=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Приложение к выпуску № 966 (http://messia.ru/rasylka/004/966.htm#0) > Отец открывается через Сына > Обращение к Богу как к "Отцу" известно во многих религиях. Божество > часто рассматривается как "отец богов и людей". В Израиле Бога > называют Отцом, поскольку Он - Творец мира. Бог есть Отец в еще > большей степени в силу союза и дарования закона Израилю, Своему сыну > "первенцу" (Исх.4,22). Его также называют Отцом царя Израиля. > И в особенности Он есть "Отец бедных", Отец сирот и вдов, которые > находятся под Его любящей опекой. > Называя Бога "Отцом", язык веры особо указывает на два главных > аспекта: что Бог - первопричина всему и трансцендентный авторитет, > и что одновременно Он - доброта и любящее попечение обо всех > Своих детях. Эта родительская нежность Бога может также выражаться > в образе материнства, который в большей степени показывает > Божию имманентность/*/, тесную связь между Богом и его творением. > Язык веры тем самым черпает в человеческом опыте родителей, которые > в некотором смысле для человека первые представители Бога. Но этот > опыт также говорит, что родители в человечестве могут совершать > и исказить образ отцовства и материнства. Поэтому следует напомнить, > что Бог трансцендентен/**/ человеческому различию полов. > Он не мужчина и не женщина - Он есть Бог, Он также трансцендентен > человеческому материнству и отцовству, продолжая оставаться > их первопричиной и мерой: никто не отец так, как Бог. > Иисус открыл, что Бог есть "Отец" в неслыханном смысле: не только > как Творец, но во веки веков Отец в отношении к Сыну Единородному, > Который, в свою очередь, есть Сын лишь в отношении к Отцу: > "...и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме > Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11,27). > Вот почему апостолы исповедуют Иисуса как Слово, которое было > "в начале (...) было у Бога(...) и было Бог" (Ин.1,1), как "образ > Бога невидимого" (Кол.1,15), как "сияние славы и образ ипостаси" > Бога (Евр.1,3). > После них, следуя апостольской традиции, Церковь на первом > Вселенском соборе в Никее (325) исповедала, что Сын "Единосущен" > Отцу, то есть единый с Ним Бог. Второй Вселенский собор > в Константинополе (381) сохранил это выражение в своей формулировке > Символа веры и исповедал "Единого Господа Иисуса Христа, сына Божия > Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, > Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, > единосущного Отцу". [ Катехизис Католической Церкви (238-42) www.krotov.info/acts/20/2vatican/0232.html ] * * * > <...> В Иисусе проявляется, как сущностная и личная, реальность > Премудрости, обнаружения которой описывал Ветхий Завет, не раскрывая > ее, однако, как субстанциальную. Так, апостол Павел пишет в начале > Послания к Колоссянам, что Сын «есть образ Бога невидимого, > рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах > и что на земле» (I,15-16). Автор Послания к Евреям, вдохновленный > апостолом Павлом, в тексте, который является лейтмотивом цитируемой > ниже главы, также говорит о Второй Ипостаси в тех же выражениях, что > о Премудрости: «Бог многократно и многообразно говоривший издревле > отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого > поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, > будучи сияние славы и образ Ипостаси Его и держа всЈ словом силы > Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную > (престола) величия на высоте» (I, 1-3). > Здесь мы находим выражение наиболее ранней теологии Слова, впервые > представленной в Новом Завете. Перед апостолами Христос предстал > как действительность, как Тот, Кому подобает божественные власть > и могущество. В этом — первичное, элементарное, фундаментальное > данное откровения. Желая выразить этот факт, апостолы обращались > к Ветхому Завету, заимствуя из него свои категории. Поэтому > эта первоначальная теология есть в полном смысле библейская > теология, показывающая в личности Христа присутствие > той Премудрости, которую Ветхий Завет давал только предчувствовать > и которая в Новом Завете раскрывается в своем личном существовании. > Однако наиболее глубоко в познание Второй Ипостаси нас вводит > обозначение ее как Сына. Выражение «Сын Божий» часто и в различном > смысле встречается в Ветхом Завете. Однако его употребление в Новом > Завете, в особенности в устах Самого Христа, подтверждает, по словам > Винсента Тейлора, «что у Иисуса было сознание Самого Себя как Сына > Божия в высшем смысле этого слова»{}. Текст Евангелии от Матфея, > где впервые появляется это слово, ясно показывает это: «ВсЈ предано > Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и кому Сын хочет > открыть» (XI,27). Здесь вполне очевидно, что отношение Отца и Сына > в своем роде единственно, что они принадлежат к одной и той же сфере > существования и что между ними имеется полное общение и взаимосвязь. > Этой теологией Сына исполнено Евангелие от Иоанна, и учение о Слове > появляется лишь в Прологе. Сын приходит от Отца: «Я исшел от Отца > и пришел в мир» (Ин.XVI, 28). Он принадлежит к тому же плану бытия, > что и Отец. Только Он знает Отца, а потому только Он может дать > Его познать. Он - Объект любви Отца, которая исчерпывается в НЈм. > ВсЈ благоволение Отца в Сыне, и Его мысль и воля едины с Отчими: > «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца > творящего» (Ин.V,19). Его близость с Отцом такова, что видевший Его > видел Отца. Он и Отец друг другу имманентны: «Ты, Отче, во Мне, > и Я в Тебе» (Ин.XVII,21). Во взаимоотношениях Отца и Сына <...> > у Иоанна ясно видно как совершенное единство их божественной > природы, так и совершенное различие Ипостасей. Никто своим духовным > взором более глубоко не проник в эту близость Отца и Сына, нежели > апостол, который покоился на груди Иисуса. [ Жан Даниэлу. БОГ И МЫ (IV) www.krotov.info/libr_min/d/donini/danielu04.html ] * * * > ="Господи, Иисусе Христе, сыне Бога Живого, помилуй нас и мир > Твой".= > <...> > Христос явил нам в Себе Отца: "видевший Меня — видел Отца" > (Ин.14,9). Теперь мы знаем Отца в той мере, в какой познали Сына: > "Я и Отец — едино есмы" (Ин.10,30). Итак: Сын являет Отца, и Отец > свидетельствует о Сыне; и мы молимся: "Сыне Божий, Единородный, > помилуй и спаси нас и мир Твой". > "Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; > и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" > (Мф.11,27). Сына же мы знаем постольку, поскольку пребываем в духе > Его заповедей. Без Него мы бессильны подняться до заповеданной нам > высоты, так как в заповедях раскрывается жизнь Самого Бога. Отсюда > крик наш к Нему: "Господи, Иисусе Христе, Собезначальный Отцу Сыне, > помилуй мя; прииди и вселися в мя со Отцом и Духом Святым > по обетованию Твоему (Ин.14,23) ...Господи, Иисусе, помилуй мя > грешного". > В Ветхом Завете Имя Отца было в`едомо, но созерцался Он во мраке > непостижимости, Христос же явил нам Отца с предельной конкретностью > в Себе; Он раскрыл истинный объем всего, что было дано до Него > чрез Моисея и пророков. "Я во Отце и Отец во Мне" (Ин.14,11); > "Я и Отец — едино есмы" (Ин.10,30). "Я открыл им Имя Твое, и открою > (до полноты), да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, > и Я в них" (Ин.17,26). Познание Имени Отца есть познание и Его, > Отчей, к нам любви. Призывая Имя Иисуса, вводимся в область > Божественной Жизни, и Отец, и Сын, и Дух Святой — даны нам в Имени > Иисуса: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас и мир > Твой". > Призывать Имя Иисуса с возможно полным сознанием того, что оно несет > в себе, значит уже реально быть в единстве с Богом Святой Троицей. > Сей Бог открылся нам в Его новом отношении к человеку: уже не как > Творец, но как Спаситель мира: как Свет Истины и истинной вечности: > "Господи, Иисусе Христе, Сыне Предвечного Отца, помилуй нас". [ Архимандрит Софроний (Сахаров). О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ www.krotov.info/libr_min/s/selin/saharov.html ] -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- 'Болтовня может ранить, как меч, * а слова мудрецов исцеляют'. (Пр.12:18) *********************************************