=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

 

* 28 июля      ст.ст., вт (11-я седмица по Пятидесятнице);
  литургические чтения: 2Кор.2:14-3:3 v; Мф.23:23-28 v.



> Вся  сложность  и  парадоксальность христианского отношения к закону
> определяется   тем,  что  Христос  не  только  обличает  фарисейское
> законничество,  но и говорит, что он пришел не нарушить, а исполнить
> Закон.  Евангелие преодолевает и отменяет этику закона и заменяет ее
> иной,  высшей  и благодатной, этикой любви и свободы. И вместе с тем
> оно  не  допускает  внешнего и механического отрицания и низвержения
> закона.  Христианство  открывает  пути  в Царство Божье, где нет уже
> закона.  Но  закон  по-прежнему обличает грех и должен быть исполнен
> миром, пребывающим в грехе. Грешник нуждается в спасении, и спасение
> приходит   не  от  закона,   а  от Спасителя,   спасение совершается
> через  искупление,  а  не  через закон. Но всё время остается низшая
> сфера  закона,  и  закон остается в силе для своей сферы. Социальная
> жизнь  христианского человечества  в значительной  степени  остается
> во власти закона, почти в той же мере, как жизнь первобытного клана,
> поклонявшегося   тотему.   Но  закон  совершенствуется,  улучшается,
> оставаясь  всё  тем  же  принципом.  В  законе  есть вечный элемент.
> Оценки, которые требуются от христианина, необычайно трудны и даются
> с  м`укой.    Оценки   по  закону   просты   и  сравнительно  легки.
> Но  эта  простота  и  легкость  закрыты  для  христианина.  От  него
> требуются  оценки  самого  закона,  которые  уже не по закону должны
> совершаться.   Оценки   христианина   всегда   должны   преодолевать
> фарисейство, но не должны впадать во внешний аномизм <(беззаконие)>.
> И  самая большая трудность тут в соотношении момента индивидуального
> и  социального. Этика закона была по преимуществу этикой социальной.
> Этика  же  христианская  более индивидуальна, чем социальна, для нее
> человеческая душа сто`ит больше, чем все царства мира. Это положение
> создает  страшные  трудности  для этики закона. Этика закона дорожит
> прежде  всего  царством мира. И для людей закона христианство должно
> представляться  анархизмом.  <.....>  Всё  это обнаруживает глубокую
> парадоксальность  христианства  по  отношению  к закону и ко всякому
> социальному  порядку.  Закон,  без  которого  невозможна  социальная
> жизнь,  -  дохристианского  происхождения.  Право раскрыто языческим
> римским миром, и мир христианский реципировал римское право. Поэтому
> христианский мир живет двойственной, дуалистической жизнью, он живет
> и  по закону, и по благодати. И нужно сказать, что не всегда свобода
> человека,  свобода  человеческого лица защищена в порядке благодати,
> она  часто  защищается в порядке закона. В этом положительная миссия
> закона. Средневековая теократия, восточная и западная, императорская
> и   папская,    хотела   быть  обществом,   основанным не на законе,
> а   на   благодати.   И  это  покупалось  тем,  что  сама  благодать
> подвергалась законническому перерождению. Теократическое благодатное
> общество   символизирует   Царство   Божье  в  природно-историческом
> порядке,   который  подлежит  закону.   Свободу  человека оно ставит
> в зависимость от благодатного перерождения другого человека, власти,
> всего  общества. И когда это благодатное перерождение не происходит,
> свобода   человека  отрицается,  он  подвергается  насилию,  за  ним
> отрицается  всякое право.   Тут обнаруживается всё  значение  закона
> для  социальной  жизни человека. Жизнь человека, его свобода и право
> не могут исключительно зависеть от духовного состояния других людей,
> общества,  власти.  Жизнь  человека,  его  свобода  и  право  должны
> охраняться  и  в  том  случае, если духовное состояние других людей,
> общества,   власти  невысокое,  если  оно  недостаточно  просветлено
> благодатью.  Общество, которое захочет себя обосновать исключительно
> на   благодати,   не   пожелает   знать   закона,   будет  обществом
> деспотическим.  Так,  коммунистическое  общество  тоже исключительно
> основано  на благодати,  а не на законе,  хотя и на благодати темной
> и   нехристианской.   В   результате  получается  тирания,  обратная
> теократии.  И  мы  стоим  перед следующим парадоксом: закон не знает
> живой, конкретной, индивидуально неповторимой личности, не проникает
> в ее интимную жизнь, но закон охраняет эту личность от посягательств
> и  насилия со стороны других личностей, охраняет независимо от того,
> каково  направление  и  духовное  состояние других личностей. В этом
> великая  и  вечная  правда закона, правда права. Христианство должно
> признать   эту   правду.   Нельзя  ждать  благодатного  перерождения
> общества,  чтобы  жизнь человека стала выносимой. Таково соотношение
> закона  и  благодати.  Я  должен любить ближнего во Христе, это есть
> путь  Царства   Божьего.   Но  если  у меня  нет  любви  к ближнему,
> то  я  во  всяком  случае  должен  исполнить   закон   по  отношению
> к  ближнему,  должен  быть  справедлив и честен по отношению к нему.
> Нельзя  отменить закон и ждать осуществления любви. Это тоже было бы
> лицемерием.  Я должен не красть, не убивать, не насильничать и когда
> любви   не  имею.    То,    что от благодати,  всегда выше,  чем то,
> что   от  закона,   никогда  не  ниже.   Высшее не отрицает низшего,
> но  включает  его  в  себя  в  преображенном  виде. Злом же является
> законническое  искажение  самой  благодати и любви,   оно-то и ведет
> к насилию и отрицанию свободы,   к совершенному  отвержению  закона.
> Так  определяется отношение между этикой закона и этикой искупления.
> Этика  искупления  не  может   становиться  на место  этики  закона,
> она  тогда становится насильнической и отрицает свободу. Два порядка
> сосуществуют.    И   всегда   благодатный   порядок   есть   порядок
> преображающий  и  просветляющий,  а не насилующий. Высший образ пики
> закона есть право.

