=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
     Христос с небес - встречайте!
               Христос на земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей земле!

 


* 31 декабря   ст.ст., чт
  (33-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы);
  {Отдание праздника Рождества Христова}
  литургические чтения: Иак.4:7-5:9; Мк.11:27-33.



 >>>>>>>>>  ---  > >>  >>>   >>>>    >>>>>     >>>>>>      >> >>>
 >>> К апост. чтению (Иак.4:11-12;5:9): Авва Дорофей:            \
 >>                 Осуждение: неужели мало собственного бремени? \
 >                           www.messia.ru/rasylka/003/334.htm#0 \
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  

> Иногда   <>  мы  не только осуждаем,  но и уничижаем ближнего <...>.
> Уничижение  -    <это>  когда  человек  не только осуждает  другого,
> но  <и> презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него,
> как  от  некоей  мерзости:  это  хуже  осуждения и гораздо пагубнее.
> Хотящие  же  спастись не обращают  внимания  на недостатки  ближних,
> но  всегда  смотрят  на свои собственные, и <таким образом они имеют
> успех>.  Таков  был  тот,  который,  видя,  что  брат  его согрешил,
> вздохнул  и сказал: "Г`оре мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу
> и я завтра". Видишь ли твердость? Видишь ли настроение души?

> Как  он  тотчас нашел  средство  избежать  осуждения  брата  своего!
> Ибо сказав: "...так  и  я завтра",  он внушил себе страх и попечение
> о  том,  что  и  он  в скором времени может согрешить, и так избежал
> осуждения  ближнего.  Притом  не  удовлетворился  этим,  но  и  себя
> поверг  под  ноги  его,  сказав:   "И он,  по крайней мере покается,
> о грехе своем,  а я не покаюсь,  как д`олжно,  не достигну покаяния,
> не в силах буду покаяться". Видишь просвещение божественной души? Он
> не  только  <сумел>  избежать  осуждения  ближнего, но и себя самого
> поверг  под  ноги  его.  Мы  же,  окаянные,  без  разбора  осуждаем,
> гнушаемся,  уничижаем,  если что-либо видим, или услышим, или только
> подозреваем;  и  что  еще  хуже,  мы  не  останавливаемся  на  своем
> собственном вреде, но, встречая и другого брата, тотчас говорим ему:
> "то и то случилось", и вредим ему, внося в сердце его грех{}.

>  И    не    боимся    мы  Сказавшего:   <Г`оре тебе, который подаеть
> ближнему  твоему  питье   с  примесью   злобы   твоей>   (Авв.2,15),
> но  совершаем  бесовское   дело   и  <даже не замечаем этого>!   Ибо
> что <еще> делать бесу, как не смущать и не вредить? А мы оказываемся
> помощниками  бесов на погибель свою и ближнего! Ибо кто вредит душе,
> тот  содействует  и  помогает демонам,   а кто приносит  ей  пользу,
> тот    помогает   святым  Ангелам.   От чего же  мы  впадаем  в сие,
> как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то
> с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего,
> как  сказано:   <Любовь>  покрывает  множество  грехов  (1Петр.4,8).
> <Любовь> не мыслит зла; <всё> покрывает  и проч. (1Кор.13,5).

> Итак,  если  бы  <...>  мы  имели любовь, то <эта> любовь покрыла бы
> всякое   согрешение,   как   и   святые   делают,   видя  недостатки
> человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто
> столько   ненавидит  грех,  как  святые?  Однако  они  не  ненавидят
> согрешающего   и  не  осуждают   его,    не  отвращаются   от  него,
> но  сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его,
> как  <больную часть тела>,  и делают всё для того, чтобы спасти его.
> Как  рыбаки,  когда  закинут  уду  в  море  и,  поймав большую рыбу,
> чувствуют,  что  она  мечется и бьется,   то не <сразу сильно тянут>
> ее,    ибо  иначе  <порвется  веревка>  и они совсем потеряют  рыбу,
> но пускают <веревку> свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда
> же  увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу
> притягивают  ее;  так  и  святые долготерпением и любовью привлекают
> брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая
> безобразного  сына,    не  только  не гнушается им  и не отвращается
> от  него,  но и украшает его с любовью, и всё, что ни делает, делает
> для его утешения; так и святые всегда покрывают, украшают, помогают,
> чтобы  и  согрешающего  со  временем  исправить,    и  никто  другой
> не  получил  от  него  вреда,  и  им  самим  более преуспеть в любви
> Христовой.

> Что  сделал  святой  Аммон,    <когда>  однажды братья пришли к нему
> в смущении и сказали ему: "Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата
> в  келье  женщина".  Какое  милосердие  показала, какую любовь имела
> <та святая> душа! Поняв, что брат скрыл женщину под кадкой, он пошел
> и  сел на <нее> и велел им искать по всей келии. Когда же они ничего
> не  нашли, он сказал им: "Бог да простит вас". И так он постыдил их,
> утвердил   и   оказал   им   великую  пользу,  научив  их  не  <быть
> легковерными, слыша обвинение> на ближнего; и брата <того> исправил,
> не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашел удобное
> к  тому  время.  Ибо,  выслав всех вон, он взял его за руку и сказал
> ему: "Подумай о душе своей, брат". Брат сей тотчас устыдился, пришел
> в  умиление  и  тотчас  подействовало  на  душу   его  человеколюбие
> и сострадание старца.

