=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Приложение к выпуску № 964 (http://messia.ru/rasylka/004/964.htm#0) > <Совершенный человек> не пренебрегает <благами этого мира>, > и пользуется ими. Он пользуется и телом, но скорее как путник, > который заехал в дальнюю страну. Он входит в гостиницы и встречные > дома, но заботится о вещах этого мира и о кровле над головой так же > мало, как заботится путник. Оставив всё — жилище, имущество, равно > как и пользование ими, – и не питая к ним излишней привязанности, > он охотно и радостно следует за проводником, выводящим его из этой > жизни, никогда не оглядываясь на покинутое, благодаря Бога за земное > странствие и призвание, с любовью и благословением приветствуя > жилище, приготовленное ему на небе. «Ибо знаем, что когда земной > наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, > дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься > в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими, > ибо мы ходим верой, а не в`идением» {2Кор.5:1-3,7}, – говорит > апостол. – «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела > и водвориться у Господа». {2Кор.5:8} Эти слова приобретают смысл > в сравнении. Сравниваются же вещи, имеющие некоторое сходство. > (Так храбрейший храбрее храбрых и тех, кто совсем не отличается > мужеством.) Вот почему Павел прибавляет: «И потому ревностно > стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть ему угодными» {2Кор.5:9}, > то есть, быть угодными единому Богу, автору и творцу всех вещей, > как находящихся в этом мире, так и за его пределами. Великолепно, > по моему разумению, сказал Эпихарм: > Славный доблестным нравом, ты и по смерти > Зла не потерпишь в духе, вечно живом.{} > Лирический поэт так говорит: > Души проклятых носятся вихрем под небом > В муках кровавых, вечных оковах греха. > Праведным дом построен над небесами. > В радостных гимнах они великое Благо поют.{} [ свт. Климент Александрийский СТРОМАТЫ. книга 4-я (XXVI; 166.1-167.3) www.krotov.info/library/k/klim_ale/stro4b.html ] > Со-воскресение человеческого рода > Воскреснув из мертвых, Христос воскресил вместе с Собою Адама и весь > род людской, то есть каждое человеческое существо. Наш индивидуализм > мешает понять эту экзистенциальную связь между человеком и всем > человечеством, между личностью и всеобщей природой. Каким образом > универсальная человеческая природа оказалась, в лице Адама, > отрезанной от источника жизни и как во Христе и со Христом > эта же самая природа воскресает и животворится? Философские > категории вряд ли смогут помочь нам разобраться в этих событиях. > Между тем, именно здесь сосредоточена тайна греха и спасения, > познать которую необходимо, если мы хотим понять трагический смысл > человеческой истории. > "Как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. > Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (lKop.15,21-22). > Апостол Павел настаивает на том, что единая природа человека > сосредоточена в одной личности, но указывает на это лишь > в образно-символической форме, говоря о разделяющей "преграде", > разрушенной "Кровию Христовою" (Еф.2,13-14), о "дикой маслине", > привившейся к доброму корню (Рим.11,17). Тем не менее, > настойчивость, с которой Павел подчеркивает факт уничтожения > смерти - смертью же, позволяет нам предложить свою интерпретацию > его символики. Можно сказать (невзирая на бедность нашего языка), > что личная свобода Христа свободным приятием смерти приводит > человеческую природу к целостному отказу от автономности бытия. > Поскольку смерть каждого отдельного человека представляет собой > неизбежную расплату за экзистенциальную автономию, постольку > Божественная любовь принимает каждую смерть так же, как она приняла > жертву Сына Божия: как отказ твари от сопротивления Божеству, > как ее согласие на воссоединение с Богом. > Итак, в Личности воскресшего и во плоти вознесшегося на небеса > Христа Бог воспринимает "всякую плоть", оставляющую в момент смерти > претензии на независимость существования. Бог соединяется с каждым > человеком и животворит его. Смерть, "последний враг" (1Кор.15,26), > предстает отныне как триумф Божественной любви, как вступление > в Царство жизни. Так происходит, "ибо знаем, что когда земной наш > дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, > дом нерукотворенный, вечный... И как знаем, что, водворяясь в теле, > мы устранены от Господа, - то... желаем лучше выйти из тела > и водвориться у Господа" (2Кор.5,1,6,8). > Но и прежде наступления биологической смерти, приходящей, "чтобы > смертное поглощено было жизнью" (2Кор.5,4), всякий добровольный > отказ человека от экзистенциальной автономии представляет собой > повторение и подражание подобному самоотвержению распятого Сына > Божия - перед лицом Божественной любви. Сама плоть, облекающая нас, > хоть и не перестает черпать свое бытие и жизнь из собственных > биологических функций, принадлежит к тому же естеству, что и плоть > воскресшего Христа - сопричастница жизни Троицы. В Его Лице > наша единая природа вступает в отношения с Богом, аналогичные > отношениям между Отцом и Сыном. Отчая любовь к Сыну воплощенному > не есть субъективное переживание, но жизнетворящая и сущетворящая > энергия, источник всякого бытия. Равным образом наша тварная > ипостась соединяется с потоком жизни, пронизывающем нашу природу > благодаря ее ипостатическому единению с Божеством в Лице Христа. > Происходит это тогда, когда индивидуальная человеческая плоть > вынужденно (с приходом смерти) или добровольно (при крещении, аскезе > или мученичестве) отказывается от упорного стремления к автономии. > Следовательно, как Божественная любовь сотворила Словом > всё существующее в мире, так через воплощенное Слово эта любовь > обновляет всё тварное бытие, делая его нетленным. [ Х.Яннарас. ИИСУС ХРИСТОС глава из книги ВЕРА ЦЕРКВИ www.krotov.info/libr_min/ya/yannar2.html ] -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- "Самый опасный соблазн во всяком споре - вцепиться в свое мнение и подчеркивать его несовместимость с мнением противника". (С.Тагуэлл) * * * "Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я обретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам". (В.Франкл) *********************************************