=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 


*  5 марта     ст.ст., пт 1-й седмицы Великого поста.


церковные чтения (паремии):
# Ис.3:1-14     [(продолжение) Господь за грехи Своего народа
                 угрожает лишить его правителей и этим открыть путь
                 к разрушению Иерусалима и падению Иудеи.
                 *И нас может постичь гнев Божий, если не отвратимся
                 от греховных деяний и не обратимся на путь покаяния
                 и исправления.]v
# Быт.2:20-3:20 [Создание женщины из ребра Адама,
                 невинное состояние прародителей (2:20-25).
                 Искушение и падение (3:1-7). Суд Божий (8-19).
                 Адам дает имя жене (20).]
# Притч.3:19-34 [(продолжение) Творческая промыслительная
                 деятельность Божьей Мудрости (19-20). Призыв
                 руководствоваться Мудростью, чтобы жить
                 безбоязненно и спокойно, ибо Сам Господь будет
                 охранять на всех путях жизни (21-26). Заповедь
                 благотворить, по мере возможности, нуждающимся,
                 просящим помощи /в нов. перев. - другая
                 интерпретация!/ (27-28); не злоумышлять
                 и не враждовать против ближнего (29-30);
                 не подражать злому, ибо Господь отвращается
                 от нечестивого, благословляет праведника,
                 "смиренным дает благодать" (31-34).]v



> Для  многих,    если   не  для  большинства,   православных христиан
> Пост  состоит из ограниченного количества формальных, большей частью
> отрицательных   правил:   воздержание   от   скоромной  пищи  (мяса,
> молочного,  яиц),  танцев,  может  быть и кинематографа. Мы до такой
> степени  удалены  от  настоящего   духа   Церкви,   что  нам  иногда
> почти  невозможно понять, что в Посте есть "что-то другое", без чего
> все  эти правила теряют б`ольшую часть своего значения. Это "что-то"
> другое   можно   лучше   всего   определить   как  некую  атмосферу,
> "настроение",  прежде  всего  состояние  духа,  ума и души,  которое
> в  течение  семи недель наполняет собой всю нашу жизнь. Надо еще раз
> подчеркнуть,  что  цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать
> нас   к   известным  формальным  обязательствам,  но  в  том,  чтобы
> "смягчить"  наше  сердце  так,  дабы  оно  могло воспринять духовные
> реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом.

> Эта  постная  атмосфера, это единственное "состояние духа" создается
> главным образом богослужениями,  различными изменениями,  введенными
> в  этот  период  поста  в  литургическую жизнь.   Если рассматривать
> в  отдельности  эти  изменения,  они  могут  показаться  непонятными
> "рубриками",   формальными   правилами,   которые   надо   формально
> исполнять;  но  взятые  в  целом  они открывают и сообщают нам самую
> сущность  Поста,  показывают,  заставляют  почувствовать  ту светлую
> печаль,   в которой  подлинный  дух  и дар Поста.  Без преувеличения
> можно  сказать,  что у святых Отцов, духовных писателей и создателей
> песнопений  Постной  Триоди,  которые  мало-помалу разработали общую
> структуру  постных  богослужений,  придали Литургии Преждеосвященных
> Даров  эту  особую, свойственную ей красоту, было одинаковое, единое
> понимание   человеческой  души.  Они  действительно  знают  духовное
> искусство  покаяния,  и  каждый год, в течение Поста, они дают всем,
> кто  имеет  уши,  чтобы  слышать, и глаза, чтобы видеть, возможность
> воспользоваться их знанием.

> Общее  впечатление,  как  я  уже  сказал,  это  настроение  "светлой
> печали".  Я  уверен,  что  человек,  входящий  в  церковь  во  время
> великопостного  богослужения,    имеющий только ограниченное понятие
> о  богослужениях,  почти  сразу  поймет,  что  означает  это  с виду
> противоречивое  выражение.  С одной стороны, действительно известная
> тихая  печаль  преобладает во всём богослужении; облачения - темные,
> служба  длиннее  обычного,  более  монотонная,  почти  без движений.
> Чтение  и  пение  чередуются,  но  как будто ничего не "происходит".
> Через  определенные промежутки времени священник  выходит  из алтаря
> и  читает  одну  и  ту же короткую молитву, и после каждого прошения
> этой молитвы все присутствующие в церкви кладут земной поклон. И так
> в  течение  долгого времени мы сто`им в этом  единообразии  молитвы,
> в этой тихой печали.

> Но  в  конце  мы  сознаем,  что  эта продолжительная и единообразная
> служба  необходима  для  того, чтобы мы почувствовали тайну и сперва
> незаметное "действие" в нашем сердце этого богослужения. Мало-помалу
> мы   начинаем  понимать  или  скорее  чувствовать,  что  эта  печаль
> действительно  "светлая",  что  какое-то  таинственное  преображение
> начинает  совершаться  в  нас.  Как будто мы попадаем в такое место,
> куда  не  достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно
> наполняет  наши дни и даже ночи, - место, где вся эта суета не имеет
> над  нами   власти.    Всё,    что казалось таким важным и наполняло
> нашу  душу,  то  состояние тревоги, которое стало почти нашей второй
> природой,  куда-то  исчезает, и мы начинаем испытывать освобождение,
> чувствуем   себя   легкими   и   счастливыми.   Это  не  то  шумное,
> поверхностное  счастье,    которое  приходит  и  уходит двадцать раз
> в  день,  такое  хрупкое  и  непостоянное;  это  - глубокое счастье,
> которое  происходит не от одной определенной  причины,   но  оттого,
> что  душа наша, по словам Достоевского, прикоснулась к "иному миру".
> И  прикоснулась  она  к  тому,  что  полно  света,   мира,   радости
> и  невыразимой надежды. Мы понимаем тогда, почему службы должны быть
> длинными  и  как  будто  монотонными.  Мы  понимаем,  что совершенно
> невозможно  перейти из нормального состояния нашей души, наполненной
> суетой,  спешкой,  заботами,  в тот иной мир, без того, чтобы сперва
> "успокоиться",  восстановить  в  себе  известную  степень внутренней
> устойчивости.  Вот  почему  те,  которые  думают о церковных службах
> только  как о каких-то  "обязательствах",  которые всегда спрашивают
> о   "минимальных   требованиях"   ("как   часто   мы  должны  ходить
> в  церковь?",  "как  часто  мы  должны молиться?") никогда не смогут
> понять  настоящего значения богослужений,   переносящих  нас  в иной
> мир  -   в  присутствие  Самого  Бога!  -  но переносят они нас туда
> не  сразу,  а  медленно,  благодаря нашей падшей природе, потерявшей
> способность естественно входить в этот "иной мир".

