=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
     Христос с небес - встречайте!
               Христос на земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей земле!

 


* 25 декабря   ст.ст., пт
  Рождество Господа нашего Иисуса Христа
   литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12 *.



  *********************************************************
 ** • Свящ. Александр Мень:                                *
  ***    Зачем всемогущий Бог стал бессильным младенцем?   *
   ****             www.messia.ru/rasylka/003/304.htm#0  *
    ***** • "Рождество"                                    *
     ******  в тематическом указателе сайта "ХП"           *
      *******         www.messia.ru/temy/r.htm#rzhdstvo  *
         ******** *********  **********   ***********    ***
           ****************                               *
                           *******************************

Продолжение. См. предыдущий выпуск. 
                           
> Во  многих  смыслах  наша  вера  -  религия  маленьких  вещей. Я уже
> говорил,  что  Предание  -  и в книгах, и в картинах, и в легендах -
> отдало  дань парадоксу о Боге в яслях.  Наверное,  меньше говорилось
> о  Боге  в  пещере.  Как  ни странно, о пещере вообще говорили мало.
> Рождество Христово переносили в любую страну, в любую эпоху, в любой
> ландшафт   и  город,   подгоняли к самым разным обычаям и вкусам,  -
> и  это  очень  хорошо.  Всюду  мы  видим  хлев, но далеко не всюду -
> пещеру.     Некоторые   ученые   по  глупости   нашли   противоречие
> между  преданием   о яслях  и  преданием  о пещере,   чем  доказали,
> что   не были в Палестине.  Им мерещится различие там,  где его нет,
> но они не видят его там, где оно есть.

> Когда  я  читаю,  например,  что Христос вышел из пещеры,  как Митра
> из  скалы,  мне  кажется,  что это пародия на сравнительное изучение
> религий.  В  каждом  предании,  даже  ложном,  есть суть, есть самое
> главное.  Предание о божестве, появляющемся, как Паллада, в расцвете
> сил,  без  матери,  без детства,  по сути своей не похоже на рассказ
> о Боге, родившемся как самый простой ребенок и совершенно зависевшем
> от Матери.

> Мы  можем  отдать  предпочтение любому из этих преданий, но не можем
> отрицать, что они - разные. Отождествлять их из-за того, что в обоих
> есть скала, так же нелепо, как приравнивать потоп к Крещению, потому
> что  и там и здесь есть вода. Миф Рождество или тайна, пещера играет
> в  нём   совсем  особую  роль   -   она  говорит о том,  что Бог наш
> был  бездомным изгоем. Однако о пещере вспоминают реже, чем о других
> атрибутах Рождества.

> Причина  проста  и  связана  с самой природой возникшего тогда мира.
> Нелегко увидеть и описать новое измерение. Христос не только родился
> на  земле  -  Он  родился  под  землей. Первое действие божественной
> трагедии развертывалось не выше зрителя, а ниже, на темной потаенной
> сцене.  Почти невозможно выразить средствами искусства одновременные
> действия на разных уровнях бытия.

> Что-то  подобное  могли  изобразить  в  средние  века; но чем больше
> узнавали   художники  о  реализме   и   перспективе,    тем  труднее
> им становилось изобразить ангелов в небе, пастухов на холмах, сияние
> в самом холме. Может быть, к этому ближе всего подошли средневековые
> гильдии,  которые  возили  по улицам вертеп в три этажа, где наверху
> было небо, внизу ад, а посредине - земля. Но в вифлеемском парадоксе
> внизу было небо.

> В  этом  одном - дух мятежа, дух перевернутого мира. Трудно выразить
> или  описать  заново,    как  изменила  саму идею закона и отношение
> к  отверженным   мысль  о Боге,   рожденном  вне общества.  Поистине
> после  этого  не  могло  быть рабов. Могли быть и были люди, носящие
> этот   ярлык,   пока Церковь не окрепла настолько,  чтобы его снять,
> но уже не могло быть язычески спокойного отношения к рабству.

