=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 28 апреля ст.ст., вт (5-я седмица по Пасхе);
литургические чтения: Деян.12:25-13:12#; Ин.8:51-59#+ .

/продолжение. см. предыдущий выпуск./

*<Иисус сказал:>
(51) - Говорю вам истинную правду:
   кто исполнит Слово Мое,
   смерти вовек не увидит.
(52) – Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, –
   сказали они Ему. –
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
(53) Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
(54) – Если Я сам себя прославляю, слава Моя – ничто, –
   ответил Иисус. –
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
(55) Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
(56) Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его – и был счастлив!
(57) – Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! –
   возмутились они.
(58) Иисус ответил:
 – Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
(59) Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.*

            (Ин.8:51-59 в переводе В.Н.Кузнецовой)

 

¤ Слов`а Иисуса "если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек" (ст. 51; ср. 53) вызывает новый выпад со стороны "иудеев" и новую ссылку на Авраама, под знаком которой проходит заключительная часть беседы. Авраам и пророки умерли. Так "неужели Ты больше отца нашего Авраама?" (ст. 52-53). Подобный вопрос и выраженный точно теми же словами звучит в беседе Иисуса с самарянкой (4.12). И так же, как и там, собеседник Христа подразумевает один ответ, а читатель-христианин - другой: да, Иисус - больше Авраама. На вопрос "иудеев" "кем Ты себя делаешь?" (ст. 53) Иисус отвечает новой ссылкой на Отца: в отличие от "иудеев", "Он знает Отца и соблюдает Его слово" (ст. 55). На устах Иисуса снова имя Авраама.

¤ Толкователи расходятся в понимании ст. 56 в том смысле, относится ли этот опыт Авраама к историческому прошлому или к будущему. Ясно одно - Авраам видел день Иисуса и возрадовался (ст. 56). Это свидетельство Иисуса о Себе вызывает возмущение "иудеев" (ст. 57), они делают новую неудачную попытку убить Иисуса (ст. 59).

¤ Учение Иисуса в гл. 8 завершается торжественными словами (ст. 58): "... истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь". То же +egw eimi+ [эг`о эйм`и], с которым мы встретились в ст. 24,28, и в том же значении. Господь заключает беседу торжественным свидетельством не просто о Своем предсуществовании (существовании до воплощения, рождения во плоти), но именно о предсуществовании в божественном достоинстве.

* * *

¤ В завершении анализа гл. 8 нужно сделать несколько замечаний.

¤ 1. Через всю беседу проходит образ Авраама, сначала в притязании "иудеев" на достоинство его сынов, затем в ссылках на него Иисуса, который при этом неизменно возвышается над Авраамом. Пример Авраама должен быть так же убедителен для "иудеев", как и ссылка на Закон в гл. 7 и в начале гл. 8. Но в построении Ин. образ Авраама органически так же мало связан с архитектоникой целого, как и в Послании к галатам, где из учения о спасении как усыновлении Богу во Христе силою Святого Духа ап. Павел делает вывод о том, что +верные+ - наследники Авраама (Гал.3). После того как было отклонено притязание "иудеев" на происхождение от Авраама, в раскрытом богословии Иоанна, строго говоря, уже не оставалось места для Авраама. Его повторное возвращение на протяжении гл. 8 следует понимать как отзвук полемики между иудеями и христианами.

¤ 2. Последние, метафизические, глуб`ины конфликта между "иудеями" и Иисусом выражены и в предложении выбора, обращенного к человеческой воле: или с Богом, или с Диаволом, в зависимости от послушания или непослушания слову Иисуса; послушные - ученики, непослушные - враги, третьего не дано.

¤ 3. Снова и снова Иисус говорит об Отце - в построении гл. 8 каждая из тем кончается возвращением к Отцу. Таким образом, теоцентризм Ин., который мы наблюдали в начальных главах, остается в силе и теперь.

¤ 4. Воля Божия исполняется или нарушается людьми здесь, на земле. Следующие две главы, 9 и 10, тесно связанные между собой, но неотделимые от гл. 8, ставят нас перед преломлением конфликта глав 7 и 8 в плоскости человеческих отношений.

* По книге: Еп. Кассиан (Безобразов).
   Толкование на Евангелие от Иоанна.
   // Ж-л "Символ" №34 (дек. 1995г.), стр. 116-7.

 

 **>> Яков Кротов: вера, неверие, предательство
      www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_59.html
 **>> Доминик Бартелеми: Авраам
      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/088.htm#0


Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

'Христианское бессмертие – это жизнь без смерти,
а вовсе не жизнь после смерти'. (П.Чаадаев)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»