> Конфликт  закона  и  благодати,  этики  закона  и  этики  искупления
> проходит  через все конкретные этические вопросы, как мы это увидим.
> И  чрезвычайно  сложно отношение этических конфликтов к человеческой
> свободе  и  к  достоинству  человеческой  личности. Иногда враждебна
> свободе   и   личности  этика  закона,  иногда  же  враждебна  этика
> благодати.    Сама  благодать  не  может  быть   враждебна   свободе
> и   личности,   она дает свободу,  преображает и укрепляет личность.
> Но  то,    как  отражается  в  человеческом  мире  благодать  и  как
> она  искажается  в  нём,  может быть враждебно и свободе и личности.
> Происходит   двойной   процесс:  в  порядок  благодати,  в  духовное
> общество,   в  церковь проникает законничество,  и в порядок закона,
> в  общество  мирское,  в  государство  и  культуру  проникает начало
> благодати,  уже  искаженное  законничеством.  И от того и от другого
> процесса  свобода насилуется и личность страдает. Живая человеческая
> личность  насилуется  и  законом,    и  насильственной   благодатью.
> На  сложных  этических конфликтах мы видим, как закон калечит жизнь,
> когда   нужно было бы  предоставить  ее  действию  благодатных  сил,
> и  как  насильственная  благодать  калечит  жизнь,  когда нужно было
> закону  предоставить  охранение  ее прав.   Это видно в жизни семьи,
> в жизни государства, в хозяйстве, в разных сферах культуры. Проблема
> страшно  осложняется  еще  тем,  что  кроме  этики  закона  и  этики
> искупления  есть еще этика творчества,   связанная с дарами человека
> и  с  его  призванием.    Эти  конфликты  не  могут  быть  приведены
> к окончательной гармонии в пределах нашей  греховной  земной  жизни.
> Но  могут  быть  установлены  ценности,    за которые нужно бороться
> в  разрешение  этих  конфликтов.  Верховной  ценностью  не  является
> счастье.  Трагические  этические  конфликты  опровергают  ту  ложную
> психологию и этику, которая видит в счастье цель человеческой жизни.
> Человеку  внушили  идею,  что  верховным  благом  и  верховной целью
> является счастье, чтобы держать его в рабстве. Свобода и достоинство
> человека  не  позволяют  видеть  в  счастье  и  удовлетворении  цель
> и   высшее   благо   жизни.    Существует   непреодолимый   конфликт
> между  свободой  и  счастьем.  На  этом построена "Легенда о Великом
> Инквизиторе"  Достоевского.  Я  согласен  на  несчастья и страдания,
> чтобы  остаться  свободным существом.   Этика закона  сулит  счастье
> как   результат исполнения закона.  Слушай меня,  и будешь счастлив.
> Но  и  этика  благодати,  благодати,  подвергающейся  законническому
> перерождению,  также  сулит  счастье. Особенно католической теологии
> свойствен  такой  эвдемонизм.  Томисты  и  до сих пор еще утверждают
> психологию,  согласно  которой  человек всегда  стремится  к счастью
> и  блаженству.  Но  современная  психология, продолжая Достоевского,
> Ницше  и  Киркегардта,  совершенно  разрушила эту рационалистическую
> доктрину.   Человек есть существо свободное,  духовное и творческое,
> и  свободное  творчество духовных ценностей он предпочитает счастью.
> Но  человек есть также существо больное, раздвоенное, определяющееся
> темным  бессознательным.  И потому он не есть существо,  стремящееся
> во  что  бы то ни стало к счастью и удовлетворению.   Никакой  закон
> не  может  его  сделать  существом,  предпочитающим счастье свободе,
> удовлетворение  и  успокоение творчеству. Уже поэтому жизнь человека
> не  может  быть  целиком  подчинена  закону.  Благодать же дает лишь
> мгновения радости и блаженства.
        [ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (II.I.4)
          www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_04.html#4. ]




   +++ Митр. Сурожский Антоний: основы веры и человеческие предания
                            с. Христ.Просвещ./rasylka/002/179.htm#0
   +++ Яков Кротов: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола...
                           с. Христ.Просвещ./rasylka/003/533.htm#0


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учител`я Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы пл`атите десятину с мяты, укропа и тмина,
 а самое важное в Законе:
 справедливость, милосердие и верность – отбрасываете!
 А делать надо это, и о другом не забывая! ...
 Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
 а внутри они наполнены тем, что вы в своей алчности награбили! ...
 Вы как побеленные гробницы:
 снаружи они кажутся красивыми,
 а внутри полны мертвых костей и всяческой мерзости!
 Так и вы: снаружи вы кажетесь людям праведниками,
 а внутри полны лицемерия и порока". (Мф.23:23,25,27-28)
                                * * *
*Благодарение Богу –
 Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа
 и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
 Потому что мы и есть то благовоние,
 которое Христос приносит в жертву Богу
 среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
 Для одних мы – смертоносный запах смерти,
 для других – живоносное благоухание жизни. ...
 Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
 оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога.
 И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.*
                                        (2Кор.2:14-16; 3:2-3)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»