=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 15 сентября  ст.ст., вт
  (18-я седмица по Пятидесятнице, чтения 11-й седмицы);
  литургические чтения: 2Кор.2:4-3:3; Мф.23:13-28 (за пн и вт).


Нынешний выпуск посвящен ответу на вопрос подписчицы рассылки.
Сегодня - начало ответа, в двух следующих выпусках - его продолжение.
Возможно,  тема,  затронутая  автором  вопроса,  важна  и  для  других
читателей...


TB> Довольно   часто   вы  включаете  в  свою  рассылку  статьи  свящ.
TB> Александра  Меня.  Лично  мне многие его статьи нравятся. Но очень
TB> многие  верующие люди относятся резко отрицательно  к его  статьям
TB> и  к его книгам. Говорят, что у многих его книг нет благославления
TB> на  печать  и  пр.  Интересно  было  бы узнать, какие мнения о его
TB> трудах существуют,   почему многие довольно отрицательно относятся
TB> к  его  трудам.  Если  бы  Вы  могли  осветить эти вопросы в своей
TB> рассылки,    было  бы   хорошо.    Или   может   вы   посоветуете,
TB> где в интернете можно почитать об этом?

TB> С уважением,
TB> Татьяна


Мой ответ. часть 1.


                           "Благословение"

Обычай   писать   на   церковных  книгах  "Издается  по  благословению
такого-то"  появился  в  Русской Православной   Церкви, видимо, с 1943
года.  До  этого  при  советской  власти  церковную  литературу вообще
легально издавать было невозможно.

В   Российской   Империи  со  времени  Петра  I  церковная  литература
печаталась  с  разрешения  "духовной цензуры".  Если дальше углубиться
в  историю  "духовной  цензуры", то возникла она в Католической Церкви
во второй половине XV в...

Так  вот,  современная  практика  "благословений"  -  это  что, аналог
"духовной  цензуры"?  Или  это  просто  означает,  что  тот,  кто дает
благословение  (обычно архиерей, реже - священник, занимающий какую-то
должность  в  епархии)  берет  на  себя  ответственность за содержание
книги?   Означает ли это,  что давший благословение полностью согласен
с содержанием книги?

Вроде  бы  современные  "благословения" не имеют отношения к "духовной
цензуре"  -  ведь  никакой церковный нормативный документ не запрещает
верующим  читать,  а издательствам издавать книги без "благословения".
Значит, здесь нет цензуры в строгом смысле слова. Однако, в восприятии
многих  православных,  покупающих  книги  (и  продающих)  сто`ит  знак
равенства между "благословением" и "разрешением".

Но   почему,   собственно,   так  должно  быть?   Должны  ли  епископы
(или  уполномоченные ими люди) "фильтровать" круг чтения православного
человека?

Откуда  берется идея,  что должен быть кто-то,  кто будет решать,  что
для  христианина  полезно/можно  читать,  а что - нет (для конкретного
христианина или для всех вместе)?

Есть   практика   духовничества.    Но   там   духовник  может  решать
(советовать),   что ст`оит и чего не стоит читать конкретному человеку
в данный период его жизни...

С   другой  стороны,  есть  "соборный  разум  Церкви",  который  может
определять, что то или иное произведение (претендующее на церковность)
не  согласуется  с учением Церкви. Однако, в настоящее время в Русской
православной  Церкви  нет  оснований   отждествлять    "благословение"
на издание  с  такой  богословской экспертизой произведения. (То есть,
наверное,  издания,   имеющие  епископское благословение,  не содержат
в себе  ересей и  "соблазнов".  Впрочем,  полной гарантии-то всё равно
нет  -    и  епископы-то  не гарантироавны от ошибок,  как и те,  кому
они поручают просматривать книги.)

В  то  же время, церковные издания, не имеющие такого "благословения",
не нужно заведомо подозревать в еретичности или недушеполезности!

В  особенности  это  относится  к  книгам,   написанным  священниками.
А  часто  это  и  не  "написанные"  книги,   а  записанные  проповеди,
произнесенные  в  храме. Ведь священник поставлен в том числе и на то,
чтобы  произносить  проповеди.    Священник  призван   говорить   миру
о  Евангелии.    Если  же   многим   начинает казаться,  что священник
(или  мирянин,  заявляющий о своей принадлежности православию) говорит
"что-то  не то", церковные власти должны создать богословскую комиссию
для оценки   его  творчества   и   взглядов.   И  тогда  уже  выносить
определения - церковно ли то, что человек говорит и пишет, или нет.

