и объясняется, что они - "не от Бога" (ст. 45-47). В ответ на обвинения "иудеев", что Иисус - "самарянин" (видимо, это значит здесь вообще "еретик") и что "в нём бес", Иисус объясняет Свои действия тем, что Он чтит Отца, т.е. ищет славы для Него (а Отец в свою очередь прославляет Сына; ст. 48-49,54). Предыдущие части беседы неизменно завершались исповеданием Отца и отношением к Нему Сына, такое построение видим и здесь (ср. также ст. 54).

* По книге: Еп. Кассиан (Безобразов).
   Толкование на Евангелие от Иоанна.
   // Ж-л "Символ" №34 (дек. 1995г.), стр. 114-6.

продолжение в следующем выпуске

 

        **>> свящ. Александр Мень о бессмертии
             с. Христ.Просвещ./rasylka/002/087.htm#0


Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Как солнце, восходя и освещая мир,
являет и себя и освещаемые предметы,
так Солнце Правды, воссиявая в чистом уме,
являет и Себя, и свойство всех вещей,
Им существующих и имеющих появиться*
(Св. Максим Исповедник, Сотницы I,95)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»