ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 28 апреля ст.ст., вт (5-я седмица
по Пасхе); /продолжение. см. предыдущий выпуск./
¤ Слов`а Иисуса "если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек" (ст. 51; ср. 53) вызывает новый выпад со стороны "иудеев" и новую ссылку на Авраама, под знаком которой проходит заключительная часть беседы. Авраам и пророки умерли. Так "неужели Ты больше отца нашего Авраама?" (ст. 52-53). Подобный вопрос и выраженный точно теми же словами звучит в беседе Иисуса с самарянкой (4.12). И так же, как и там, собеседник Христа подразумевает один ответ, а читатель-христианин - другой: да, Иисус - больше Авраама. На вопрос "иудеев" "кем Ты себя делаешь?" (ст. 53) Иисус отвечает новой ссылкой на Отца: в отличие от "иудеев", "Он знает Отца и соблюдает Его слово" (ст. 55). На устах Иисуса снова имя Авраама. ¤ Толкователи расходятся в понимании ст. 56 в том смысле, относится ли этот опыт Авраама к историческому прошлому или к будущему. Ясно одно - Авраам видел день Иисуса и возрадовался (ст. 56). Это свидетельство Иисуса о Себе вызывает возмущение "иудеев" (ст. 57), они делают новую неудачную попытку убить Иисуса (ст. 59). ¤ Учение Иисуса в гл. 8 завершается торжественными словами (ст. 58): "... истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь". То же +egw eimi+ [эг`о эйм`и], с которым мы встретились в ст. 24,28, и в том же значении. Господь заключает беседу торжественным свидетельством не просто о Своем предсуществовании (существовании до воплощения, рождения во плоти), но именно о предсуществовании в божественном достоинстве. * * * ¤ В завершении анализа гл. 8 нужно сделать несколько замечаний. ¤ 1. Через всю беседу проходит образ Авраама, сначала в притязании "иудеев" на достоинство его сынов, затем в ссылках на него Иисуса, который при этом неизменно возвышается над Авраамом. Пример Авраама должен быть так же убедителен для "иудеев", как и ссылка на Закон в гл. 7 и в начале гл. 8. Но в построении Ин. образ Авраама органически так же мало связан с архитектоникой целого, как и в Послании к галатам, где из учения о спасении как усыновлении Богу во Христе силою Святого Духа ап. Павел делает вывод о том, что +верные+ - наследники Авраама (Гал.3). После того как было отклонено притязание "иудеев" на происхождение от Авраама, в раскрытом богословии Иоанна, строго говоря, уже не оставалось места для Авраама. Его повторное возвращение на протяжении гл. 8 следует понимать как отзвук полемики между иудеями и христианами. ¤ 2. Последние, метафизические, глуб`ины конфликта между "иудеями" и Иисусом выражены и в предложении выбора, обращенного к человеческой воле: или с Богом, или с Диаволом, в зависимости от послушания или непослушания слову Иисуса; послушные - ученики, непослушные - враги, третьего не дано. ¤ 3. Снова и снова Иисус говорит об Отце - в построении гл. 8 каждая из тем кончается возвращением к Отцу. Таким образом, теоцентризм Ин., который мы наблюдали в начальных главах, остается в силе и теперь. ¤ 4. Воля Божия исполняется или нарушается людьми здесь, на земле. Следующие две главы, 9 и 10, тесно связанные между собой, но неотделимые от гл. 8, ставят нас перед преломлением конфликта глав 7 и 8 в плоскости человеческих отношений.
**>> Яков Кротов: вера, неверие, предательство www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_59.html **>> Доминик Бартелеми: Авраам с. Христ.Просвещ./rasylka/002/088.htm#0
|
|
![]() |