=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

*  4 октября   ст.ст., воскресенье
  (20-е по Пятидесятнице, чтения 19-го воскр.);
  литургические чтения:  2Кор.11:31-12:9; Лк.6:31-36 *.



>                       ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ

> Пацифизм  упрекали  в  том,  что  он  хочет дешевого мира, стремится
> "избежать   войны,   оставляя  человечество  в  прежнем  состоянии".
> Наверное,    бывает    рационалистический,    наивно-оптимистический
> пацифизм,  не  видящий  сатанинских  глубин.  Но  не всякий пацифизм
> таков,   и  уж  во всяком случае,  нельзя связывать прекращение войн
> с  обращением  всех  ко  Христу.    Христианский  пацифизм  возможен
> и  необходим:  он  труднее,  ибо  он  привлекает к победе над войной
> мистические  силы, но он же и легче, ибо эти силы реальны и помогают
> победить войну. Если христианин не верит в возможность Богу победить
> войну,  он не верит во всемогущество Бога, он верит во всемогущество
> сатаны.     И   не  надо   беспокоиться,    что  победа  над  войной
> есть  абсолютная  победа над злом. На наш век зла хватит и правнукам
> останется.    Так  было  бы   нелепо   бороться   с  оспопрививанием
> под  предлогом,  что  в  Библии сказано об эпидемиях, предшествующих
> Страшному  Суду.  Оспы нет, эпидемии есть. Не будет войны, останется
> главный враг - ежедневная мелочь греха.

> О  пацифизме  можно  сказать  как  о  демократии:   скверная  штука,
> но  остальные   пути   еще  хуже.   Бывает  доктринерский  пацифизм,
> но  уж  милитаризм  просто  другим  не  бывает,  и  всё, что не есть
> пацифизм, есть милитаризм.

> Насколько труден пацифизм, видно на примере такого мощного мыслителя
> как Бердяев, только в конце жизни пришедшему к оправданию пацифизма,
> переставшего пинать Толстого.   Бердяев долго  приписывал  пацифизму
> всё то, что было ему ненавистно, например, считал, что непротивление
> злу  есть  "рационалистическое  отрицание  правды  инстинкта, правды
> страстных  чувств  негодования,  чести,  верности  до смерти, защиты
> слабых    против   сильных".   Но   это   полемическая   карикатура.
> Миротворчество    может   (и  должно)     быть    и    рациональным,
> и  эмоциональным. Когда говорят, что миротворчество рационалистично,
> пытаются   скрыть   абсурдность   милитаризма,   его  иррационализм.
> Но  не  всякий  иррационализм  положителен.  Верность из добродетели
> превращается  в  порок,  когда  она   -  верность не истине и добру,
> а  верность  националистическому  или  политическому   союзу.    Да,
> в политике такой верности и не бывает, всегда идет какое-то движение
> и  перемена.  О чести тот же Бердяев писал позднее вернее, что честь
> не  в  том,  чтобы  не  дать себя ударить, а в том, чтобы не ударить
> другого.  Главный  же  призыв  милитаризма,  призыв  защитить слабых
> против сильных есть такая же  логическая  и  эмоциональная  ловушка,
> как призыв жить по Библии, под прикрытием которого истребляли тысячи
> людей, разрушали церкви, вели войны.  Конечно,  надо защищать слабых
> и  надо  жить  по  правде, только надо понимать, что всегда остается
> неясность,  соответствует  ли  мое  понимание  истины  самой истине,
> соответствует  ли  мое  понимание  того,  как  и кого надо защищать,
> действительности.    Агрессивность   всегда   идет   рука   об  руку
> с  наивностью,  когда  человек  уверен,  что определить, кто слабее,
> определить,   какой  способ   защиты  оптимален,  не так уж  сложно,
> и  не  следует  медлить.  Бердяев  писал, что "нравственный инстинкт
> всегда ближе к правде, чем нравственная доктрина", что сердце всегда
> покажет, кто слабее. Это и есть та самая несвятая наивность, которая
> является  мотором  всех  войн:  каждая сторона убеждена, что следует
> нравственному  инстинкту,  что  противник воюет ради войны ("гнусный
> милитаризм"),    а   вот   она   воюет   ради   мира   ("благородная
> воинственность",  "рыцарство").  Тут  идет  в  дело  язык ненависти,
> предшествующий   войне:  своя  агрессивность  объявляется  "честью",
> агрессивность противника - "гордыней".

