Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 26 февраля ст.ст., пт {Седмица 3-я предуготовительная (36-я)} литургии не положено; церковные чтения: Зах. 8:7-17#,19-23#. > Пророчества первой части книги пророка Захарии заканчиваются словами > Господа о том, что не только Храм, но и весь Иерусалим, вся жизнь > людей в нём будет восстановлена. Господь обещает вернувшимся > из вавилонского плена иудеям, что улицы города вновь наполнятся > детьми и старцами, и со всего мира возвратятся в него люди, > и Господь будет их Богом. Город еще лежит в развалинах, и многие > в нём относятся к попыткам восстановления с изрядным сомнением. > Ничего не хватает: ни средств, ни сил, ни материалов, ни пищи... > Сколько же времени и усилий нужно затратить, чтобы восстановить его? > Но Господь говорит, что дивное и невозможное с человеческой точки > зрения не таково в Его очах. Слова Его выявляют различие в том, > как видят события люди и Бог. Слова, которые передает нам пророк > Захария, звучат, в сущности, как констатация факта, который для нас > в невидимом и сомнительном будущем, а для Бога - этот факт уже > свершился. Именно поэтому так уверенно звучит принятая у пророков > и вообще в Библии формула: 'Я спасу народ Мой... и буду их Богом'. > По сравнению с другими пророками, обращает на себя внимание > важный аспект того, как формулирует это обетование пророк Захария. > Слова Господни он передает так: 'Я буду их Богом в истине и правде'. > В конце предыдущей главы Господь говорил, что еще до плена > израильтянам был предложен путь спасения: творить суд справедливый > и оказывать милость нуждающимся, но они не захотели внимать. > Обетование, которое Господь дает в начале 8-й главы, строго говоря, > условно. Его исполнение невозможно иначе, как в истине и правде > Божьих, которые как раз и заключаются в милости и честности среди > людей. Далее пророк еще более подробно останавливается на этом. > Обетование о грядущем спасении дается Богом не просто для того, > чтобы утешить народ, 'поднять настроение'... Господь говорит: > 'укрепите руки ваши', потому что созидание чуда Божьего происходит > через труд конкретных людей. И снова Господь говорит о том, > что самые времена изменились по сравнению с допленной эпохой. Если > в прежние времена труд людей и животных давал лишь зыбкие плоды, > которые исчезали, как дым, вследствие вражды людей друг с другом, > то новое время, приближение которого ощущает пророк, > будет отличаться прочностью того, что дарует нам Бог. Говоря > о причинах того, что наши труды не в силах создать ничего прочного, > пророк попутно обращает внимание на очень важную для нас вещь. > 'Я попускал всякого человека враждовать против другого' - передает > пророк слова Бога. Речь идет о реализации нашей свободы, > которая происходит вне Божьего вмешательства. Не прошедшая очищения > в горниле страдания, эта свобода выражается преимущественно в том, > что мы враждуем. Господь говорит, что в определенных исторических > условиях Он попускает это. Может быть, цель Его действия в истории > не укладывается в простое 'наведение порядка' в человеческом > обществе... Спасительное действие Божие устремлено в вечность, > куда не проникает человеческий разум, и только там могут быть видимы > цели и результаты этого действия. > Так или иначе, Господь призывает народ довериться благословению > и трудиться. 'Не бойтесь!' - ключевые слова всей 8-й главы, которые > выражают веру пророка в то, что пути Господни, как бы они ни были > неисповедимы, влекут человека к спасению и жизни. В 14-17 стихах, > вновь повторяя призыв 'Не бойтесь!', Господь говорит исключительно > важную и неожиданную вещь. Все предыдущие слова Его можно понять > как призыв к упорному труду на строительстве Второго Храма, > если ограничиваться рамками исторического контекста. Но Слово Божие > не оставляет нам такой возможности. 