=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 27 января    ст.ст., ср
  (37-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы)
  литургические чтения: Иак.3:11-4:6; Мк.11:23-26 *.



> Иак.4.1-3


 1 Откуда у вас стычки и ссоры? Не от того же ли самого -
 от страстей, что борются в вашем теле? (2) Вы чего-то жаждете,
 но у вас этого нет. И вот вы убиваете. Вы страстно чего-то
 добиваетесь, но не можете получить. И вот вы ссоритесь и деретесь.
 Но у вас ничего нет, потому что вы не пр`осите. (3) А даже если
 просите, то не получаете, потому что не о том просите: вы хотите лишь
 удовлетворения своих страстей.
                                           (перевод "Радостная Весть")


> В  предыдущем  отрывке  ап.  Иаков  противопоставил  две  мудрости -
> мудрость,  нисходящую  свыше,  мудрость  истинную, и мудрость ложную
> или,  как  называет  ее  Иаков,   земную, душевную, бесовскую.  Если
> плоды истинной мудрости это - праведность и мир, то плодами мудрости
> ложной  являются   неустройство  и  всё  худое.   Мудрость  истинная
> даруется  Богом,   ложная мудрость рождается из зависти и себялюбия.
> И  вот  теперь  ап.  Иаков развивает эту тему.   Нам трудно понять -
> к  кому  в  данном  случае обращается апостол, кого он имеет в виду?
> Всех  ли  своих  читателей,  т.е. всех тех,  кому обращено Послание,
> или  только тех из них, которые стремятся к учительству. Ясно одно -
> суровые  обличительные  слова  апостола  относятся  к  тем,  которые
> считают  себя  христианами; и это, с одной стороны, дает возможность
> предполагать,    что  используемые  Иаковом  термины  употреблены им
> в   переносном   смысле,   но,   с  другой  стороны,  это  дает  нам
> представление о нравственном состоянии ранней Церкви или, по крайней
> мере, некоторых ее членов. Это очень важный момент, потому что порой
> современные  христиане  неоправданно  идеализируют  первых христиан,
> что,  в  свою  очередь,  приводит  к  искаженным оценкам современной
> ситуации и неправильным экклезиологическим рассуждениям.

> Итак,   Иаков пишет:   "Откуда у вас вражды и распри?  Не отсюда ли,
> от  вожделений  ваших, воюющих в членах ваших?"  По мнению Апостола,
> вражды  и  распри   (в  буквальном  переводе  с  греческого -  войны
> и сражения) рождаются из погони за наслаждениями, из стремления жить
> по  собственным  желаниям,  по  собственной  воле,  и  в  этом с ним
> согласились  бы  все  древние  мудрецы. Филон Александрийский в свое
> время  писал: "Посмотрите на непрерывную войну, кипящую между людьми
> даже  в  мирное  время,  которая  ведется  не только между народами,
> странами  и городами, но и между отдельными домами или даже людьми".
> Филон  дополняет  свою  мысль,  он пишет: "Все известные войны имеют
> один  источник  -  жажду  денег или славы или наслаждения". К словам
> Филона  можно  добавить  лишь  то,    что  за две тысячи лет  ничего
> не  изменилось  в мире, и сегодня состояние человеческого общества -
> это  война  всех против всех, а порой и война внутри человека. Часто
> бывает   так,  что  человек,  внешне  находясь  в  мирной  ситуации,
> внутренне  пребывает в состоянии войны и раздирается на части своими
> страстями  и  вожделениями,    а  это  в свою очередь может привести
> к  тому,  что  внутренний  разлад  вырвется  наружу  и породит массу
> грехов.

> Об  этом  и  пишет Иаков дальше:  "Желаете -  и не имеете;  убиваете
> и  завидуете  -  и не можете достигнуть;  препираетесь и враждуете -
> и  не имеете, потому что не пр`осите. Просите и не получаете, потому
> что  просите не на добро,  а чтобы употребить для ваших вожделений".
> По  мнению  одного из русских комментаторов Нового Завета, ап. Иаков
> дает   здесь   наглядную   картину   беспорядочной  взаимной  борьбы
> среди  читателей его Послания. И самое ужасное в этой борьбе то, что
> она  может  оказаться  бесконечной.  Человек  создан  Богом  и в нём
> заложено   стремление   к  Абсолюту.  Это  стремление  в  результате
> грехопадения   извратилось,  но оно неискоренимо.  И человек никогда
> не сможет получить полного удовлетворения в наслаждениях этого мира,
> ибо  возможности  мира  ограничены,  а  желания человека бесконечны.
> Подлинное удовлетворение для человека возможно только в Боге, и пока
> он  этого  не  поймет, он будет пожираться этой бессмысленной войной
> всех против всех.

