=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 30 октября   ст.ст., пт
  (24-я седмица по Пятидесятнице, чтения 23-й седмицы);
  литургические чтения:  1Фес.2:14-19; Лк.11:23-26 *.



>          "И БЕРЕТ С СОБОЮ СЕМЬ ДРУГИХ ДУХОВ, ЗЛЕЙШИХ СЕБЯ"

> Почему  человек,  которого Христос только что избавил от злого духа,
> снова  подвергается  опасности? В Евангелии злому духу приписывается
> свойство   бесприютности,    так  что   он   стремится   туда,  где,
> как  он  считает,   его  "дом".  Если же его  "дом"  сто`ит  "пуст",
> да  еще  "выметен  и  убран", то злой дух "берет с собою семь других
> духов,    злейших  себя"   и  занимает  старую  квартиру.  "И бывает
> для    человека   того   последнее   хуже   первого"   (Мф.12,43-45;
> Лк.11,24-26).     Образ   пустого   дома   встречается   в Евангелии
> от  ап.  Луки,    но   не   во всех рукописях.  Ап. Матфей применяет
> этот  образ  еще к "этому злому роду", к иудеям, закосневшим в своем
> <неверии>.

> Итак,  что  же,  человеку опасно быть освобожденным Иисусом от злого
> духа?  Наверно,  не  опасно, но во всяком случае очень ответственно.
> "Вот,  ты  выздоровел,  -  говорит  Господь,  обращаясь  к человеку,
> который  лежал  возле  купальни  у Овечьих ворот, - не греши больше,
> чтоб  не  случилось  с тобою чего хуже" (Ин.5,14). Исцеленный всегда
> теряет  нечто,  к  чему  он привык, теряет, например, то, что диавол
> именует   "моим  домом".   Соответственно  он,   конечно,  радуется,
> что  исцелился,  но  и  ощущает,  что  теперь ему чего-то недостает.
> Скажем,  у кого-то диавольское начало состояло в страсти хулить всех
> и   вся,    становиться  в  позу  всеобщего  судьи.   И  вот  теперь
> он избавляется от этого порока. Естественно, человек ощущает в себе,
> как  после  уборки,  чистоту,  но и отсутствие возлюбленной привычки
> воспринимается  как  лишение.  Вместо  критиканства  теперь надлежит
> смиренно  веровать.  Или,  предположим,  некто  привык быть хозяином
> своей  жизни,  изменять ее течение по своему произволу, хотя бы ради
> ощущения  острого чувства полной свободы. Когда его исцеляют, мнимая
> абсолютная автономность обращается теперь в служение  делу  Господа.
> И  такой   человек   также   может   отнестись   к своему  призванию
> как к порабощению, <весьма недостойному>. Действительно, с его точки
> зрения,   каковы  дальнейшие  перспективы?  Если  раньше  "всё  было
>  доступно", то теперь надо полагать себя "рабом <ничего не стоящим>"
> <(ср. Лк.17:10)>.

> Итак,   грешник   подобен  закоренелому  наркоману.  Когда  наркоман
> подвергся лечению и исцелился, отнюдь не гарантируется невозможность
> рецидива.  Из  жизненного  опыта  известно,  что  при  новой вспышке
> болезнь   будет   тяжелее  и  труднее  для  излечения,  чем  прежнее
> болезненное  состояние.  Уверовавшие  на время, если их лишить веры,
> становятся  фанатичными  и  циничными преследователями Церкви. А те,
> которые подлинно распознали свое личное призвание от Бога и всё-таки
> не взяли его на себя, склонны в дальнейшем это призвание высмеивать.
> Этим  они смущают многих и сбивают их с божественного пути. Согласно
> ап.  Иоанну,  "от  нас"  вышло  даже  "много  антихристов",  но они,
> конечно,  "были  не  наши"  (1Ин.2,18  и  сл.). Посторонний не может
> предать  Христа  -  для  этого у него нет ни повода, ни возможности.
> Предают  дело Христово те ветви на лозе,  которые,  будучи отсекаемы
> за  их неплодоношение, высыхают и затем пылают демоническим пламенем
> (Ин.15,6 и сл.).

