=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
     Христос с небес - встречайте!
               Христос на земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей земле!


* 28 декабря   ст.ст., пн
  (33-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы);
  {Попразднство Рождества}
  литургические чтения: Иак.2:14-26; Мк.10:46-52 *.



> Иак.2.14-26

14 Что пользы, братья мои, если человек говорит, что у него есть вера,
но если дел у него нет? Может ли такая вера спасти его? 15 Если брату
или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день, 16 а кто-то
из вас скажет им: 'Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!',
а сам не даст им того, в чем нуждается их тело, - то какая от этого
польза? 17 Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва.

18 Но, предположим, кто-то скажет: 'У тебя есть вера, а у меня -
дела'. Покажи мне свою веру без дел - и я покажу тебе свою веру через
дела! 19 Ты веришь, что Бог - один. Хорошо делаешь! Бесы тоже верят
и трепещут. 20 А знаешь ли ты, пустой человек, что вера без дел
напрасна?! 21 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам, когда
принес своего сына Исаака на жертвенник? 22 Ты видишь, что вера
содействовала его делам и благодаря делам его вера стала совершенной.
23 Так исполнились слова Писания:
 'Авраам поверил Богу, и Бог признал это за праведность',
и Авраам был назван  другом Бога.

24 Видите, Бог оправдывает человека за дела, а не за одну только веру.
25 Так было и с проституткой Рахав. Разве она, которая приняла у себя
разведчиков и направила их по другой дороге, была оправдана
не за дела? 26 Ведь точно так же как тело без духа мертво, и вера
без дел мертва.
                     (перевод "Радостная Весть")


> <...>  многие  комментаторы усматривают  в Послании Иакова  полемику
> с  богословием  ап. Павла, с его отношением к делам Закона и учением
> об  оправдании  верой  в Иисуса Христа. Еп. Кассиан Безобразов прямо
> заявляет,  что  Послание Иакова  -  это манифест в ответ на Послание
> к Евреям, к соавторам которого он относит и ап. Павла. И именно этот
> отрывок  дает этим ученым наибольшие основания утверждать, что Иаков
> и  Павел по-разному смотрели на один и тот же фундаментальный вопрос
> христианства, вопрос о спасении человека.

> Совершенно очевидно, что ап. Павел в своих посланиях делает ударение
> на  том,   что человек спасается исключительно верой в Иисуса Христа
> и  милостью  Божией,  что  спасение невозможно 'заработать' никакими
> делами.    В  Послании   к  Римлянам  он  пишет:  +'Ибо мы признаём,
> что  человек  оправдывается  верою,    независимо  от дел  закона'+,
> а  в Послании к Галатам он настаивает,  что  +'человек оправдывается
> не  делами  закона,  а  только  верою в Иисуса Христа..., ибо делами
> закона  не  оправдается  никакая  плоть'+.  И когда ап. Иаков пишет:
> +'вера,  если  не  имеет  дел, мертва сама по себе'+, и чуть дальше:
> +'Видите  ли, что человек оправдывается делами, а не верою только'+,
> то  многие видят здесь прямой спор с ап. Павлом.   Однако если здесь
> и  есть  спор,  то,  наверное,  не с самим Павлом,  а только с теми,
> кто  неправильно  истолковывал  его учение об оправдании. Ведь и сам
> ап. Павел уделял огромное внимание делам в христианской жизни.

> В  каждом  из  Посланий  Павла  мы  найдем  раздел  с  практическими
> советами,  суть  которых в том, что христианство проявляется, прежде
> всего,  в  делах. В том же Послании к Римлянам <...> он говорит, что
> Бог  каждому воздаст по делам его,   а в 1-ом Послании  к Коринфянам
> он  пишет:    +'Каждый  получит   свою  награду  по своему  труду'+.
> Таким  образом,  совершенно очевидно, что для ап. Павла дела в жизни
> христианина,  сам  христианский  образ  жизни - являются необходимым
> проявлением  его  христианской  веры. И из посланий Павла совершенно
> ясно,  что для него христианская вера - это не теоретическое учение,
> не  отвлеченный гносис, а абсолютное доверие Богу и Его Сыну, Иисусу
> Христу,   накладывающее печать на всю жизнь человека,  проявляющееся
> в  каждом  его поступке. Но о том же самом, по сути, говорит в своем
> Послании  и ап. Иаков; он лишь, может быть, чуть-чуть смещает акцент
> в  пользу   дел,  исходя из того,  что ему,  очевидно,  был известен
> опыт  неправильного  понимания учения об оправдании и спасении одной
> только  верой.  А  о  том, что такое было, можно судить по посланиям
> самого  же  Павла,  обличающего  тех  христиан,  которые  занимаются
> теоретическими  рассуждениями  и   спорами   о  вере,   но  не живут
> и не поступают в соответствии со своим христианским званием.