> Впрочем,  учитывая, что Послание Иакова обращено к христианам, можно
> предположить,  что  апостол,  как мы уже отмечали, несколько сгущает
> краски  и  употребляет  слова  в  переносном  смысле.  Вряд ли можно
> допустить,  что  христиане из-за взаимной вражды убивали друг друга.
> Хотя  позже  в  истории Церкви мы можем встретить и такое. Во всяком
> случае,  блж. Феофилакт комментирует это место так: "Нужно, впрочем,
> знать,  что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это
> тяжело  слышать  даже о разбойниках,  тем более о верующих  (хотя бы
> и некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех,
> которые  убивают  свои души такими предприятиями,   за которые у них
> и вражда против благочестия". Но в данном случае с Феофилактом можно
> и   не  согласиться,  ибо  при  таком  понимании  уместнее  было  бы
> какое-нибудь  другое  слово.  Всё-таки  ап. Иаков,  наверное,  имеет
> в  виду  тех,  кто  причинял вред не только своей душе, но и другим.
> Ведь   убить   можно  и  словом,  и  подлостью,  и  многими  другими
> поступками.    Достаточно  вспомнить  сколько   пришлось  претерпеть
> ап. Павлу от лжебратий.

> Печальным,   но   неизбежным   следствием   подобного  нравственного
> состояния   христиан  является бесплодность их молитвы.  Тот,  в ком
> еще  сохраняются остатки христианского расположения,  понимает,  что
> не  может  просить  у  Бога помощи в своих постыдных делах,   а если
> и  попросит, то всё равно не получит, ибо будет просить не на добрые
> дела,  а  на  удовлетворение  своих похотей и страстей. Кто-то может
> возразить:  как  же так, ведь Сам Господь сказал: "Прос`ите - и дано
> будет  вам". Это действительно так, но Он же в другом месте пояснил:
> "Чего  ни  попр`осите  во  имя  Мое  -  будет  вам".  Так  можно  ли
> рассчитывать на помощь от Бога в том, что наносит вред Церкви, миру,
> людям?    Можно  ли  просить  успеха  во  имя  Христа,   чтобы  жить
> по собственным  похотям?  К сожалению,  всё то,  о чём говорит здесь
> ап.  Иаков,  актуально  и  сегодня.  Церковь  пребывает  в состоянии
> разделения,   ее  предстоятели  рвутся к власти,  богатству и славе,
> а  большинство, так называемых, верующих убеждены, что Бог и Церковь
> существуют  только  для  того,    чтобы удовлетворять все их желания
> и помогать получше устраиваться в этом мире.
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (Послание св. ап. Иакова. Беседа N14)
          // М.: "Путь", 2003; стр.27-9 ]


        -------------------------------------
        * эпизод N131 по "Брюссельскому согласованию"
         (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#131)



 ---------------------------------------------\
/// свящ. Яков Кротов: фиговый лист. прощение  \
\\\ + ссылки по теме еванг. чтения              \
 \\      www.messia.ru/rasylka/005/1030.htm#0  \
  ------------------------------------------------\


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050209/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/9.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие,
 то не хвастайтесь, не извращайте истины!
 Это не та мудрость, что нисходит с небес.
 Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!
 Ведь где зависть и своекорыстие,
 там неурядицы и всякие некрасивые дела.
 Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста,
 а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива,
 исполнена милосердия и плодов добрых дел, непристрастна, нелицемерна.
 А те, которые созидают мир вокруг себя,
 мирно сеют, чтобы пожать плод праведности. ...
 Ведь Писание говорит:
 "Бог противится гордецам, но любит смиренных".* (Иак.3:14-18;4:6)
                                * * *
*Иисус сказал:
 'Верно вам говорю, если скажет кто этой горе:
  "Поднимись и бросься в море!" -
  и не усомнится в душ`е, но будет верить,
  что сказанное им исполнится,
  так и будет!
  Поэтому вам говорю Я:
  о чём бы вы ни молились и чего бы ни просили,
  верьте, что вы уже получили, -
  и так и будет!
  И когда вы сто`ите и м`олитесь,
  прощайте всё, что против кого-то имеете,
  чтобы и Отец ваш Небесный
  простил вам ваши грехи'.* (Мк.11:23-25)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»