=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

*  7 октября   ст.ст., ср
  (21-я седмица по Пятидесятнице, чтения 20-й седмицы);
  литургические чтения: Флп.2:24-30; Лк.6:46-7:1 *.



> <.....>  что  дивиться  тому,  что  Он  дары  благодати  дал  людям,
> уверовавшим  в  Него,  но не имеющим жизни, согласной с верой, когда
> <Его действие является> и в тех, которые не имели ни той, ни другой?
> Так  Валаам  был  чужд  и  веры,  и добродетельной жизни; и, однако,
> благодать  в  нём  действовала для устроения спасения других. Фараон
> был   такой   же;   однако  и  ему  Бог  показал  будущее  (Быт.41).
> Навуходоносору,    самому   беззаконному человеку,  также открыл то,
> что <должно было случиться через много поколений>; также и его сыну,
> своим   нечестием   превзошедшему  отца,   открыл  будущее, -  и всё
> для ч`удных и великих дел Своего промысла (Дан.2).  Итак,  поскольку
> и  тогда,  при  начале  евангельской  проповеди,  нужны  были многие
> доказательства  силы  Христа,  то  и  из  числа  недостойных  многие
> получали   дары.    Впрочем,  от таких чудес они никакой не получили
> для  себя  пользы,  а только навлекли на себя еще большее наказание.
> Потому  Спаситель  и  произнес к ним это страшное слово:  "Я никогда
> не  знал  вас!"  <...>  Итак,  возлюбленные,  устрашимся, и приложим
> великое   старание  о своей жизни,  и не станем думать,  что <раз мы
> не  совершаем  теперь  чудес,  то  имеем меньше> благодати. От чудес
> никогда  ничего не прибудет нам, равно как ничего не убудет от того,
> что  мы  не  творим  их, если только заботимся о всякой добродетели.
> <....>  Вы слышали, какое понесут наказание те, которые не соблюдали
> Его  слов,  хотя  бы  и чудеса творили. Теперь вы должны знать и то,
> какими   благами   будут  наслаждаться  не только  в грядущем  веке,
> но и в настоящем те, которые повинуются всем Его словам: "Всякого, -
> сказал  Он,  -  кто  слушает  эти Мои слова и исполняет их, уподоблю
> благоразумному  человеку".  <.....>    Так  как он всё уже рассказал
> о  будущем,    упомянув   и   о  царстве,  и о неизреченной награде,
> и  об  утешении,  и  обо всём прочем, тому подобном, то после этого,
> желая  <принести  пользу  Своим  слушателям>, показывает, как сильна
> добродетель и в настоящей жизни.   В чём же состоит эта добродетель?
> В  том,  что  с  ней  живут  безопасно,  не  колеблются  ни от каких
> несчастий,  сто`ят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим?
> Этого  не  может   приобрести   себе   даже   украшенный   диадемой,
> а добродетельный достигает.   <Только он> стяжал такую безопасность,
> в  пучине  настоящей  жизни наслаждаясь великой тишиной. И подлинно:
> удивительное дело, что он не в приятную погоду, но во время жестокой
> бури,    при великом смятении и при постоянных искушениях,  <ничуть>
> не  может  колебаться.  "И  пошел дождь, и разлились реки, - говорит
> Спаситель,  -    и  подули  ветры,   и устремились на тот дом;  и он
> не  упал,  потому что основан был на камне" (Мф.7,25). Здесь дождем,
> реками  и ветрами Он иносказательно называет  человеческие  нечестия
> и  злоключения,  как то:  клевета,  наветы, скорби, смерть, <гибель>
> ближних,  оскорбления  от  других  и всякое другое зло, какое только
> бывает  в  <здешней> жизни.  Но душа праведного,  говорит Он,  ничем
> не  побеждается.  Причина  этого  в  том, что она основана на камне.
> Камнем  здесь  Христос называет твердость Своего учения. И поистине,
> Его  заповеди гораздо тверже камня: помощью их праведники становятся
> выше  всех  волн человеческих,   так как  кто старательно  соблюдает
> эти  заповеди,  тот  побеждает  не  только гонения людей, но и козни
> дьявола.