Вот  пример  из истории Церкви.   В III в. жил такой богослов  Ориген.
Он   был  очень  популярен,  собственно,  он  был  в  каком-то  смысле
создателем   христианского  богословия,  своим  учителем  его  считали
признанные  Церковью  великие  богословы.  Однако,  после  его  смерти
некоторые  положения  его  богословия были осуждены Церковью в VI веке
(на  V Вселенском Соборе). Но это не значит, что Ориген - еретик (хотя
бы  потому,  что  в  Церкви  не  принято  посмертно осуждать человека,
окончившего свою земную жизнь в мире с Церквоью). Его сочинения читают
православные люди по сей день...

Если  же  вернуться  к  прот.  Александру  Меню,    то  о его взглядах
и  произведениях церковного  суждения  вынесено  не было...   (В конце
1991  года  было  объявлено о создании   "Комиссии Московской  епархии
по  церковно-богословским  трудам   протоиерея   Александра   Меня"...
но  больше  никаких  вестей  не  поступало!    Собралась ли  хоть  раз
сия комиссия - неизвестно!)

Посему   каждый   вправе   сам  решать   душеполезны  ли   его   книги
и  проповеди...  Или  довериться  мнения  тех,  кого  лично он считает
авторитетными.


                                Мнения

Да,   есть   очень  разные  мнения  о  творчестве  (книгах,  беседах,
проповедях) прот. Александра Меня.

Вы спрашиваете "какие есть мнения?". Пожалуйста.

Положительные мнения можно посмотреть здесь:
- сборник "В защиту имени отца Александра Меня"
  (В.Илюшенко. Я.Кротов. Л.Василенко. В.Ерохин)
  http://www.amen.org.ru/publications/acura.html
  или www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/1999vzas.html
- Андрей Еремин. 'О.Александр Мень. Пастырь на рубеже веков'
  (на сайте автора - фрагменты из кн.
   http://alekmen.narod.ru/Inv03.html)
- кн. Ива Амана
  www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/aman/aman0.html
- очерк Алексадра Белавина
  http://yakov.works/library/b/belavin.html
- интервью с Ю.Сенокосовым
  http://yakov.works/yakov/past/20person/senoksv.html
- С.Аверинцев. Миссионер для племени интеллигентов
  http://yakov.works/library/13_m/myen/de_menn/aver1991.html
  или http://www.alexandrmen.ru/biogr/averin2.html
- Он же. Вместо некролога
  http://www.alexandrmen.ru/biogr/averin1.html
- Он же. На вершине горы - крест
  http://www.alexandrmen.ru/biogr/averin3.html
- очерк Юрия Кублановского ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
  http://yakov.works/library/13_m/myen/de_menn/kublanov.html
- Л.Василенко. За что ненавидят отца Александра Меня
  http://yakov.works/library/13_m/myen/de_menn/vasilenk.html
- Свящ. Владимир Зелинский.
  ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СВЯЩЕННИКУ АЛЕКСАНДРУ МЕНЮ [посмертное]
  http://www.alexandrmen.ru/biogr/zelinsky.html
- Я.Кротов
  http://yakov.works/library/13_m/myen/_menn.htm
  Некролог: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1990/19900909.html
  & www.krotov.info/yakov/dnevnik/1990/1990099b.html
- Л.Василенко. Статья из энциклопедии "Культурология XX в."
  http://www.alexandrmen.ru/biogr/vasilnko.html
- свящ. Георгий Чистяков в 10-ю годовщину гибеди о. Александра
  http://www.alexandrmen.ru/biogr/chist.html
- Е.Б.Рашковский. ИСТОРИЯ И СВОБОДА
  (О. Александр Мень и культурные горизонты России конца ХХ столетия)
  http://later.narod.ru/rashkovsky.html
- Он же. О богословии отца Александра Меня.
  // Приходские вести [храма свв. бессеребренников Косьмы и Дамиана
     в Шубине] N16 (2004г.), стр. 19-23.
- еп. Серафимом (Сигрист) (Американская ПЦ)
  http://tapirr.narod.ru/ekklesia/saints/men/sigrist.htm
- другие отзывы здесь: www.alexandrmen.ru/biogr/biogr0.html
- мнения иерархов РПЦ - см. в конце (в 3-й части ответа).