> Итак,  приобретем  и  мы   любовь,    приобретем   снисходительность
> к ближнему,  чтобы сохранить себя от пагубного злословия,  осуждения
> и  уничижения  и будем помогать друг другу, как <членам собственного
> тела>.   Кто,  имея  рану  на  руке <..>, или на ноге, или на другом
> каком  члене,  гнушается собою,  или отсекает член свой,  хотя бы он
> и  гноился?  <...>   Одним  словом,  никто не оставляет своего члена
> в  небрежении,  не  отвращается  от него, <даже если от него исходит
> зловоние>,  но делает всё для того,  чтобы излечить его.  Так должны
> и  мы  сострадать  друг  другу,   должны  помогать друг другу,  сами
> и  <через>  других, сильнейших, и всё придумывать и делать для того,
> чтобы   помогать  и себе,  и один другому;  ибо мы члены друг друга,
> как  говорит Апостол:  мы,  многие,  составляем одно тело во Христе,
> а порознь - один для другого члены  (Рим.12,5), и:  страдает ли один
> член,  страдают  с  ним  все  члены   (1Кор.12,26).  Чем кажутся вам
> <монастыри>?  <Разве они не одно тело, а все, живущие в них, - разве
> не> члены друг друга? Правящие и наставляющие -  глава;  наблюдающие
> и  исправляющие - очи; <служащие> словом - уста; слушающие их - уши;
> делающие  -  руки, а ноги - <это> посылаемые и исполняющие служение.
> Глава  ли  ты?  -  Наставляй. Око ли? - Наблюдай, смотри. Уста ли? -
> Говори, <служи словом>. Ухо ли? - Слушай.  Рука ли?  -  Делай.  Нога
> ли? - <Исполняй свое служение>. Каждый да служит телу по силе своей,
> и  старайтесь  постоянно  помогать  друг  другу: или учением, влагая
> слово  Божие  в  сердце  брату,    или  утешением  во время  скорби,
> или  <оказанием>  помощи  в  деле  служения. И, одним словом, каждый
> <...> по силе своей, старайтесь иметь <единство> друг с другом; ибо,
> чем  более  кто  соединяется  с  ближним,   тем более соединяется он
> с Богом.

> И чтобы вам яснее понять <смысл> сказанного, предложу вам сравнение,
> преданное  от  отцев.  Представьте  себе круг, начертанный на земле,
> средина  которого называет центром; а прямые линии, идущие от центра
> к окружности, <...> - радиусами. Теперь <...> предположите, что круг
> сей  есть  мир,  а  самый центр круга - Бог; радиусы же <...> - пути
> жизни  человеческой.  Итак,  насколько  святые  входят внутрь круга,
> желая  приблизиться к Богу,   настолько <...> они  становятся  ближе
> и   к Богу,  и друг ко другу;  и <в какой мере> приближаются к Богу,
> <в   такой>   приближаются  и  друг  ко  другу;  и  <в  какой  мере>
> приближаются  друг ко другу, <в такой> приближаются и к Богу. <То же
> и  с  удалением.>    Когда  удаляются   от  Бога   и  <приближаются>
> ко  внешнему,   то  очевидно,   что <насколько они уходят от центра>
> и  удаляются  от  Бога,    <настолько>  удаляются  и  друг от друга;
> и  <в  какой мере>  удаляются  друг от друга,   <в такой>  удаляются
> и   от  Бога.  <Такова  природа>  любви:  насколько мы находимся вне
> и  не  любим  Бога,  настолько  каждый удален и от ближнего. Если же
> возлюбим Бога, то <в какой мере> приближаемся к Богу любовью к Нему,
> <в  такой  мере>  соединяемся  любовью и с ближним; и <в какой мере>
> соединяемся  с ближним,  <в такой> соединяемся с Богом.  Господь Бог
> да  сподобит  нас  слышать  полезное  и исполнять <это>; ибо по мере
> того,  как  мы стараемся и заботимся об исполнении слышанного, и Бог
> всегда  просвещает  нас и научает воле Своей.   Ему слава и  держава
> во веки веков. Аминь.
                [ авва Дорофей. ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ И ПОСЛАНИЯ (6)
                  www.krotov.info/library/d/dorofey/dorof3.html#1 ]



--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас.
 Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. ...
 Принизьте себя перед Господом - и Он вас возвысит.
 Не оговаривайте друг друга, братья!
 Кто оговаривает или осуждает брата,
 тот говорит против Закона и осуждает Закон.
 А если ты осуждаешь Закон, ты уже не исполнитель Закона, а судья!
 Но есть лишь один Законодатель и Судья,
 который может и спасти, и погубить.
 А кто ты такой, чтобы судить ближнего?
 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит:
 "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город,
  проведем там год, будем торговать и заработаем много денег".
 Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!
 Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала.
 Вам бы говорить вместо этого:
 "Если захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то".
 А вы хвастаетесь, зан`оситесь.
 Всякое такое хвастовство порочно!
 Итак, тот, кто знает, что должен делать добро, но не делает,
 повинен в грехе. ...
 Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа!
 Смотр`ите, как терпеливо дожидается земледелец,
 когда земля принесет драгоценный урожай.
 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!
 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,
 потому что день возвращения Господа уже близок.
 Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас.
 Смотр`ите, Судья уже сто`ит у дверей!* (Иак.4:7-8,10-17;5:7-9)
                                * * *
*Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?
 Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог,
 мир своей мудростью не познал Бога,
 Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.* (1Кор.1:20-21)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»