Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 19 марта ст.ст., пт 3-й седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.13:2-13 [Пророчество о разрушении и судьбе Вавилона: войско, собранное из разных народов, идет на завоевание Вавилона под предводительством Господа; ужас и отчаяние вавилонян. *Непостоянны земная слава и величие - как отдельных людей, так и государств... (ср. Иак.1:10) Целые народы и царства падают и исчезают с лица земли за свои грехи и неправды] # Быт.8:4-21 [Окончание Потопа (4-14). Ной выходит из ковчега (15-18) и приносит благодарственную жертву (19-21).]v # Притч.10:31-11:12 [Правота, честность и благоразумие благоустрояют путь жизни, избавляют от бед и напастей, содействуют общественному благу; нечестие и злонравие не только ведут к погибели тех, кто им предаются, но и оказывают пагубное влияние на общественное благосостояние...]v > Церковная молитва всегда библейская, т.е. выражается она языком, > образами и символами Святого Писания. Если Библия содержит в себе > Божественное Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека > на это Откровение и потому - выражение и содержание человеческой > молитвы, хвалы и поклонения. Возьмем как пример псалмы; прошло > несколько тысяч лет с тех пор, как они были написаны, однако, > когда человек хочет выразить свое раскаяние, всем потрясенным > существом своим призвать милосердие Божие, он находит единственное > совершенное выражение своей молитвы в покаянном псалме 50: "Помилуй > мя, Боже!" Во всех возможных положениях человека перед Богом, миром, > другими людьми, начиная от захватывающей радости Божьего присутствия > до бездонного отчаяния человека в изгнании, в грехе или болезни - > совершенное выражение своей молитвы он находит в этой единственной > книге, которая поэтому всегда составляла ежедневное "питание" > Церкви, средство ее молитвы и самоназидания. > В Великом Посту на библейском измерении церковного богослужения > ставится как бы особое ударение. Можно сказать, что в течение сорока > дней Поста человек и Церковь как бы возвращаются духовно в состояние > Ветхого Завета, во времена дo Христа, время покаяния и ожидания, > время "истории спасения", движущейся к своему исполнению во Христе. > Это возвращение необходимо, т.к., несмотря на то, что мы принадлежим > ко времени после Христа, знаем Его и "крестились в Него", > мы постоянно отпадаем от новой жизни, полученной от Него, и это > означает, что мы возвращаемся к "старым" временам. Церковь, с одной > стороны, уже "дома", ибо она есть "благодать Господа нашего Иисуса > Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа"; а с другой > стороны, она всё еще "в пути", в долгом и трудном странствии > к исполнению всего сущего в Боге, к возвращению Христа в конце > времен. > Великий Пост - время актуализации этого второго призвания Церкви, > жизни ее, как ожидания и странствия. Поэтому здесь Ветхий Завет > приобретает свое полное значение; не только как книга пророчеств, > уже осуществившихся, но как книга о человеке и всём сотворенном мире > на пути к Царству Небесному. > Чтения Ветхого Завета во время богослужений Великого Поста > совершаются двояко: это, во-первых, удвоенное чтение Псалтыри и, > во-вторых, "lectio continua" то есть чтение по порядку и целиком > трех Ветхозаветных книг: Бытия, пророка Исайи и притч > Соломоновых. > Псалмы всегда занимали в христианском богослужении центральное > и исключительно важное место. Церковь видит в них не только лучшее > и самое верное выражение человеческой молитвы, раскаяния, > поклонения, хвалы, но и настоящую "устную икону" Христа и Церкви, > откровение в Откровении. Святые Отцы считают, по словам одного > толкователя их писаний, что "только Христос и Его Церковь молятся, > плачут и говорят в этой книге", (книге псалмов). Поэтому с самого > начала псалмы составляли основу молитвы Церкви, ее "естественный > язык". В богослужении псалмы употребляются, во-первых, > как постоянная основа ежедневных служб: "вечерний псалом" 103 > за вечерней; шестопсалмие, псалмы 3,38, 63, 88, 103, 143; > "хвалитные" псалмы 148, 149, 150 во время утрени; по три псалма > на каждом часе и т.д. Из Псалтыри выбраны Прокимны, стихи > для "аллилуйя" в дни годичных праздников и др. И наконец > вся Псалтырь, разделенная на двадцать частей, Кафизм, прочитывается > еженедельно за вечерней и утреней; это третье употребление Псалтыри > удвоено во время Великого Поста; вся Псалтырь прочитывается не один, > а два раза каждую неделю Поста, когда чтение кафизм включается еще > в Третий и Шестой Час. > Установление "постоянного чтения" Бытия, Исайи и Притч целиком > восходит к тем временам, когда Великий Пост был еще главным образом > подготовительным периодом к крещению и богослужения носили особый > поучительный характер для наставления оглашенных в вере > христианской. Каждая из этих трех книг содержит в себе одну > из основных частей Ветхого Завета: история сотворения Богом мира, > пророчества и моральные и нравственные поучения. > Книга Бытия дает нам как бы основную рамку верований Церкви. > Она содержит в себе историю сотворения мира, грехопадения и, > наконец, обещание и начало спасения заключением первого Завета Бога > с Его избранным народом. Она передает нам основные верования Церкви > в Бога как Творца, Судию и Спасителя. Она открывает нам самые корни > христианского понимания человека, созданного "по образу и подобию > Божию", отпадшего от Бога и остающегося объектом божественной любви, > заботы и конечного спасения. Она объясняет смысл истории > как истории спасения, ведущей к Христу и завершенной Им. > Она возвещает нам тайну Церкви, переданную в образах и событиях > жизни избранного народа, Завета, Ковчега и т.