> И  что  сказанное  - не одни высокопарные слова, свидетель тому Иов,
> который  при всех кознях дьявола остался непоколебим. В том же могут
> удостоверить  и  апостолы,  которые при устремлении на них всех волн
> вселенной,  и  народов  и  тиранов, и своих (соплеменников) и чужих,
> демонов  и дьявола,   и при всех  ухищрениях  стояли  тверже  камня,
> и  всё  это разрушили.  Итак,  что может быть блаженнее такой жизни?
> И  этого  ничто  не  может  нам  обещать - ни богатство, ни крепость
> телесная,  ни  слава,  ни  могущество,  ни  что-либо другое, но одно
> только   стяжание  добродетели.  Кроме  одной  добродетельной  жизни
> совершенно невозможно найти другой, которая была бы свободна от всех
> зол.  Свидетели  тому  вы, - вы, которые видите и в царских чертогах
> наветы,    и  в  домах богатых мятежи и возмущения.  Но с апостолами
> не  было  ничего  подобного  этому. Как? Неужели с ними не случалось
> ничего   такого?  Неужели не было с ними никакого несчастья?  Нет, -
> но   то-то   всего   и  удивительнее  -  особенно,  что  многим  они
> подвергались  наветам, многие разражались над ними тучи - и, однако,
> всё  это  <ничуть>  не  поколебало  их  мужества  и  не повергло  их
> в  уныние,    но,   сражаясь  <безо  всякой  внешней  помощи>,   они
> всё  победили и превозмогли. Подобным образом и ты всему посмеешься,
> если  захочешь  тщательно  исполнять  заповеди Христа. Ст`оит только
> тебе  оградиться  этими любомудрыми наставлениями,   <и> ничто  тебя
> не  сможет  опечалить.    Какой  вред  может  причинить   тебе  тот,
> кто  захочет  коварствовать против тебя?   <Отнимут> у тебя  имение?
> Но  еще  прежде  <угрозы  этого> тебе повелено  презирать  богатство
> и  <столь>  отвращаться  его,    чтобы   никогда   ничего  подобного
> и  не  просить  у  Господа. <Ввергнут> тебя в темницу? Но еще прежде
> темницы  тебе  заповедано  так жить, чтобы уже распяться всему миру.
> Злословят  ли тебя? Но Христос освободит тебя и тут от печали, когда
> и без труда твоего,   за одно незлобие обещает тебе великую награду,
> и  <в  такой  мере> сделал тебя  непричастным  досаде  и  огорчению,
> что даже повелел молиться за врагов. <Гонят> ли тебя и <бесчисленные
> беды  окружают  тебя>?  Но тем самым тебе <сплетается> блистательный
> венец.  <Убивают  ли  тебя  <...>? И через это опять <приносят> тебе
> величайшую  пользу,  поскольку  <готовят тебе> мученические награды,
> <ускоряют>  твой  путь  в  безмятежное пристанище, <доставляют> тебе
> случай   к   получению  большого  воздаяния,  и  <содействуют>  тебе
> откупиться   от   общего    суда.     Это-то   всего   удивительнее,
> что  <клевещущие>  люди  не  только  <ничуть> не вредят тем, которым
> стараются  вредить,  но  еще  делают  их через то славнее. Что может
> сравняться с тем благом, когда мы избираем такую жизнь - одну только
> добродетельную   жизнь?    Сказав,    что   путь  добродетели  тесен
> и  прискорбен,   Спаситель  тотчас,  чтобы ободрить Своих слушателей
> к  трудам,  показывает  на  этом пути великую безопасность и великое
> услаждение,  тогда как на противном пути - большую опасность и вред;
> указанными   уподоблениями    Он    именно    показал   как  награды
> за  добродетель,    так   и   воздаяние   за порок. <...>  Спаситель
> везде  созидает  спасение слушателей двояким образом -   и ревностью
> к  добродетели, и ненавистью к пороку. Так как <предстояло появиться
> таким  людям>,  которые,  хотя  станут  изъявлять  уважение к словам
> Спасителя, но делами не будут этого доказывать, то Он предварительно
