Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 13 января ст.ст., ср (35-я седмица по Пятидесятнице, чтения 30-й седмицы); {Попразднство Богоявления} литургические чтения: Евр.10:1-18; Мк.8:30-34 *. > О жертвах и жертвоприношениях написаны тысячи книг. Им давались > и даются самые различные объяснения. Богословы, историки, социологи, > психологи - каждый со своей точки зрения пытаются уяснить сущность > жертвы, выводят ее - кто из страха, кто из радости, кто из низких, > кто из высоких причин. И какова бы ни была ценность всех этих > объяснений, несомненным остается, что где бы и когда бы ни обращался > человек к Богу, он неизменно ощущал потребность принести Ему в дар > и жертву самое драгоценное из того, что он имел, самое насущное > для своей жизни. Со дней Каина и Авеля кровь жертв ежедневно > обагряла землю и дым всесожжении непрестанно восходил к небу. > Наше утонченное сознание ужасается этим кровавым жертвам, > этим первобытным религиям. Однако в нашей утонченности не забываем > ли мы и не теряем ли чего-то самого основного, самого первичного, > того, без чего в сущности нет и религии? Ибо на последней своей > глубине религия есть не что иное, как жажда Бога: 'Жаждет душа моя > Бога живого...' (Пс.41,3). И о жажде этой часто лучше знали > 'первобытные' люди, ее глубже ощущали, - и потому навеки выразил > псалмопевец, - чем знает современный человек со своей > спиритуализированной религией, отвлеченным морализмом и иссушающим > интеллектуализмом. > 3axотеть Бога... Это значит, прежде всего, всем существом узнать, > что Он есть, что вне Его - мрак, пустота и бессмыслица, ибо в Нём > и только в Нём - и причина, и смысл, и цель, и радость > всего существующего. Это значит, далее, возлюбить Его всем сердцем, > всем разумом, всем существом. И это значит, наконец, испытать > и познать всю беспредельную нашу оторванность от Него, нашу страшную > вину и одиночество в этом отрыве. Узнать, что в последнем итоге > есть только один грех: не захотеть Бога и оторваться от Него, и есть > только одна печаль - 'не быть святым' (<Леон Блуа>), не иметь > освящения: единства с единым Святым... > Но там, где есть эта жажда Бога, это сознание греха и эта тоска > по подлинной жизни, там неизменно есть жертва. В жертве человек > отдает себя и свое Богу, потому что, узнав Бога, он не может > не любить Его, а возлюбив - не стремиться к Нему и к единству с Ним. > А так как на пути этом к Богу сто`ит и загромождает его грех, > то в своей жертве человек ищет также и прощения и искупления; > он приносит ее в умилостивление за грехи, он вкладывает в нее > всю боль и м`уку своей жизни, чтобы страданием, кровью, смертью, > наконец, искупить свою вину и воссоединиться с Богом. И как бы > ни затемнялось и ни огрублялось религиозное сознание, как грубо, > утилитарно, по-язычески ни понимал человек и своей жертвы, и то, > во имя чего, и Того, Кому он приносит ее, в основе ее неизменно > оставалась исконная, неистребимая в человеке жажда Бога. И в своих > жертвах, в этих бесчисленных приношениях, закланиях, всесожжениях, > человек, пускай впотьмах, пускай дико и первобытно, до искали > и жаждал Того, Кого не может перестать искать, ибо 'для Себя создал > нас Бог и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его' > (бл. Августин). [ прот. Александр Шмеман. ЕВХАРИСТИЯ. ТАИНСТВО ЦАРСТВА (6.I) www.agnuz.info/library/books/shmeman_evharistiya/page07.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:20-24; Лк.9:21-23; эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86) /// * о ЖЕРТВЕ/ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ смотри также: * \\\ • "Жертвоприношение" в Словаре Библейского Богословия www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/j.htm#j4 • свящ. Александр Мень: жертвоприношение Авраама www.messia.ru/rasylka/003/398.htm#0 • Р.Гвардини: Жертва - это отдача Себя в пустоту... www.messia.ru/rasylka/002/173.htm#3 • Яков Кротов: Кому принесена "жертва Христова"? www.messia.ru/r2/0/16.htm#0 • Он же: Воплощение Христа как жертва www.messia.ru/rasylka/003/653.htm#0 • иг. Иларион Алфеев: Искупление - выкуп. Кому? www.messia.ru/rasylka/003/652.htm#0 • Монах Восточной Церкви: "Вот Агнец Божий!" www.messia.ru/rasylka/003/317.htm#0 • В.Н.Кузнецова о Новом Договоре www.messia.ru/rasylka/003/410.htm#k28 (Мф) или www.messia.ru/rasylka/003/353.htm#0 (Мк) • митр. Сурожский Антоний: ветхозаветные жертвоприношения и Агнец Божий www.messia.ru/rasylka/003/318.htm#0 • Он же: В центре литургии - крестная жертва Христа www.messia.ru/rasylka/004/759.htm#0 • свящ. Александр Мень: Евхаристия - 'бескровная Жертва' www.messia.ru/rasylka/004/730.htm#0 • ККЦ: Тело Христа участвует в жертве своего Главы www.messia.ru/rasylka/003/590.htm#0 ======================================================= Чтения этого дня в трех русских переводах: www.bible-center.ru/biblereadings/20050126/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jan/26.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Закон есть не более чем тень будущих благ, а не истинный образ их. Одними и теми же ежегодными жертвами, приносимыми постоянно, он неспособен привести к совершенству приходящих к Богу. Если бы он мог, то жертвы прекратились бы, потому что на совести у поклоняющихся Богу, однажды очищенных от греха, не было бы вины за грех. На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием о грехах. Ведь кровь быков и козлов неспособна удалить грехи. Вот почему Христос, придя в мир, говорит: 'Не захотел Ты жертв и приношений, но уготовил тело Мне. Не радуют Тебя ни всесожжения, ни жертвы за грехи. Тогда сказал Я: "Вот Я, Я иду, как в свитке книги обо Мне написано, исполнить, Боже, Твою волю"'. ... Так как Иисус Христос исполнил волю Бога, мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела. Всякий священник изо дня в день сто`ит на службе и многократно приносит одни и те же жертвы, совершенно не способные удалить грехи. А этот Священник, принеся единственную жертву, навсегда сел по правую руку Бога, дожидаясь, пока Бог положит Его врагов под стопы Его ног. Одной-единственной жертвой Он сделал освящённых совершенными навек. Нам об этом свидетельствует и Святой Дух, который сказав: "Вот Договор, что заключу Я с ними, после тех дней, заявляет Господь, Я вложу законы Мои в их сердца, напишу их у них в голове", добавляет: "Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше". А где прощены грехи, там больше не может быть жертвы за грех.* (Евр.10:1-7,10-18) * * * *Иисус начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет. ... Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра: "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!" Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |