=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 30 апреля ст.ст., чт (5-я седмица по Пасхе);
пам. ап. Иакова Зеведеева (†44); свт. Игнатия Брянчанинова (†1867);
литургические чтения: Деян.14:20-27#; Ин.9:39-10:9# v .

*(39) Иисус сказал:
  – Я пришел в этот мир для суда,
    чтобы те, кто не видят, видели,
    а зрячие чтобы стали слепыми.
(40) Фарисеи, стоявшие рядом с Иисусом, услышали это и сказали Ему:
 – Но нас-то Ты не считаешь слепыми?
(41) – Будь вы действительно слепы, на вас не было бы греха, –
    ответил Иисус. –
    Но вы говорите, что видите. Значит, ваш грех на вас остается.
10 – Говорю вам истинную правду:
    кто входит в овчарню не через дверь,
    а забирается как-то иначе, –
    тот – вор и грабитель.
(2)   Тот же, кто входит в дверь, – / пастух овечьего стада.
(3)   Сторож ему открывает ворота; / овцы слушают голос его,
    он овец своих называет по имени / и выводит наружу.
(4)   И когда он всех своих выведет, / он идет впереди них,
    а овцы идут за ним, / ведь они его голос знают.
(5)   За чужим они не пойдут, / они побегут от него,
    потому что голос чужих не знают.
(6)  Иисус рассказал им эту притчу,
    но они не поняли того, о чём Он им говорил.
(7)  Иисус продолжал:
  – Говорю вам истинную правду: / дверь для овец – это Я.
(8)   Все, кто пришли до Меня, – / воры и грабители.
    Но `овцы их не послушались.
(9)   Дверь – это Я. / Кто войдет через Меня, будет спасен.
    Он и войдет, и выйдет, / и найдет себе пастбище.
(10)  Вор же приходит для лишь для того,
    чтобы украсть, убить и разрушить.
    Я пришел для того, / чтобы жизнь они обрели,
    жизнь во всей полноте.
(11)  Я – хороший пастух,
    ведь хороший пастух отдает свою жизнь за овец.
(12)  А наемник – он не пастух, / овцы ему чужие,
    видя, что волк приближается к стаду,
    он бросает овец и бежит, –
    а волк их хватает – / и они разбегаются.
(13)  Потому что он наемник, / не печется об овцах.
(14)  Я – хороший пастух, / Я Моих знаю, / и Меня Мои знают.
(15)  И как Меня знает Отец, / так и Я знаю Отца.
    Я отдаю Свою жизнь за овец.
(16)  Есть у Меня и другие овцы – / они не из этой овчарни, –
    Я должен и их привести.
    И они будут слушать Мой голос,
    и будет тогда одно стадо / и будет один пастух!*

                        (Ин.:9:39-10:16 в переводе В.Н.Кузнецовой)

 

¤ =9.39-41.= Слова Иисуса, которыми кончается гл. 9, раскрывают символический смысл исцеления слепца. Телесная слепота - образ слепоты духовной. Иисус говорит о Своем служении как о суде, т.е. разделении: "Я пришел в этот мир для суда, чтобы те, кто не видят, видели, а зрячие чтобы стали слепыми" (ст. 39) - это относится к слепоте фарисеев. Как бы они ни отрицали свою слепоту, они не только слепы, но их слепота - следствие их выбора, и потому грех на них остается (ст. 40-41).

¤ На этом в нашем разделении на главы кончается гл. 9 и начинается новая глава, 10 - с притчи о дворе овечьем. Евангелист не дает никакого указания на перемену обстановки и на присутствие новых слушателей, а значит есть все основания считать, что к тем же фарисеям обращена и притча об овечьем дворе. Но прежде, чем к ней перейти, нужно остановиться на одной подробности гл. 9.