> Личность  стала  ценной  в  том особом смысле, в каком не может быть
> ценным  орудие,   и  человек  не мог более  быть орудием,  во всяком
> случае   -  для  человека.  Эту  народную,  демократическую  сторону
> Рождества  предание справедливо связывает с пастухами - крестьянами,
> которые запросто беседовали с Владычицей небес. <...>

> Люди  из  народа  -  такие, как пастухи, - везде и повсюду создавали
> мифы.    Это  они  испытывали  прежде  всех   не  тягу   к философии
> или   сатанизму,   а  <...>  потребность  в  образах,  приключениях,
> фантазии,    в  сказках,    подобных  поискам,   в  соблазнительном,
> даже  мучительном  сходстве  природы  с  человеком,  в  таинственной
> значимости времен года и определенных мест. <....>

> <....> Но,   хотя  никто  об этом не ведал,  близился час свершения.
> Хотя никто об этом не слышал, далеко, в диких горах, кто-то закричал
> от радости на неведомом языке. Пастухи обрели Пастыря.

> То,  что  они  нашли, было очень похоже на то, что они искали. Народ
> ошибался  во  многом,  но он не ошибался, когда верил, что у святыни
> есть  дом, а божеству ведомы границы пространства и времени. Дикарь,
> создавший    нелепейшие   мифы   о  спрятанном   в коробочке  солнце
> или  о  спасенном  боге,  которого  подменили  камнем, ближе к тайне
> пещеры,   чем  города  Средиземноморья,  примирившиеся  с  холодными
> отвлеченностями.

> Он  понял  бы  лучше,  что  случилось  в  мире, чем те, в чьих руках
> становилась  всё  тоньше   и   тоньше   нить   Платонова   идеализма
> или  Пифагоровой мистики. Пастухи нашли не Академию и не совершенную
> республику.  Они  нашли наяву свой сон. С этого часа в мире не может
> быть мифов; ведь мифотворчество - это поиски.

> Все  мы  знаем,  что народ в рождественских мираклях и песнях одевал
> пастухов  в  костюмы своей страны и представлял Вифлеем своей родной
> деревней. Большинство из нас понимает, как это точно, мудро и тонко,
> как  много  здесь  христианского  <...>  чутья. Многие видели грубый
> деревенский   Вифлеем,    но  мало  кто помнит,  каким он был у тех,
> чье искусство кажется нам искусственным. Боюсь, в наше время не всем
> понравится,  что  во  времена  классицизма  актеры  и  поэты одевали
> пастухов  пастушками  Вергилия.  Но  и  они  были  правы.  Превращая
> Рождество  в  латинскую эклогу <{эклога - идиллия в стихах; пастушье
> стихотворенье  (Даль)}>,  они  нащупали  одну из самых важных связей
> человеческой истории.

> <.....>   Если   мир    устал   от  безумия,    его   может   спасти
> лишь  здравомыслие.  Но  он  устал  от  здравомыслия;  что  же могло
> излечить его, если не то, что излечило? <...>
                [ Гилберт К. Честертон. ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (II.1)
                  www.krotov.info/library/ch/chesterton/vechni2.htm ]


        -------------------------------------
        * еванг. чтение - эпизод N15~ по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#15)



--
 С ПРАЗДНИКОМ!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
 рожденного женщиной и подвластного Закону,
 чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
 И в подтверждение того, что вы - сыны,
 Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына,
 Дух, взывающий: "Абб`а! Отец!"
 Значит, ты больше не раб, ты - сын.
 А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Гал.4:4-7)
                                * * *
*После того как в иудейском городе Вифлееме, при царе Ироде,
 родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты.
 Они спрашивали:
 "Где новорожденный царь евреев?
  Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести".
 Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение,
 а с ним и весь Иерусалим.
 Собрав всех старших священников и учителей Закона,
 он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику.
 Они ответили:
 "В иудейском городе Вифлееме. Потому что так написано пророком:
 "И ты, Вифлеем, земля Иуды, /
   не самый малый средь главных городов Иуды:
  из тебя произойдет вождь, / пастырь народа Моего Израиля".
 Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов,
 выведал у них точное время появления звезды
 и направил в Вифлеем, сказав им:
 "Ступайте и всё в точности разузнайте о ребенке.
  А когда найдете Его, дайте мне знать,
  я тоже приду воздать Ему почести".
 Выслушав царя, они отправились в путь.
 И вдруг звезда, восход которой они видели,
 стала двигаться перед ними,
 пока не остановилась над тем местом, где был ребенок.
 Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали.
 Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать,
 и, встав на колени, склонились перед Ним ниц,
 а потом, достав ларцы с сокровищами,
 преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну.
 Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду,
 они отправились в свои края другой дорогой.* (Мф.2:1-12)
                                * * *
"Как небо выше земли, / так пути Мои выше путей ваших, /
 и мысли Мои выше мыслей ваших, - <говорит Господь>" (Ис.55:9)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-