'Вот дела, которые вы должны > делать', говорит Господь. Так и ждешь здесь перечисления > архитектурных деталей конструкции Храма... Но, оказывается, совсем > к другому труду нужно прилагать сердце: 'Говорите истину друг другу; > по истине и миролюбно суд`ите у ворот ваших. Никто из вас > да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего'. > Итак, созидательный труд, которым мы призваны участвовать > в спасительном действии Божьем, заключается в том, чтобы судить > по правде, любить мир и не мыслить зла против ближнего своего. > Во-первых, эти слова сразу расширяют контекст пророчества: из слова > утешения иерусалимлянам конца 6-го в. до Р.Х. они становятся > обетованием о Царстве будущего века. Во-вторых, едва ли не впервые > в Ветхом завете Божие неприятие зла так ясно распространяется > не только на поступки, но и на помыслы людей. Очевидно, что и > в этом - предчувствие Нового завета. Наконец, важно, что Господь > призывает людей к этому деланию правды, мира и милости > по определенной причине, выраженной в отрицательной форме. Мыслить > зло против ближнего и клясться ложно нельзя потому, что > Бог ненавидит это. Такое призвание к богоподобию также является > одной из существенных черт Нового завета. > В заключительных словах восьмой главы и всей первой половины книги > пророк возвращается к проблеме постов, посвященных скорби о гибели > Иерусалима. Господь говорит людям, что даже скорбный пост может > стать для них источником радости, потому что будет воспоминанием > не о человеческих грехах и немощи, но о спасительной любви Творца. > Единственное, что нужно, чтобы пост (и другие подобные установления) > стал 'веселым торжеством', - любить истину и мир. Если попытаться > максимально коротко выразить содержание пророчеств о восстановлении > Иерусалима, можно воспользоваться словами Господа Иисуса Христа: > 'Иди, и больше не греши'. Жизнь в обновленном Иерусалиме > будет кипеть, и всё в ней будет в радость, говорит Господь, > если только мы захотим и сможем любить истину и мир. > И тогда Израиль исполнит ту миссию, которую возложил на него Бог. > Незадолго до начала служения Захарии через Второисайю Господь > говорил, что Израиль призван быть Его свидетелем, свидетельствовать > о Его правде и милости. В этом суть слов Захарии в последних стихах > 8-й главы о том, что все народы придут в Иерусалим молиться > лицу Господню и взыскать Бога. Если Израиль будет любить истину > и мир, то 'десять человек ухватятся за полу иудея' и пойдут с ним, > потому что слышали, что с этим народом Бог. Так пророк предвосхищает > слова Спасителя: 'По тому узнают все, что вы Мои ученики, > если будете иметь любовь между собою' (Ин.13:35). [ "Мысли вслух" на сайте "Библия-Центр" www.bible-center.ru/note/20021104/odp3 ] ** СМОТРИ ТАКЖЕ: ** Фридрих Гааз: возлюбите истину! ** Александр Мень: пророки Аггей и Захария... * www.messia.ru/rasylka/004/710a.txt ** Владимир Соловьев: Христос и еврейский народ... * www.messia.ru/rasylka/003/363.htm#0 ** Тема 'Конец света' в Библии * www.bible-center.ru/topic/doomsday ** Тема 'Евреи (иудеи)' в Библии * www.bible-center.ru/topic/jewry ** Кому нужен пост?.. * www.bible-center.ru/note/20030307/orth Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050311/orth Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/11.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *так говорит Господь Саваоф: ... Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно суд`ите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не люб`ите, ибо всё это Я ненавижу, - говорит Господь. ... Так говорит Господь Саваоф: Пост ... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир. ... Еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: "Пойдем молиться лицу Господа, взыщем Господа Саваофа!" И каждый скажет: "Пойду и я". И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. ... Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: "Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог".* (Зах.8:14,16-17,19-23) * * * "Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, ... в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, ... мы осуществляем и реализуем также самих себя". (В.Франкл) |
||||
|
|
![]() |