¤ =Тема греха.= Внимательный читатель не может не заметить, что в гл. 9 дважды ставится и тотчас же снимается тема греха. В первый раз ее ставят ученики, притом не только о самом слепце, но и о его родителях (ст. 2). Господь ее отводит и для слепца, и для родителей (ст. 3): "Ни он не согрешил, ни родители его". (Эти слова вовсе не утверждают безгрешность слепца и его родителей, они говорят только то, что несчастие слепца не должно быть понимаемо как наказание за грех.) Вопрос о грехе  -  уже о грехе не слепца, а Иисуса - снова ставится фарисеями в ст. 16а: нарушитель субботы не может быть от Бога. "Другие говорили: как может человек грешный творить такие знамения?" (ст. 16b). Когда исцеленного призывают во второй раз, его хотят заставить признать Иисуса грешником. Этого исцеленный знать не может; что он знает - это полученное им исцеление (ст. 24-25). Знает он и то, что "грешников Бог не слушает" (ст. 31). Его слов`а в защиту Иисуса приводят к тому, что его выгоняют из синагоги. При этом ему говорят: "Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас!?" (ст. 34). Итак, тема греха проходит через весь этот отрывок: речь идет о грехе слепца, о котором отказывается говорить Господь, о грехе Безгрешного - Его защищает исцеленный. Фарисеи обвиняют Христа  -  но возводимое ими обвинение, как и всякое ложное обвинение, падает на обвинителей: они повинны в духовной слепоте, это их грех (ст. 40). Отрывок кончается приговором, который изрекает Господь: "ваш грех на вас остается" (ст. 41).

¤ =10:1-21.= Притча об овечьем дворе (ст. 1-18) следует за обличением фарисеев. Это обличение слышится и в ее первых же словах (ст. 1), и оно звучит снова и снова в дальнейшем (ст. 5,8,12-13). Образ пастыря и овец имеет ветхозаветные корни (в частности, у Иезекииля, гл. 34), но Господь его прилагает к Себе и к тому, что Он видит вокруг Себя. Притча как таковая кончается ст. 5, но в самом толковании она обогащается дополнительными чертами, которые в свою очередь требуют объяснения. Эта притча выражает характерные особенности Ин. Прилагая эту притчу к Себе, Господь в одно и то же время отождествляет Себя, в пр`иточном образе, и с дверью (ст. 7-9), и с пастырем, который этой дверью входит (ст. 11 и 14). Современные толкователи нашли в этой притче отзвук и политических движений, потрясавших жизнь иудейского народа в I веке н.э., в частности и в особенности движения зилотов, иудейских националистов, которые для осуществления своих целей прибегали с беспощадному террору. По-гречески они назывались "lhstai" [лэст`ай] - "разбойники". Это слово встречается и в нашей притче (ст. 1 и 8), и в повествовании о Страстях, где этим именем назван Варавва (ср. 18:40). Они не через дверь проникают во Двор Овчий, а влезают иным путем, как воры и разбойники (ст. 1). В ст. 12 и 13 к этим отрицательным образам прибавляется и образ наемника. "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (ст. 10). Но и наемник знает только свою пользу, он не заботится об овцах, его обязанности определены договором, `овцы для него  -  чужие. Если "разбойники" допускают сближение с зилотами, то не надо ли понимать под наемниками фарисеев и книжников, подводивших религиозную жизнь народа под точные формы договора, а потому и встретивших то беспощадное справедливое обличение со стороны Христа, которое сохранено для нас евангелистами-синоптиками? Это обличение слышится и в нашей притче, и ее толковании. Толкование вызывается тем, что слушатели ее не понимают (ст. 6 и сл.). В сознании читателя эта неспособность "иудеев" понять учение усугубляет их вину. В этом понимании притча об овечьем дворе является естественным продолжением приговора 9:41.

* По книге: Еп. Кассиан (Безобразов).
   Толкование на Евангелие от Иоанна.
   // Ж-л "Символ" №34 (дек. 1995г.), стр. 120-2.

/продолжение следует/

 

  +->> Свт. Кирилл Иерусалимский: Иисус - Дверь
        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/445.htm#0

  +->> Питер Крифт: Многими скорбями...
       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/090.htm#0


Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

"... чтобы войти в Царство Бога,
нам надо пройти через много страданий"
(Деян.14:22)

* * *
"Долготерпение убедит и властителя,
мягкая речь проймет и твердолобого".
(Пр.25:15)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»