> Поэтому  когда  Иисус Христос говорит о "чистоте"  и  "выметенности"
> у  исцеленного,    он  имеет  в виду не конечное состояние человека,
> а   начало   благодати.   Благодать  же  предлагается:  ее  надлежит
> добровольно  принять и соответственно  строить  теперь  свою  жизнь.
> Дом может быть "украшен" со всех сторон, но, если посмотреть на него
> с  иной точки зрения, он всё же может оказаться "пуст", если человек
> не  наполнил  его  новой  жизнью.   Слова,   которые Господь обратил
> к  исцеленному  у  Овечьих ворот,   в принципе  адресуются  каждому,
> кто   получает   отпущение  грехов.  Ведь  в  исцелении  у  человека
> отбирается  нечто, а именно: то, что он, соглашаясь на грех, почитал
> частью  самого  себя.  Отпущение  греха  тогда  похоже  на ампутацию
> какого-либо члена тела: прооперированный продолжает чувствовать этот
> уже  отсутствующий  член. И в этом случае прежнее душевное состояние
> обретает  верх  над верою. Ведь человек уверяет себя: "Я все тот же,
> как  прежде".  Соответственно  даже  если для Бога некоторый человек
> justus  <(=праведник)>,  то  для  себя  самого  этот  человек должен
> по-прежнему  оставаться  peccatus <(=грешник)>, ибо он-то знает себя
> лучше,  чем  его  знает Бог. Тут еще нас подстерегает диалектика той
> самой   ресса  fortiter  <(=греши  сильней)>,  которую,  как  пример
> непослушания,  воспроизводит  ап.  Павел:  "И  не делать ли нам зло,
> чтобы  вышло  добро?"  (Рим.3,8).  "Оставаться ли нам в грехе, чтобы
> умножилась  благодать?"  (Рим.6,1).  Здесь  делается,  казалось  бы,
> вполне  логичный  вывод из известного тезиса: "Когда умножился грех,
> стала  преизобиловать  благодать"  (Рим.5,20).  Ал.  Павел,  однако,
> решительно  отклоняет подобный вывод: он злонамеренно подбрасывается
> нам  противоборцами (Рим.3,8). "Мы умерли для греха: как же нам жить
> в нём?" (Рим.6,2).

> Для  тех, однако, для которых конец бывает хуже начала, опровержение
> подобной   диалектики  не  имеет  веса.  Вот  почему  так  актуально
> предостережение  Христово: Он, Тот Самый, Который есть мир, приводит
> к  разделению  человечества  (ср.  Мф.10,34).  Ложь, при наступлении
> правды,   бесчинствует   особенно   безобразно.   Здесь  показателен
> риторический   вопрос   Иисуса  Христа,  апокалиптический  по  своей
> природе:  "Но  Сын  Человеческий,  пришед, найдет ли веру на земле?"
> (Лк.18,8).
        [ Ганс Урс фон Бальтазар
          ТЫ ИМЕЕШЬ ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
          Размышления над Священным Писанием
          agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/page98.htm ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф 12:30; 12:24-30.




   +++ В.Н.Кузнецова:
       "Кто  не  со  Мной,  тот против Меня..." Возвращение беса
                         *****************/rasylka/003/606.htm#0
   +++ Прот. Александр Мень: изгнание нечистого духа
            *****************/rasylka/002/138.htm#01


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Кто не со Мной, тот против Меня. /
  Кто не собирает со Мной, тот расточает.
 Когда нечистый дух выходит из человека,
 он бродит по безводной пустыне, ища себе пристанища,
 и, не найдя, говорит себе:
 "Вернусь-ка я в свой прежний дом, откуда вышел".
 И, возвратившись, находит его подметенным и прибранным.
 Тогда он идет, берет с собой семь других бесов, еще худших, чем он,
 и они, войдя, там поселяются.
 И в конце концов человеку тому становится еще хуже,
 чем было вначале". (Лк.11:23-26)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»