Отрицательные:
- Сборник О богословии протоиерея Александра Меня. (Ф.Карелин,
  С.Антиминсов (псевдоним), А.Кураев)
  http://yakov.works/library/13_m/myen/de_menn/o_bogosl.html
- д. Андрей Кураев: Александр Мень: потерявшийся миссионер
  http://www.kuraev.ru/b2men.html
  (снисходительно:  "Отцу Александру Меню можно быть благодарным
  и за его ошибки")
- "Открытое письмо митр. Антония (Мельникова) священнику Александру
  Меню". (комментарий об этом документе см. во 2-й части ответа)
  http://www.glagol-online.ru/arc/online-pub/321/
  или http://www.club.ru/clubs/dusha/articles/stat_30
- А.Дворкин (газ. Радонеж. - 26 июн. 1998г. N75 С. 8):
  http://yakov.works/yakov/dnevnik/1998/19980909.html#Дворкин
- свящ. Максим Козлов объясняет почему в храме не продают книг
  протоиерея Александра Меня
  http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=434


Дискуссии:
- на форуме им. А.Кураева - "Александр Мень и все его заблуждения"
  www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=507&order=asc&fullview=1
- там же - "Список еретических высказываний А. Меня"
  www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=12632&order=asc&fullview=1
- на форуме Екатеренбуржской "Православной газеты"
  http://orthodox.etel.ru/ita149/showthread.php?fid=25&tid=494




----------------------------------------------------------------------
ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ ЕВАНГЕЛЬСКИХ И АПОСТОЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ЭТОГО ДНЯ:
• Николай Бердяев:
   Религия смирения.
    Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя.
     Высшая,  благодатная этика - этика любви и свободы
                с. Христ.Просвещ./rasylka/004/876.htm#0
              и с. Христ.Просвещ./rasylka/004/877.htm#0
• свящ. Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
                          с. Христ.Просвещ./rasylka/003/532.htm#0
• Александр Гуревич о православном фарисействе
       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/178.htm#0
• митр. Сурожский Антоний: основы веры и человеческие предания
                       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/179.htm#0
• Яков Кротов: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола...
                      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/533.htm#0
• свящ. Александр Мень: открытость христианства; внешнее и внутренее
                             с. Христ.Просвещ./rasylka/002/169.htm#0
• Виктор Котт: беда обличительного богословия
      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/154.htm#0
• "лицемерие является едва ли не самой безнадежной
   с религиозной точки зрения вещью,
    потому что оно делает людей полностью закрытыми от Бога"
                      www.bible-center.ru/note/20020902/orth
----------------------------------------------------------------------



--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы запираете от людей Царство Небес
 и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете.
 Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного,
 а обратив, делаете из него
 человека вдвое больше достойного ада, чем сами.
 Г`оре вам, слепые поводыри! ...
 Г`оре вам, учител`я Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы пл`атите десятину с мяты, укропа и тмина,
 а самое важное в Законе:
 справедливость, милосердие и верность - отбрасываете!
 А делать надо это, и о другом не забывая! ...
 Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
 а внутри они наполнены тем, что вы в своей алчности награбили! ...
 Вы как побеленные гробницы:
 снаружи они кажутся красивыми,
 а внутри полны мертвых костей и всяческой мерзости!
 Так и вы: снаружи вы кажетесь людям праведниками,
 а внутри полны лицемерия и порока".
                                        (Мф.23:13-16,23,25,27-28)
                                * * *
*Благодарение Богу -
 Он всегда ведет нас как пленников
 в триумфальном шествии Христа
 и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
 Потому что мы и есть то благовоние,
 которое Христос приносит в жертву Богу
 среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
 Для одних мы - смертоносный запах смерти,
 для других - живоносное благоухание жизни.
 И кто для такого годится?!!
 Мы ведь не торгуем вразнос, как очень многие,
 поддельной Божьей Вестью.
 Нет, мы говорим искренне, наше слово от Бога,
 мы действуем перед лицом Бога вместе с Христом.
 Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
 оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога.
 И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.*
                                        (2Кор.2:14-17; 3:2-3)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»