=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!!!
* 17 мая ст.ст., ВС, Пятидесятница,
День Святой Троицы;
литургические чтения: Деян.2:1-11 v
; Ин.7:37-52,8:12.
(в западной традиции "Днем Св. Троицы" называется
воскресенье после Пятидесятницы)
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины,
везде пребывающий и всё наполняющий,
Сокровищница благ и жизни Податель,
приди и вселись в нас,
и очисти нас от всякой скверны,
и спаси, Благой, души наши.
> Нам очень важно помнить и знать, что Христос, говоря ученикам о том,
> что Он уходит видимо, уходит из этого мира, обещал им, что Дух Божий
> будет Его миссию на земле продолжать. Он будет Заступником, Ходатаем
> общины Церкви, Параклетом. Параклет по-гречески - это значит
> заступник, ходатай, утешитель, как Его называют. "Я пошлю вам, буду
> просить Отца, чтобы Он послал вам этого Утешителя. Он наставит вас
> на всякую правду". Таким образом, Церковь создается силою Духа
> Божия.
> Здесь перед нами трудная проблема.
> Что называть Церковью?
> Маленькая филологическая справка: русское слово "церковь" происходит
> от греческого слова "кириакон" - "дом Божий", отсюда "кирка", отсюда
> "черч" английское и т. д. Другое греческое название церкви -
> "экклесия", что означает "народное собрание". Таким термином
> перевели древнееврейское слово "кахал" - община, или арамейское
> "кехала" - община людей. От "экклесия" происходит французское слово
> "деглиз" и испанское "глезия". Что же это такое? Когда вы читаете
> художественную литературу или публицистику, или какую-то
> историческую литературу, нередко слово "церковь" встречается там как
> обозначение какого-то института, какого-то учреждения типа партии.
> И, так сказать, по образцу того, что мы привыкли в течение всей
> своей жизни видеть, мы думаем, что эта партия должна спускать
> какие-то директивы, иметь какие-то идеологические обоснования или
> идеологические оценки всего на свете. Поэтому часто спрашивают меня
> здесь и в других местах, где я беседую с людьми: "А как Церковь
> смотрит на НЛО или еще что-то?" Как будто бы Церковь имеет некую
> лабораторию, структуру или, скажем, трест, который разрабатывает
> идеологическое отношение ко всем явлениям мира, включая явления
> космические. Вот такое представление об идеологическом аппарате,
> представление о некой, так сказать, властительной структуре, которая
> может быть свергнута, потом вернуться к своей власти, не случайно.
> В этом повинны сами христиане, потому что в какие-то периоды истории
> христианская община действительно претерпевала склеротические
> изменения, и начинала напоминать собой некое подобие идеологической
> партии. Естественно, со всеми выходящими отсюда последствиями -
> с подавлением инакомыслия, с фанатизмом, с довольно мощной
> бюрократией, с неподвижностью, неповоротливостью всего этого
> аппарата, с большим, так сказать, процентом консерватизма.
> Но когда мы читаем в "Символе веры" про Церковь, которая Духом
> Божиим движима, то "Символ" абсолютно не имеет в виду
> эту историческую реальность. Согласно христианскому взгляду, Церковь
> есть богочеловеческий организм. Богочеловеческий организм, или Тело
> Христово, как учит нас апостол Павел.
> Это некая духовная общность, в которой Христос продолжает
> действовать, в которой живет Дух Божий и которая существует
> этим Духом. Как она родилась? Христос ее создал, но не формализовал,
> Он не дал ей никакой структуры. Он только говорил: "Вот Вы Мои,
> Вы Моя община". Каждый член ее должен был быть носителем Его Духа.
> И вскоре после евангельских событий происходит еще одно важное
> событие - рождение Церкви. А дело было так. Это описывается в книге
> "Деяния апостольские". Ученики Иисусовы из Галилеи собрались
> в Иерусалиме по Его повелению. И молились там вместе. Это был
> иудейский праздник Шавуот, или Пятидесятница, как мы его называем,
> потому что он справлялся через 50 дней после Пасхи. До этого времени
> ученики держались тихо, быть может, даже боязливо. Они не выступали
> как какая-то новая духовная религиозная сила. Они также со всеми
> ходили в храм молиться, они жили своей маленькой полудомашней
> общиной. Там было несколько сот человек. Может быть, вся церковь
> была не больше, чем мы, здесь собравшиеся. И вот однажды,
> когда праздник был в разгаре, эта группа апостолов-учеников вышла
> на улицы города и стала славить Бога странным образом.
> Они говорили и как бы пели. Это было поразительное славословие.
> Они говорили на каком-то непонятном языке. Но, с другой стороны,
> люди, съехавшиеся на богомолье со всех концов земли, узнавали,
> понимали эту речь. Каким образом? Мы не знаем. Но смысл доходил
> до всех. Это был необычайный феномен. Некоторые решили, что
> они просто пьяные, другие не могли понять, в чём дело.
> Тогда выступил Петр и сказал: "Нет, братья и сестры. Это не безумие,
> и не пьяные они".
> Дух Божий сошел на апостолов. И повел их вперед на проповедь
> Евангелия. С этого момента рождается проповедующая и возвещающая
> Христа распятого и воскресшего Церковь.
> Она подобна своему основателю Богочеловеку Иисусу Христу. Но есть
> огромная разница. Если в Нём человеческое начало было свободным
> от зла и от греха, то человеческое начало Церкви - земное,
> оно не свободно от греха. Церковь состоит из таких же людей,
> как и все остальные, но она является семенем, началом, как бы ядром
> будущего человечества, которое должно соединиться в духовном
> единстве, в величайшем многообразии, в величайшей открытости
> и величайшей свободе.
[ Свящ. Александр Мень.
НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ. Беседа 5
(оп.: Мировая духовная культура.
Христианство. Церковь. Лекции и беседы. -
М.: Фонд имени Александра Меня, 1995. 2-е изд.: 1997)
www.krotov.info/library/13_m/myen/00043.html
]
О ТОМ ЖЕ:
**>> Cвящ. Александр Мень. из кн. ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ
с. Христ.Просвещ./rasylka/002/107.htm#0
**>> Яков Кротов с. Христ.Просвещ./rasylka/003/461.htm#0
**>> митр. Антоний Блум: проповедь
"О Вознесении Господнем и Пятидесятнице" (1980г.)
www.practica.ru/Ma/7h.htm
Да просветит нас Христос!
|
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Когда наступил день Пятидесятницы,
апостолы все собрались вместе.
И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра.
Шум заполнил весь дом, в котором они находились.
Они увидели нечто напоминающее языки пламени;
эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.
Все исполнились Святого Духа
и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом.
В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи
со всех концов света, из самых разных народов,
и на шум этот собралась большая толпа.
Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран.
Они удивлялись:
– Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так?
А почему же мы слышим,
что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом?
А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,
и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,
Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима,
как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...
И все мы слышим,
как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!*
(Деян.2:1-11)
|