=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

 

* 10 августа   ст.ст., пн (13-я седмица по Пятидесятнице)
  {попразднство Преображения}
  литургические чтения: 2Кор.8:7-15; Мк.3:6-12*.



> Жизнь    Церкви     в   ранневизантийский     период    определялась
> семью  Вселенскими  соборами.  Эти  соборы выполнили двойную задачу.
> Во-первых,  они прояснили и четко установили внешнюю организационную
> структуру  церкви,    определив  статус пяти  крупнейших  престолов,
> или  патриархатов,   сложившихся  в предшествующую эпоху.  Во-вторых
> (что  важнее),    соборы  раз  и  навсегда  утвердили учение  Церкви
> об  основополагающих  догматах   христианской   веры  -    о  Троице
> и  воплощении.  Все  христиане  усматривали в этих догматах "тайну",
> запредельную  человеческому  разумению  и  невыразимую  человеческим
> языком.     Формулируя    соборные   определения,   епископы  отнюдь
> не   воображали,   будто  разъяснили  тайну;  они  только  старались
> исключить некоторые ложные способы говорить и мыслить об этих вещах.
> Дабы предостеречь народ Божий от заблуждения и ереси, они воздвигали
> ограду вокруг тайны; и этим дело ограничивалось.

> Соборные  дискуссии  порой  казались  абстрактными  и  не связанными
> с  реальной жизнью; однако их воодушевляла вполне практическая цель:
> спасение  человечества.  Согласно учению Нового Завета, человечество
> отделено от Бога  грехом  и  не может  собственными  силами  сломать
> стену   отчуждения,    воздвигнутую  его  собственной  греховностью.
> Тогда  инициативу  взял на себя Бог:  Он стал человеком,  был распят
> и  воскрес,  тем  самым освободив человечество от уз греха и смерти.
> Такого  ядро христианского провозвестия,  и задача соборов -  стоять
> на  его  страже.   Ереси опасны и заслуживают осуждения потому,  что
> они подрывают учение Нового Завета и воздвигают преграду между Богом
> и людьми, воспрещая людям достигнуть полноты спасения.

> Св.  Павел  выражает  это  провозвестие  об  искуплении  в  терминах
> участия.   Христос   участвует   в  нашей  нищете,  чтобы  мы  могли
> участвовать  в изобилии Его божества: Господь Иисус Христос, "будучи
> богат,   обнищал   ради   вас,  дабы  вы  обогатились  Его  нищетою"
> (2Кор.8:9).  В  Евангелии  от  Иоанна  та же идея выражена несколько
> иначе.    Христос   утверждает,    что   дал   ученикам  приобщиться
> к  божественной  славе,  и молится о том, чтобы они могли достигнуть
> единения  с  Богом: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут
> едино,   как  Мы  едино.   Я в них, и Ты во Мне;  да будут совершены
> во едино" (Ин.17:22-23). Греческие отцы поняли этот и сходные тексты
> буквально  и  дерзнули говорить об "об`ожении" (по-гречески theosis)
> человеческой  природы.  Коль  скоро  человеческие  существа призваны
> участвовать  в  божественной  славе, - рассуждали отцы, - коль скоро
> они  должны  быть  "едино"  с Богом, это значит, что они должны быть
> "обожены":    люди  призваны  по  благодати стать тем,  что Бог есть
> по  природе.     В  соответствии  с этим  св. Афанасий  подытоживает
> смысл  Воплощения   в  следующей  формуле:    "Бог  стал  человеком,
> дабы человек мог стать богом"{О воплощении, 54}.

> Но  если  такое  "становление  богом",  такое  "обожение"  (theosis)
> возможно,    то   Христос  Спаситель  должен быть  вполне  человеком
> и  в  то же время вполне Богом. Никто, кроме Бога, не в силах спасти
> человечество;  значит,  если Христос спасает,  Он должен быть Богом.
> Но  только  если  Он вполне человек, как мы, - только тогда мы можем
> быть причастны к тому,  что Он сделал для нас.  Воплощенный Христос,
> с  Его божественной  и  человеческой  природами,   стал  посредником
> между Богом и человечеством. "Отныне будете видеть небо отверстым, -
> обещает  Господь,  - и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну
> Человеческому"  (Ин.1:51).    Не  только ангелы  могут  использовать
> эту лестницу, но и люди.

> Христос  должен  быть всецело Богом и всецело человеком. Любая ересь
> подрывает  одну из частей этого жизненно важного тезиса. Либо Христа
> изображали   меньшим,    нежели  Бог (арианство),  либо так отделяли
> Его  человечество  от божества, что превращали Христа в две личности
> вместо   одной   (несторианство),   либо  представляли  не  подлинно
> человеком  (монофизитство,  монофелитство).  Каждый Вселенский собор
> отстаивал  данный  тезис.  Первые  два собора, состоявшиеся в IV в.,
> сосредоточили внимание на первой его части (согласно которой Христос
> должен  быть  всецело  Богом)  и  сформулировали  догмат  о  Троице.
> Следующие  четыре собора, созывавшиеся в V, VI и VII вв., обратились
> ко  второй  части  (полноте  человеческой  природы  Христа), а также
> попытались  показать,  каким  образом  человечество и божество могут
> соединяться  в  одной личности. Седьмой вселенский собор, защитивший
> святые  иконы,  на первый взгляд кажется сто`ящим особняком;  однако
> в  конечном  счете   он,   как  и  первые  шесть  соборов,   толкует
> о воплощении и человеческом спасении.
                [ еп. Каллист Уэр. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
                  www.krotov.info/history/20/krivova/ware02.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.12:14-21; Лк.6:11,17-19;
         эпизод N48 по "Брюссельскому согласованию"
         (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#48)




  +••• Б.Геринг: Зачем Господь стал нищим?
       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/192.htm#0
  +••• Яков Кротов: Бог любит дающего с радостью!
          с. Христ.Просвещ./rasylka/003/573.htm#0
  +••• Он же: грань между религиозностью и верой
         с. Христ.Просвещ./rasylka/003/546.htm#0
  

         

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Вы же знаете, как велика доброта нашего Господа Иисуса Христа.
Он, будучи богат, ради вас стал беден,
чтобы Своей бедностью сделать богатыми вас. ...
Помните: кто скупится на семена, у того и урожай будет скуден,
а кто сеет щедрой рукой, и урожай соберет щедрый. ...
Ведь "Бог любит дающего с весельем".
Он в силах одарить вас всякими дарами в избытке,
и тогда у вас всегда и всюду будет всё необходимое
и еще с избытком хватит на любое доброе дело. ...
Тот, кто снабжает сеятеля семенами и хлебом для пищи, 
снабдит семенами и вас.
И Он взрастит их и умножит жатву ваших благодеяний.
Вы будете так богаты всем, что всегда сможете быть щедрыми,
а щедрость ваша станет причиной благодарных молитв Богу за это наше дело.*
                                        (2Кор.8:9; 9:6-8,10-11)
                                * * *
'Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением' (а.Исаия)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»