д. > Исайя - величайший из всех пророков, и чтение его пророчеств > в течение всего Великого Поста должно открыть нам еще раз великую > тайну спасения через страдания и жертву Христа. > И в конце концов книга Притч - как бы итог нравственного учения > Ветхого Завета, морального закона и мудрости; не принимая их > во внимание, не соглашаясь с ними, человек не может понять > своего отпадения от Бога и поэтому неспособен даже услыхать благую > весть прощения, посылаемого нам любовью и благодатью. > Поучения из этих трех книг читаются ежедневно в течение Великого > Поста от понедельника до пятницы включительно; книги Бытия и Притч > за вечерней, пророчества Исайи на Шестом Часе. И хотя Великий Пост > давно перестал быть периодом, подготовляющим к крещению, главная > цель этих чтений полностью сохраняет свое значение. > Наша христианская вера требует этого ежегодного возвращения к своим > библейским корням и основаниям, т.к. не может быть предела > нашего возрастания в понимании божественного Откровения. > Нельзя рассматривать Библию как сборник "догматических теорем", > которые надо заучить и запомнить раз навсегда; это живой голос > Самого Бога, вновь и вновь говорящего с нами, вводящего нас > всё глубже в неисчерпаемые богатства Его Мудрости и Любви. > Самая большая трагедия нашей Церкви почти полное незнание > Святого Писания среди членов Церкви и, что еще хуже, действительно > полное равнодушие к нему. То, что было бесконечной радостью, > интересом, духовным и интеллектуальным ростом для Отцов Церкви, > для Святых, теперь для стольких современных православных > превратилось в устарелые тексты, не имеющие никакого значения для их > жизни. Поэтому будем надеяться, что если вновь воспринимаются дух > и значение Великого Поста, то это означает, что и Святое Писание > вновь воспринимается как настоящая духовная пища и общение с Богом. [ Протопр. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (2.3) www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_17.html ] - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - + свящ. Александр Мень: Почему Бог терпит зло? www.messia.ru/rasylka/004/731.htm#0 + "Зло", "Страдание" в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова": www.krotov.info/spravki/temy/z/zlo.html www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html + Н.Бердяев: о жестокости и боли www.krotov.info/berdyaev/1918/sudba_22.html + Он же: "Отношение христианства к страданию двойственно и парадоксально..." а) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html#5 б) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_08.html#страд + Он же: "Я страдаю, значит, я существую..." www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_3_5.html#V + Виктор Франкл: О смысле страдания www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html + Яков Кротов - ЗЛО www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1a_zlo.htm Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050401/orth Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/1.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Уста праведника источают мудрость, / а зловредный язык будет отрезан. Устам праведника ведомо пригодное, а устам нечестивых - превратное. Лживые весы мерзки ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны. За дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость. Прямодушных ведет их непорочность, / а вероломных губит их коварство. Не поможет богатство в День Гнева, но праведность избавит от смерти. Праведность и непорочность ведут прямой дорогой, а нечестивец падет в своем злодействе. Праведность спасает прямодушных, / а вероломные - в силках своих желаний. Вместе с нечестивцем умрет его надежда, / ожидания людей недобрых сгинут. Праведник избежит беды, / а попадает в нее нечестивец. Уста безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание. Хорошо праведнику - и радуется город, / погибли нечестивцы - ликует. Благословениями честных возводится город и рушится речами нечестивцев. Глупец бесчестит ближнего, / а кто понимает - промолчит. Сплетник раскрывает чужие секреты, а верный человек и словом не обмолвится. Без наставления народ погибнет, а если советников достаточно - спасется.* (Пр.10:31-11:14, нов.пер., РБО, 2000г.) * * * *И вспомнил Бог про Ноя и про тех животных, диких и домашних, что были с Ноем в ковчеге. Бог послал на землю ветер, и воды отступили. Закрылись жерла пучины, / закрылись небесные створы, и прекратился дождь. И вода стала медленно уходить с земли. На сто пятидесятый день вода начала спадать: в семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах. Вода медленно отступала; настал десятый месяц года. В первый день десятого месяца показались вершины гор. Прошло сорок дней. Отворив сделанное им окошко, Ной выпустил наружу в`орона, и пока земля не просохла, тот кружил, то улетая, то возвращаясь. Следом Ной выпустил голубя, чтобы узнать, кончилось ли наводнение, но голубь не нашел, на что сесть, и вернулся, так как вся земля была еще под водой. Ной протянул руку и взял голубя в ковчег. Спустя семь дней он выпустил голубя снова. Тот вернулся вечером - с листом маслины в клюве, и Ной понял, что наводнение кончилось. Он подождал еще семь дней, снова выпустил голубя, и тот больше не возвращался. На шестьсот первый год жизни Ноя, в первый день первого месяца, вода спала. Ной отворил ковчег и увидел, что вода сошла с земли. В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: - Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны. И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом. Ной воздвиг жертвенник Господу и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц. Вдыхая запах жертв, Господь сказал Себе: - Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей. Хотя их мысли с самой юности устремлены к злу, Я не стану больше истреблять всё живое. Не прекратятся, доколе сто`ит земля: сев и жатва, / холод и зной, / лето и зима, / день и ночь.* (Быт.8, новый перевод РБО) |
||||
|
|
![]() |