=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 28 января    ст.ст., чт
  (37-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы)
  {Память прп. Ефрема Сирина, †373-379}
  литургические чтения: Иак.4:7-5:9; Мк.11:27-33 *.



> Иак.4.11-12

11 Не оговаривайте друг друга, братья! Кто оговаривает или осуждает
брата, тот говорит против Закона и осуждает Закон. А если ты осуждаешь
Закон, ты уже не исполнитель Закона, а судья. (12) Но есть лишь один
Законодатель и Судья, который может и спасти, и погубить. А кто ты
такой, чтобы судить ближнего?
                                           (перевод "Радостная Весть")


> С  начала  четвертой  главы  тон Послания имеет сурово обличительный
> характер,  и  постоянно  возникает  сомнение  по поводу того, к кому
> обращены  эти  строки.  Можно  ли допустить, что столь суровые слова
> относятся  к  христианам,  к членам Церкви? Вот и предыдущий отрывок
> начинался  обращением - прелюбодеи и прелюбодейцы, а в конце отрывка
> звучал   призыв:    "очистите   руки,  грешники,  исправьте  сердца,
> двоедушные".   При  этом  ап.  Иаков  употребил  греческое  слово  -
> хамартолос,    означающее  закоренелого  грешника,  человека,  грехи
> которого  всем известны. Иаков призывает своих читателей к покаянию,
> он   пишет   им:    "Сокрушайтесь,   плачьте и рыдайте...  смиритесь
> пред  Господом".   Так и хочется предположить,  что всё это обращено
> к людям внешним, внецерковным. Однако ближайший контекст Послания и,
> прежде  всего,    отрывок,   который  мы  читаем сегодня,  обращение
> ап. Иакова в нём к читателям -  братия,  говорит о том, что всё-таки
> апостол  имеет  в  виду христиан.  По крайней мере,  тех,  о которых
> он   говорил   и  в  третьей  главе,  то  есть  согрешающих  словом,
> стремящихся  к учительству, а, значит, к высокому положению в Церкви
> и  к  власти  над  людьми. Именно их он имеет в виду, когда обличает
> вражды  и распри, когда обвиняет их в чрезмерных желаниях, убийствах
> и  зависти.  Именно  их  он  называет  прелюбодейцами и закоренелыми
> грешниками.

> И  ведь  действительно,   стремление к славе человеческой,  к власти
> в  любом  обществе,   в  том числе и в церковном,  порождает расколы
> и  распри,  приводит  к зависти и к вражде, и по сути своей является
> главной  изменой  Богу, ибо человек в центр своей жизни ставит себя,
> свое   положение   в  обществе,  а не Бога.  И именно таких христиан
> ап.  Иаков  призывает  "очистить руки".  Первоначально это выражение
> означало  лишь обрядовое очищение, ритуальное омовение рук, которому
> в  ветхозаветной традиции придавалось большое  значение.   Но  позже
> это   выражение    стало  <...>   символом   нравственной   чистоты.
> Таким  образом,    апостол  призывает   своих   читателей   очистить
> свои  побуждения,    то есть в своих действиях и поступках  исходить
> не  из  собственной выгоды,   не из стремления к славе или к власти,
> а  из интересов дела Божия, из того, что служит к миру и праведности
> в  Церкви.  Иаков призывает их покаяться и оплакать свое недостойное
> поведение, свои грехи.