> устрашает  их  словами:  хотя сказанное и хорошо, но одного слушания
> недостаточно  для  спасения;  нужно  еще  и  повиновение, выражаемое
> делами  <...>. И здесь <Он> оканчивает Свою речь, оставив слушателей
> в великом страхе. Как к добродетели Спаситель побуждает их не только
> будущими   благами,   упоминая  о  царствии,  небесах,  неизреченной
> награде,  утешении  и  о других бесчисленных благах, но и настоящим,
> когда  указывает  на  твердость   и  непоколебимость  камня, -   так
> и  от  порока  отклоняется не только страхом <последствий>,   говоря
> о  <срубаемом> дереве, огне неугасаемом, затворенном входе в царство
> небесное,  а  равно и словами: "... не знал вас", но и <теперешними>
> бедствиями,   представленными под образом падения дома.  Потому <Он>
> и  речь  употребил  более выразительную, предложив ее в виде притчи.
> Если  бы  Спаситель  сказал  просто,  что  добродетельный  <чедовек>
> непреодолим,  а  порочный  скоро изнемогает, то Его речь не имела бы
> такой  силы, какую она имеет теперь, когда для выражения Своей мысли
> Он  употребил  камень,  дом,   реки,  дождь,  ветры и тому подобное.
> "А  всякий,  кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, уподобится
> безрассудному   человеку,   который  построил  свой  дом  на  песке"
> (Мф.7,26).    Справедливо    Спаситель    назвал   такого   человека
> безрассудным.    В  самом  деле,   что может быть безрассуднее того,
> кто  строит  дом на песке, <тяжело трудится>, но плода и спокойствия
> не получает, а вместо того несет наказание? А что и преданные пороку
> трудятся,  то  всякому известно. И хищник, и прелюбодей, и клеветник
> переносят много трудов и беспокойств,   чтобы свое нечестие привести
> в  исполнение;  но  от  этих  трудов  не  только не получают никакой
> пользы,  но  еще  терпят  великий вред. Так и Павел, намекая на это,
> говорит:  "Сеющий  в  свою  плоть от плоти пожнет тление" (Гал.6,8).
> Такому-то   сеятелю подобны и те,  которые на песке строят,  как-то:
> на блуде, роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем.
        [ свт. Иоанн Златоуст.
          ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА (24.2-3)
          www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_24.html или
  des.tstu.ru/orthodox/ccel.wheaton.edu/Zlatmat1/Mat1_24.html ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф 7:21-27;
          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
          (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#50)





  +++ Дитрих Бонхёффер: дом на камне
       с. Христ.Просвещ./rasylka/003/481.htm#0
  +++ Яков Кротов: Искушение забыть цель
       с. Христ.Просвещ./rasylka/003/471.htm#0
  +++ митр. Сурожский Антоний: принять свою жизнь из руки Божьей
                         с. Христ.Просвещ./rasylka/002/221.htm#0

  

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
 Иисус сказал:
 "Что вы зовете Меня "Господь, Господь", /
   а не делаете того, что Я велю?
  Того, кто приходит ко Мне, / кто слушает Мои слова и следует им, /
   знаете, с кем можно сравнить?
  Его можно сравнить с человеком, /
   который, строя дом, вырыл глубокий котлован /
  и поставил фундамент на камне.
  Вышла из берегов река, / обрушилась на дом тот,
   но не смогла его сдвинуть, / потому что он выстроен на совесть.
  А того, кто слушает Мои слова, но не следует им, /
   можно сравнить с человеком, /
    который построил дом на земле, без фундамента.
  Обрушилась на него река, / и он сразу рухнул. /
   От него осталась лишь груда развалин". (Лк.6:46-49)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»