=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 


*  6 марта     ст.ст., сб 1-й седмицы Великого поста.
  литургические чтения: Евр.1:1-12; Мк.2:23-3:5 *.



> Суббота,  день  Творения мира, день "мира сего", стала - во Христе -
> днем  ожидания,   предшествующим   Дню Господню. Претворение субботы
> произошло  в ту  Великую и Святую Субботу,  когда Господь  "исполнив
> все  дела  Свои"  почил (уснул) во гробе. На следующий день, "первый
> день   после   субботы",  Жизнь  воссияла  из  животворящего  гроба,
> мироносицам  было  сказано:  "Радуйтесь!",  ученики  "от радости еще
> не  верили  и  дивились"  (Лк.24,41),  и  начался первый день Нового
> Творения.    В  этом  новом  дне Церковь участвует и вступает в него
> в  воскресенье.  Но  она  всё  еще живет и странствует в "мире сем",
> который  в  своей мистической глубине  стал  субботой,   потому что,
> как  говорит   св. Апостол Павел:  "вы умерли,  и жизнь ваша сокрыта
> со  Христом   в Боге;   когда же явится Христос,  жизнь ваша,  тогда
> и вы явитесь с Ним во славе" (Кол.3,34).

> Всё это  объясняет  единственное в своем роде место субботы  -  7-го
> дня  - в богослужебном предании: ее двойной смысл,   как   праздника
> и  как  дня  смерти.  Это  праздник,  потому что в "мире сем", в его
> времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому
> что  Его  Воплощение,  Смерть  и  Воскресение  являются  завершением
> Творения,  которому  Бог  радовался вначале. Но это и день   Смерти,
> потому  что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение,
> преображение уже за пределами Смерти в "будущем веке". Богослужебное
> значение  всех  суббот  годового  круга связано с двумя всерешающими
> субботами:  Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было
> возвещением  и  "уверением"  общего  воскресения; и Великая и Святая
> Суббота  Пасхи,   когда смерть сама была побеждена и стала переходом
> в новую жизнь Нового Творения.

> В  течение  Великого Поста - это значение суббот выявляется особенно
> ярко,  т.к.  цель  Поста - именно восстановить христианское значение
> времени  как  приготовления  и  странничества:  "...  прошу вас, как
> пришельцев  и  странников, удаляться от плотских похотей, восстающих
> на  душу" (1Петр.2,11).   Эти субботы связывают великопостный подвиг
> с  будущим  исполнением  и, таким образом, придают посту его особый,
> духовный   ритм.   С   одной  стороны,  великопостная  суббота  есть
> "евхаристический" день, отмеченный совершением Божественной Литургии
> Иоанна Златоуста, - а Евхаристия всегда означает  праздник.  Однако,
> особый  характер  этого  праздника состоит в отнесенности к Великому
> Посту,  как  странствию, терпению и подвигу. Это как бы "передышка",
> цель   которой    -    заставить  нас  задуматься над конечной целью
> этого  паломничества.  На это особенно ясно указывает порядок чтений
> из  посланий  апостольских,    выбранных   для  великопостных суббот
> из  Послания к Евреям, центральная тема которого есть путь спасения,
> странствования, обещания, веры в грядущее.

> В  первую  субботу  мы  слышим  величественное  вступление  Послания
> (Евр.1,1-12)  с торжественным утверждением Творения мира, Искупления
> и вечного Царства Божия:

> Многочастне и многообразно    | Бог, многократно и многообразно
> древле Бог глаголавый отцем   | говоривший издревле отцам
> во пророцех, в поcледок       | в пророках,
> дний сих глагола нам в Сыне,  | в последние дни говорил нам в Сыне,
> Егоже положи наследника всем, | Которого поставил наследником всего,
> Имже и веки сотвори...        | через Которого и веки сотворил...
> Ты же тойжде еси,             | Ты тот же
> и лета Твоя не оскудеют.      | и лета Твои не кончатся.

> Мы  живем в "эти последние дни"  -  дни высшего подвига.  Во времени
> мы всё еще в "сегодня", но конец приближается. <...>

> <.....>

> Чтения  Евангелия  для  великопостных  суббот  выбраны  из Евангелия
> от Марка и тоже имеют свою последовательность.

> Евангелие  первой   субботы   объясняет   нам   смысл   и   значение
> этой  последовательности.  Христос  опровергает  лицемерные  запреты
> еврейских суббот и говорит (Мк.2,27-28):

> ... Суббота человека ради бысть, | ... Суббота для человека,
> а не человек для Субботы.        | а не человек для Субботы:
> Тем же господь есть              | посему Сын Человеческий
> Сын Человеческий и Субботы.      | есть господин и Субботы.

> Наступила новая жизнь, началось воссоздание человека. <....>

                [ Протопр. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (4.2)
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.12:1-13; Лк.6:1-10;
          эпизоды NN46-47 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#46)



 * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> *
++ Митр. Антоний Блум:
 + Иисус, суббота, фарисеи
        www.messia.ru/rasylka/004/718.htm#0
 + Об исцелении в субботу человека, имевшего сухую руку (Мк.3:1-5),
   о "гневе" Христа     www.mitras.ru/mark/mk_3.htm
 + О великопостных евангельских чтениях (субботних и воскресных)
              www.mitras.ru/h_d/hd12.htm
++ А. Даниель-Ропс: от Ветхого Завета к Новому
        www.messia.ru/bibliotk/d/rops/ovvsp.htm#otvzkn
++ апостол утверждает единство Ветхого и Нового заветов...
   www.bible-center.ru/note/20031201/odp3
++ Уильям МакДональд - краткий комм. к Посланию Евреям
www.libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/comment_Bible/Macdonald/Hebrews.htm

++ Пособие к проведению Великого поста, день 6
   www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/035_gl06.html
          

Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050319/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/19.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Многократно и многообразно говоривший в прошлом
 с нашими отцами через пророков,
 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов,
 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
 став настолько же выше ангелов,
 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:
 "Ты - Мой Сын,
   сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
 И еще:
 "Я буду Ему Отцом,
   а Он будет Мне Сыном".
 И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:
 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"
 Об ангелах Бог говорит:
 "Он Себе назначает в вестники ветер
   и в слуги - пламя огня".
 О Сыне же Он говорит:
 "Престол Твой, о Боже, на веки веков.
   Жезлом справедливости
    правишь Ты в Царстве Своем.
  Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
  И поэтому Бог Твой, о Боже,
   возвысил Тебя над сподвижниками,
    елеем восторга помазав Тебя".
 И еще Он говорит:
 "Это Ты, о Господь, изначально
   заложил основанья земли,
    небеса - это тоже дела Твоих рук.
  Погибнут они -
   но Ты остаешься.
  Они, как плащ, обветшают,
   Ты свернешь их, подобно одежде,
  переменишь, как плащ, их -
   они переменятся.
  Но Ты всегда тот же,
   и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12)
                                * * *
'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки;
 а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица)
        
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»