=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 14 сентября  ст.ст., пн;
  Воздвижение Креста Господня
  литургические чтения:  1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35.



> <...>  В  опыте   двенадцати   апостолов   смерть  Христа  на кресте
> была  событием  гораздо  б`ольшим  и значительным, чем смерть друга,
> наставника  и  учителя.  Они  не  просто  оплакивали потерю любимого
> Друга,  поражение  Вождя,  в  победе  которого были уверены. Если мы
> внимательно  вчитаемся  в Евангелие, посмотрим, какие отношения были
> между  апостолами  и  Господом,  мы  увидим,  как мало-помалу растет
> близость  между Учителем и учениками. Они пришли к нему кто с верой,
> кто скептически ("Из Назарета может ли быть что доброе?") они прошли
> через  многие  колебания  и  сомнения и  были  совершенно  захвачены
> не только тем, что проповедал Христос, но всей Его личностью. Прежде
> распятия   их можно рассматривать,  действительно,  как обособленную
> от  всего  мира  группу  людей,   в  полном смысле слова  "избранных
> и  искупленных".    Христос  стал   абсолютным   центром  их  жизни.
> Когда  Христос обратился к Своим ученикам и спросил, не хотят ли они
> оставить  Его,  Петр  ответил:  +Господи! К кому нам идти? Ты имеешь
> глаголы  вечной  жизни...+  Мы  видим  грушу людей, собранную вокруг
> Того, Кто есть Жизнь Вечная, явившаяся среди преходящего, временного
> мира, в который грех человеческий ввел смерть и тление; и эта группа
> людей  не  может  существовать вне своей связи со Христом не потому,
> что  их  соединяют узы любви, дружбы, лояльности, а потому что в нём
> они  уже опытно пережили Жизнь Вечную,  новое измерение -  измерение
> не  личных  отношений, а онтологическое, сущностное. И это не просто
> более полная, более богатая, более прекрасная жизнь, - это инобытие,
> которое Христос даровал им.

> И когда Христос умер на кресте, отверженный, преданный теми, кто был
> вне  этого  круга  любви,  вне  этой тайны Божественной, сущностной,
> воплощенной, действенной, преображающей любви - речь шла не о смерти
> друга  и  наставника:    то  была  гораздо более глубокая  трагедия.
> Если  Христос  во  всей  полноте того,   что Он  представлял  Собой,
> мог  умереть  на  кресте,  значит,  человеческая  ненависть  сильнее
> Божественной  Любви; человеческая ненависть препобедила Божественную
> Любовь,  вывела  Христа из града человеческого, отвергла Его и убила
> на  Голгофе.  И  вместе  с  этой  смертью  Божественной Любви с этим
> отвержением  потеряна  также  Жизнь  Вечная в человечестве: она была
> отринута. Божественная Любовь так была предложена человеку, что была
> одновременно   и   упреком  и  величайшей  надеждой,  и  эта  Любовь
> отвергнута;  что  же  тогда остается человеку?  Лишь то,  что всегда
> у  него  было:  потемки,  где  идет борьба в отделенности от Христа,
> сумерки,   которые  содержат сколько-то добра,  сколько-то ненависти
> и   очень   много безразличия,  сумерки,  где люди чужды друг другу,
> где отношения непрочны, привязанность хрупка и постоянно исчезает...

> Но  что  же  стало  с  этими  людьми, которые были едины со Христом,
> которые  опытно пережили присутствие Живого Бога в своей среде? Всё,
> что  им  осталось - это терпеливо переносить, влачить существование,
> но  жизни  им  не осталось. С тех пор, как они вкусили Жизнь Вечную,
> призрачное  временное  бытие, которое завершается тлением и смертью,
> которое  всё  сводится   к будущему  конечному  поражению,   обещает
> лишь  возвращение  в  прах  -    отныне  это бытие следует  называть
> не  жизнью,   а преддверием смерти.  Поэтому когда Писание,  образно
> или  прямо,  доводит  до нашего сознания, что в смерти Христа мы все
> умерли в той мере,   в какой мы уподобились Ему и стали с Ним едины,
> и  что  в  Его Воскресении  мы  возвращаемся  к Жизни  вместе с Ним,
> оно говорит о чём-то абсолютно конкретном и реальном. Но в этом есть
> нечто,  чего  мы  не можем постичь с тем же трагизмом, полным мрака,
> который  объял  апостолов;    нам  это  недоступно по вполне простой
> и  очевидной  причине:  в  Страстную  пятницу, как бы мы ни силились
> погрузиться  целиком  в ее трагедию, мы твердо знаем, что не пройдет
> трех  дней,   как мы будем петь Воскресение.  Мы не можем  изгладить
> из памяти Христово Воскресение, и не только потому что из года в год
> мы  вновь и вновь переживаем его и не в силах этого забыть, а потому
> что,  как  члены  Тела  Христова,  как христиане, включенные в тайну
> Всецелого  Христа  -  в  Церковь,  мы носим в себе эту Жизнь Вечную,
> свидетельствующую  о том, что тьма Страстной пятницы уже преодолена.
> Преодолена она уже в нас самих,   в наших глубинах уже  горит  свет,
> уже  присутствует жизнь; победа хотя бы отчасти уже одержана. И даже
> в  сердцевине  Страстной  Пятницы  мы не можем не помнить о грядущем
> Воскресении.