> Вообще,  учение  ап.  Павла  об  оправдании  одной верой очень легко
> извратить,    потому  что   в  само   понятие  'вера'  можно вложить
> очень  разное  содержание.  И  полемика  ап. Иакова, если она всё же
> имеет место, вполне оправдана; но при этом необходимо учитывать, что
> так  же  легко  извратить  и учение об оправдании делами, а не верою
> только.   Примеры тому и другому извращению мы можем найти и сегодня
> в  больших  количествах.  И  сегодня можно встретить теоретизирующих
> христиан,  отстаивающих  чистоту веры, проводящих жизнь в постоянных
> спорах  об учениях, постоянно занимающихся учительством, но при этом
> их   собственная    христианская  вера  не сказывается  положительно
> на  их  отношении  к  ближним,    не  проявляется   в  делах   любви
> и  милосердия.  И еще больше можно встретить таких христиан, которые
> убеждены, что спасение можно 'заработать', только правильно исполняя
> христианские  дела.  Но при этом под делами понимаются исключительно
> дела   внешнего   благочестия  -  исполнение  обрядов,  скрупулезное
> исполнение  всех,  даже  самых  мелочных, предписаний. А дела любви,
> дела милосердия и в этом случае оказываются исключенными из реальной
> жизни  таких  христиан.    Такие  христиане вообще ничего  не делают
> по  совести,    как  сердце  велит,  а исключительно,  как положено,
> как предписано или как 'батюшка благословил'.

> Сегодня  можно  встретить и еще один тип христианина. Для него дел`а
> любви  и  милосердия превращаются в социальное служение,   а точнее,
> в  профессиональное  занятие  и,  как  правило, хорошо оплачиваемое.
> Сегодня  существует  множество  различных  благотворительных фондов,
> претендующих  на  название  'христианских',  а  по  сути  являющихся
> 'кормушками'  для  тех,   кто  в них  'подвизается'.  Однако,  когда
> ап.  Павел  говорил  о  вере,  а ап. Иаков о делах, они имели в виду
> совсем другое.

> Проблема  существования  всех этих извращений в христианстве связана
> не  с уязвимостью богословских позиций этих двух Апостолов, а с тем,
> что  во  все  времена  людям было свойственно выдергивать из Писания
> только  то,  что  больше  подходит их собственному складу души и чем
> можно  оправдать  собственное  несовершенство.  И  Церковь поступила
> бесконечно  мудро,  что  включила  в  канон Нового Завета и послания
> Павла,  и  Послание  ап.  Иакова.  И  задача  современного читателя,
> наверное,   заключается  не  в том,  чтобы выискивать следы полемики
> и  определять  -  кто  из  Апостолов  был более прав, а в том, чтобы
> увидеть,  как  прекрасно они дополняют друг друга. Ну а что касается
> оправдания  или  спасения, то, в конечном счете, мы должны признать,
> что  спасается  человек  и  не  делами,  и не верою, а исключительно
> любовью  Божией,  ибо только она в этом мире абсолютна и совершенна,
> всё остальное очень и очень относительно.
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (Послание св. ап. Иакова. Беседа N11)
          // М.: "Путь", 2003; стр.21-3 ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.20:29-34; Лк.18:35-43;
          эпизод N124 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#124)


     ..  ..   .....   ....   ....  .. . .. .
    -  -    -       -      -      -  - -  - -
   - по теме выпуска смотри также:  -        -
  - -- --- ---- ----- ------ ------- -------- ---------
   • К.С.Льюис: вера и дела                            \\
                 www.messia.ru/rasylka/002/220.htm#0  \\
   • свящ. Александр Мень: вера и этика                 \\
                 www.messia.ru/rasylka/004/665.htm#0   \\
   • св. Мария Скобцова - Типы религиозной жизни         \\
          www.messia.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm#0 \\
   • иг. Вениамин (Новик) -                               \\
                           Архетипы православного сознания \\
          www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/novik.htm \\
 ~  ~~  ~~~  ~~~~  ~~~~~  ~~~~~~  ~~~~~~~  ~~~~~~~~  ~~~~~~~~~



--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, /
и земля пещеру Неприступному приносит; /
Ангелы с пастухами славословят, / а волхвы за звездою путешествуют, /
ибо ради нас родился / Младенец, предвечный Бог!
                                   (Кондак Рождества, русский перевод)
                                * * *
Ты, Бог мира и Отец милосердия, /
послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. /
Потому, приведенные к свету Богопознания, /
после ночи рассвет встречая, /
прославляем Тебя, Человеколюбец. 
*
Подчинившись указу Кесаря, / Ты был вписан в число рабов, /
и нас рабов врага и греха освободил; / 
обнищав же во всём, Христе, подобно нам, /
этим самым единением и общением / 
Ты и бренного Адама обоготворил. 
*
Вот Дева, - как в древности сказано, - зачав во чреве, /
родила Бога вочеловечившегося, и пребывает Девой: /
чрез Нее примирившись с Богом, мы, грешные, /
по справедливости истинную Богородицу / с верою воспоем.
   (Канон Рождеству Христову, песнь 6, перев. иером. Амвросия Тимрота)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»