> И вот,  когда мы испытываем это таинственное освобождение,  легкость
> и  мир,  печальное однообразие богослужения приобретает новый смысл,
> оно  преображено; оно освящено внутренней красотой, как ранним лучом
> солнца,   который  начинает  освещать  вершину  горы,   когда внизу,
> в  долине, еще темно. Этот свет и скрытая радость исходят из частого
> пения +аллилуйя+, от общего "настроения" великопостных богослужений.
> То, что казалось сперва однообразием, превращается теперь в мир; то,
> что  сперва  звучало печалью, воспринимается теперь как самые первые
> движения   души,    возвращающейся  к  утерянной  глубине.   Это то,
> что возвещает нам каждое утро первый стих  великопостного  Aллилуия:

>  От нощи утренюет дух мой  |  С раннего утра мой дух
>  к Тебе, Боже,             |  стремится к Тебе, Боже,
>  зане свет                 |  потому что Твои повеления -
>  повеления Твоя.           |  свет (на земле).

> "Печальный   свет":    печаль   моего изгнания,  растраченной жизни;
> свет  Божьего  присутствия и прощения,   радость возродившейся любви
> к   Богу   и   мир   возвращения   в  Дом  Отца.  Таково  настроение
> великопостного  богослужения;    таково  его  первое соприкосновение
> с моей душой.
                [ Протопресв. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (2.1)
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_17.html ]




 * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> *
* прот. Александр Шмеман - о "великопостном образе жизни":
                 www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N17
* иером. Томас Мёртон, митр. Антоний Блум - о смирении:
                  www.messia.ru/rasylka/003/370.htm#0
* Томас Мёртон: полюбить свою ничтожность...
       www.messia.ru/rasylka/004/716.htm#0
* Филип Енси - о Кресте Христовом:
       www.messia.ru/rasylka/004/703.htm#0
* Пособие к проведению Великого поста, день 5:
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/034_gl05.html



Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050318/orth

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/18.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Теперь Владыка, Господь Воинств,
  лишит Иерусалим и Иудею всех запасов и припасов,
 всего припасенного хлеба / и всякого запаса воды.
 Лишатся они богатырей и воинов,
  судей и пророков, / предсказателей и старейшин,
 начальников над отрядами, / сановников и советников,
 и мудрых чародеев, / и искусных заклинателей.
 'Юнцов Я поставлю над ними, / и те будут править - им на беду!'
 Станут люди притеснять друг друга, / каждый - ближнего своего.
 Будет юнец глумиться над старцем,
  никчемный - оскорблять почтенного.
 Человек схватит брата, родственника своего:
 'Раз есть у тебя одежда - будь нашим вождем,
  руинами этими будешь править!'
 Но тот в ответ воскликнет:
 'Я не смогу исцелить вас!
  Нет в моем доме ни хлеба, ни одежды -
  зачем вам такой вождь?'
 Иерусалим споткнулся, / пала Иудея!
 Речи и дела их - против ГОСПОДА.
  Бросают они вызов Его очам, Его славе!
 Против них свидетельствует их несправедливость.
 Бахвалятся своими грехами, как жители Содома, открыто!
 Горе им! Они сами навели на себя беду.
 Счастлив праведник! Хорошо ему:
 насладится он плодами дел своих.
  Горе злодею! Плохо ему:
  что делал он - то и получит.*
        (Ис.3:1-11, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов)
                                * * *
*ГОСПОДЬ мудростью основал землю, / небеса утвердил разумом,
 Его в`едением разверзаются бездны, / и облака источают росу.
 Сын, да не скроется это от тебя,
  и сохранишь благоразумие и прозорливость.
 И будет это жизнью для твоей души,
  и станет людская милость твоим ожерельем.
 Тогда безопасна будет твоя дорога, / и нога твоя не оступится.
 Ляжешь спать без боязни, / заснешь - и сон будет сладок.
 Не бойся внезапного несчастья, / погибели, что готовят нечестивцы;
 ибо ГОСПОДЬ - на твоей стороне, / Он не даст тебе ступить в западню.
 Не скрывай добра от законного владельца, / если это в твоей власти;
 не говори ближнему: 'Ступай, придешь потом,
  завтра дам', - если есть, чем поделиться.
 Не замышляй ничего против человека, / который тебе доверяет.
 Не ссорься попусту с тем, / кто не причинил тебе зла.
 Не завидуй творящему насилие / и не выбирай его дороги,
 ибо мерзок ГОСПОДУ коварный, / а честные - у Него в доверии.
 Проклятие ГОСПОДА - на доме нечестивца;
  а жилище праведных Он благословляет.
 Над насмешниками Он посмеется, / а кротким дарует милость.*
                        (Пр.3:19-34, нов.пер., РБО, 2000г.)
        
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»