> Но  для  апостолов  Великая пятница была <...> последним днем жизни,
> как они ее  познали.  На следующий  день,  день  перед Воскресением,
> тьма  была  такая  же  плотная, густая и непроницаемая, как и в день
> Распятия, и если бы не произошло Воскресение, всё остальные дни года
> и  все  дни их жизни были бы днями  абсолютной  тьмы,  днями,  когда
> Бог  мертв, побежден, когда Бог оказался окончательно и бесповоротно
> изгнан  из  общества  человеческого.  И если помнить о том единстве,
> которое  постепенно   образовалось  между Христом  и Его  учениками,
> так  что  их  жизнь  стала  Его  жизнью  и  они действовали, видели,
> чувствовали  и  воспринимали всё в Нём и через Него, вы поймете, что
> Его  смерть была не только этой полной и безвозвратной тьмой Великой
> пятницы  (для  них - последнего дня истории), но была их собственной
> смертью,   потому что жизнь у них отняли;  они не могли больше жил",
> им осталось лишь существовать.

> <...>

> Мы  <.>  должны опытно познать радость Воскресения, но это возможно,
> только  если  сначала  мы  познаем  трагедию  Креста. Для того чтобы
> возродиться,  мы  должны  умереть  -  умереть  для  связывающей  нас
> самости,  для  наших страхов, умереть для всего того, что делает мир
> столь  узким,  холодным,  бедным, жестоким. Умереть, чтобы наши души
> могли  жить,  могли  радоваться,  могли открыть весну жизни. В таком
> случае Воскресение Христово дойдет и до нас. Но без смерти на Кресте
> нет  Воскресения и его радости - радости возрожденной жизни, радости
> жизни,  которую  никто больше не в силах отнять у нас! Радости жизни
> преизбычествующей,  которая,   словно  поток,  устремляется с высоты
> и  несет  с  собой  само  Небо,  которое отражается в его сверкающих
> водах.    Воскресение  Христа   -  такая же историческая реальность,
> как  и  Его  смерть  на  Кресте  <...>.  <Мы верим в него> не только
> сердцем, но всем целостным нашим опытом мы знаем воскресшего Христа.
> Мы можем знать Его изо дня в день, как знали Его апостолы. Не Христа
> во  плоти,  не  Христа, каким Его с изумлением видели окружавшие Его
> люди  во дни Его земной жизни, но вечно живого, бессмертного Христа,
> Христа,  которого,  как  говорит  апостол  Павел,  мы  знаем  духом,
> воскресшего  Христа,  Который принадлежит времени и вечности, потому
> что,  однажды умерев на кресте, Он живет вечно. Воскресение Христа -
> единственное,   неповторимое   событие,  которое  принадлежит  равно
> прошлому   и   настоящему.   Прошлому,   потому  что  оно  произошло
> в  определенный  день,  в определенном месте, в определенный момент,
> потому что его видели и познали как событие во времени, в жизни тех,
> кто  знал Христа. Но оно также принадлежит и каждому дню, потому что
> Христос,  однажды воскреснув, жив вечно, и каждый из нас может знать
> Его   лично;    и  пока  мы  не познали Его лично,  мы не знаем еще,
> что значит быть христианином.
                [ Митр. Сурожский Антоний. ВОСКРЕСЕНИЕ И КРЕСТ
                  в кн. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
                  www.mitras.ru/soul_put/put_7.htm ]



   +++ митр. Антоний. Проповеди
       + www.mitras.ru/archive/030927.htm
       + www.mitras.ru/inname/in_26.htm
   +++ Он же: смерть Бессмертного...
        с. Христ.Просвещ./rasylka/002/159.htm#0
   +++ прот. Фома Хопко: праздник ВОЗДВИЖЕНИЯ
        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/565.htm#0
   +++ свт. Мелитон Сардийский: Бог на кресте...
        с. Христ.Просвещ./rasylka/002/202.htm#0
   +++ Яков Кротов: КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ
          ? krotov.info/yakov/vera/001276.html
   +++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом
       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/185.htm#0
   +++ С.Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать?
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/581.htm#0
   +++ свт. Лев Великий. Проповедь
        www.krotov.info/library/l/leo_vel.html
   +++ свящ. Александр Мень. Проповедь
        www.krotov.info/library/13_m/myen/00133.html
   +++ Он же: живоносное Крестное Древе
        с. Христ.Просвещ./rasylka/002/247.htm#0



--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем погибели,
 а для нас, идущих путем спасения, - это Божья сила.
 Ведь в Писании сказано:
 'Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну'.
 И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого века?
 Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
 Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог,
 мир своей мудростью не познал Бога,
 Он пожелал спасти верующих 'глупостью' Вести.
 Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес,
 а греки ищут мудрости,
 мы возвещаем Христа, распятого на кресте!
 Для евреев это камень преткновения, для язычников - глупость,
 а для тех, кто призван - и евреев, и греков, -
 это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость.
 Потому что Божья 'глупость' мудрее людей,
 и Божья 'слабость' сильнее людей!* (1Кор.1:18-25)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»