> <...>  Естественно,  что  споры и разделения сопровождаются взаимным
> осуждением  и  злословием.  И  тот,  кто желает восстановления мира,
> должен  отказаться,  прежде  всего,  от  этого. Ап. Иаков использует
> здесь  греческое  слово  -   каталапео,   означающее  -  оговаривать
> кого-либо,   клеветать,   хулить   кого-либо  за  глаза.  Этот  грех
> многократно осуждается в Библии, в книгах Ветхого Завета, осуждается
> он и в Новом Завете, особенно в Посланиях ап. Павла. Можно вспомнить
> и  слова  Спасителя:   "Не  суд`ите, да не судимы будете".  В основе
> любой  клеветы,  любого  злословия  лежит  осуждение.  Человек готов
> оговорить кого-либо,   наговорить о другом гадостей  только  потому,
> что осудил этого другого в сердце своем, вынес ему приговор, дал ему
> оценку. <...>

> И  хотя  опасность,  исходящая от злословия для любого человеческого
> общества,  а  тем  более для Церкви,  очевидна,  ибо этот порок идет
> в разрез с христианской добродетелью смирения, о которой уже говорил
> ап.   Иаков,   и  вносит  разделения,  ослабляющие  и  разваливающие
> общество,  тем  не менее, апостол в анализе и обличении этого порока
> идет  дальше и глубже. Иаков настаивает на том, что это очень тяжкое
> преступление, так как злословящий и судящий брата своего христианин,
> по  сути,   злословит и судит закон,  данный Богом, а именно - закон
> любви.    Злословием  и осуждением ближнего своего такой  христианин
> не  исполняет, а нарушает, и тем самым, отрицает самый главный закон
> христианства.  Следовательно,  он  как  бы судит и осуждает сам этот
> закон,  как  бы  объявляя  его неправильным и непригодным к реальной
> жизни.  Но  тем  самым он судит и осуждает и Самого  Законодателя  -
> Бога  и  является  уже   не исполнителем закона,  а судьей,   судьей
> и над законом, и над Законодателем, посягая тем самым на права Бога.
> Но  никто  кроме Бога не может стоять над законом Божиим. Только Бог
> имеет   такое  право,   и это право свидетельствуется тем,  что лишь
> Он  один  может  спасти  или  погубить.   И христианин,  злословящий
> и  осуждающий  других,  по сути, не имеет права носить столь высокое
> звание,  ибо  он  не  соработает  Богу  по  устроению Царства Божия,
> Царства  любви и доверия, а разрушает это Царство, вносит в этот мир
> разлад и разделение.

> К сожалению, обличения ап. Иакова актуальны и сегодня, ибо и сегодня
> основные  проблемы  Церкви и разделения в ней происходят из-за того,
> что  многие  христиане  присваивают  себе  право злословить и судить
> других,  порой  даже  не считая это грехом. И именно к ним относятся
> слова  ап. Иакова:  "А ты кто, который судишь другого?",  и, конечно
> же,    слова   Самого Спасителя,  которые мы уже вспоминали сегодня:
> "Не судите, да не судимы будете". 
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (Послание св. ап. Иакова. Беседа N16)
          // М.: "Путь", 2003; стр.31-2 ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.21:23-27; Лк.20:1-8.



   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
/// авва Дорофей: Осуждение: неужели мало собственного бремени?  ^
 :                        www.messia.ru/rasylka/003/334.htm#0  ^
 :  Он же: Осуждение и презрение. любовь. приближение к Богу     ^
 :                    www.messia.ru/rasylka/005/1031.htm#0     ^
  ===============================================================

                     

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050210/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/10.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас.
 Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. ...
 Принизьте себя перед Господом - и Он вас возвысит. ...
 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит:
 "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город,
  проведем там год, будем торговать и заработаем много денег".
 Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!
 Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала.
 Вам бы говорить вместо этого:
 "Если захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то".
 А вы хвастаетесь, зан`оситесь.
 Всякое такое хвастовство порочно!
 Итак, тот, кто знает, что должен делать добро, но не делает,
 повинен в грехе. ...
 Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа!
 Смотр`ите, как терпеливо дожидается земледелец,
 когда земля принесет драгоценный урожай.
 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!
 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,
 потому что день возвращения Господа уже близок.
 Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас.
 Смотр`ите, Судья уже сто`ит у дверей!* (Иак.4:7-8,10,13-17;5:7-9)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»