> "Мир  может  быть  завоеван  лишь  через  войну", - писал Бердяев. -
> "Диалектика  истории"  совершается  "через  жертвы". Нет: диалектика
> истории   осуществляется   через  самопожертвование.  Не  я  жертвую
> спасением  своей души, убивая другого, и тем спасаю мир, а я жертвую
> своей   жизнью,   отказываясь   убивать  другого  -  вот  диалектика
> самопожертвования. Диалектика жертвы, когда убивается другой, хорошо
> известна  с  древнейших  дикарских  времен,    и  это не диалектика,
> а просто людоедство.

> Водворит  ли   миротворчество мир  -  вопрос спорный.  Но что война,
> тем  более, проповедь войны мира не водворит - совершенно бесспорно.
> Да,    всякая  война есть не только плотская борьба,  но и духовная,
> она   требует  всего   человека,    не  только   рук   или   мозгов.
> Этим   оправдывали   войну,  но  ведь  на  самом  деле  это  главное
> доказательство   порочности   войны,     как  и   всякого   насилия,
> от  инквизиции  до смертной казни: нельзя насилием бороться со злом,
> оставаясь  бесстрастным,  тем  более,  пребывая  любящим  и  добрым.
> Насилие  требует ненависти и без ненависти не подымается рука. Война
> не  есть    чисто    материальное    явление,    но   она   не  есть
> и   сверхматериальное,    духовное  явление   -   она  есть  явление
> в материальный мир сил не высших, а низших. Но простительнее сводить
> войну  к  скотству  и  экономике, чем возводить ее к религии. Другое
> дело,     что   война   есть   не  просто   разновидность  агрессии,
> явления   животного,   а  есть нечто,  связанное с отличием человека
> от  животного,    со  способностью  человека  познавать духовный мир
> и  выражать это познание в символах. "Природа войны - символическая.
> Такова природа всякого материального насилия, - оно всегда вторично,
> а  не  первично"  (Бердяев). Война есть, конечно, символ искаженный,
> злоупотребление знаком.

> Защитники   войны    обвиняют    защитников   мира   в  фарисействе,
> в  игнорировании  сложности жизни и подчинении жизни слишком простым
> законам.    Но   это  переваливание  с больной  головы  на здоровую.
> Именно защитники войны - фарисеи, ибо они следуют простейшему закону
> насилия,    самозащиты.   Безжизненно  войнолюбие,   а не миролюбие,
> ибо  принятие  войны  влечет  за  собой  смерть.  Так и Христа можно
> обвинить,  что Его призыв любить врага есть изуверское фарисейство -
> и обвиняли.
            [ Яков Кротов. ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ
              www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_1_voyna.htm#krv ]

        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.7:12; 5:44-48;
          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
          (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#50)



 =========== Ссылки по теме   ========== = ============
 |> Д.БОНХЁФФЕР           о  любви            к  врагам
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/580.htm#0
 |> Я.КРОТОВ. "ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ: СДАЧИ НЕ НАДО: Мф.5:46"
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/113.htm#0
 |> Н.БЕРДЯЕВ о христианском отношении к грешным и злым
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/218.htm#0
 |> К.С.ЛЬЮИС о любви  к себе   и    любви     к врагам
                с. Христ.Просвещ./rasylka/003/467.htm#0
 |> Я.КРОТОВ. ВОЙНА И ХРИСТИАНИН. + ВОЙНА И ВОСКРЕСЕНИЕ
    www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_1_voyna.htm
 |> АНТОНИЙ БЛУМ:   ...   о том,     что   нет   врагов
               с. Христ.Просвещ./rasylka/002/220a.htm#0
 |> Л.ТОЛСТОЙ.    ЗАКОН    НАСИЛИЯ    И    ЗАКОН  ЛЮБВИ
       www.krotov.info/library/t/ltolstoy/dva_zako.html
 ......................................................
          

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.
 Если вы любите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга? /
  Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам, /
  в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
 И если вы даете взаймы только тем, /
  от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
 И грешники грешникам дают взаймы, /чтобы потом получить долг обратно.
 А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,
 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
 Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, /
  который добр даже к неблагодарным и злым.
 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец". (Лк.6:31-36)
                                * * *
*Если  мы  не  прощаем,  этим  мы создаем себе ад на земле.* (М.Смит)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»