=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

* 19 марта     ст.ст., пт 3-й седмицы Великого поста.

церковные чтения (паремии):
# Ис.13:2-13        [Пророчество о разрушении и судьбе Вавилона:
                     войско, собранное из разных народов, идет
                     на завоевание Вавилона под предводительством
                     Господа; ужас и отчаяние вавилонян.
                     *Непостоянны земная слава и величие -
                     как отдельных людей, так и государств...
                     (ср. Иак.1:10) Целые народы и царства падают
                     и исчезают с лица земли за свои грехи и неправды]
# Быт.8:4-21        [Окончание Потопа (4-14).
                     Ной выходит из ковчега (15-18)
                     и приносит благодарственную жертву (19-21).]v
# Притч.10:31-11:12 [Правота, честность и благоразумие
                     благоустрояют путь жизни, избавляют от бед
                     и напастей, содействуют общественному благу;
                     нечестие и злонравие не только ведут к погибели
                     тех, кто им предаются, но и оказывают пагубное
                     влияние на общественное благосостояние...]v



> Церковная  молитва  всегда  библейская,  т.е. выражается она языком,
> образами  и  символами  Святого Писания. Если Библия содержит в себе
> Божественное  Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека
> на  это  Откровение  и  потому - выражение и содержание человеческой
> молитвы,  хвалы  и  поклонения.  Возьмем  как  пример псалмы; прошло
> несколько   тысяч  лет  с тех пор,   как они были написаны,  однако,
> когда  человек  хочет  выразить  свое  раскаяние,  всем  потрясенным
> существом  своим  призвать милосердие Божие, он находит единственное
> совершенное  выражение своей молитвы в покаянном псалме 50: "Помилуй
> мя, Боже!" Во всех возможных положениях человека перед Богом, миром,
> другими людьми, начиная от захватывающей радости Божьего присутствия
> до  бездонного  отчаяния  человека в изгнании, в грехе или болезни -
> совершенное  выражение  своей молитвы он находит в этой единственной
> книге,   которая  поэтому  всегда  составляла  ежедневное  "питание"
> Церкви, средство ее молитвы и самоназидания.

> В  Великом  Посту  на  библейском  измерении церковного богослужения
> ставится как бы особое ударение. Можно сказать, что в течение сорока
> дней Поста человек и Церковь как бы возвращаются духовно в состояние
> Ветхого  Завета,  во  времена  дo Христа, время покаяния и ожидания,
> время  "истории спасения", движущейся к своему исполнению во Христе.
> Это возвращение необходимо, т.к., несмотря на то, что мы принадлежим
> ко  времени   после  Христа,   знаем  Его  и   "крестились  в Него",
> мы  постоянно  отпадаем  от  новой  жизни, полученной от Него, и это
> означает,  что мы возвращаемся к "старым" временам. Церковь, с одной
> стороны,  уже  "дома", ибо она есть "благодать Господа нашего Иисуса
> Христа,  любовь  Бога  и  Отца и причастие Святого Духа"; а с другой
> стороны,  она  всё  еще   "в  пути",   в долгом и трудном странствии
> к  исполнению  всего  сущего  в  Боге,  к возвращению Христа в конце
> времен.

> Великий  Пост  -  время актуализации этого второго призвания Церкви,
> жизни  ее,  как  ожидания  и  странствия. Поэтому здесь Ветхий Завет
> приобретает  свое  полное  значение; не только как книга пророчеств,
> уже осуществившихся, но как книга о человеке и всём сотворенном мире
> на пути к Царству Небесному.

> Чтения   Ветхого   Завета   во  время  богослужений  Великого  Поста
> совершаются  двояко:  это,  во-первых,  удвоенное чтение Псалтыри и,
> во-вторых,  "lectio  continua"  то  есть чтение по порядку и целиком
> трех   Ветхозаветных   книг:    Бытия,   пророка   Исайи   и   притч
> Соломоновых.

> Псалмы  всегда  занимали   в  христианском богослужении  центральное
> и исключительно важное место.   Церковь видит в них не только лучшее
> и   самое   верное   выражение   человеческой   молитвы,  раскаяния,
> поклонения,  хвалы,  но  и настоящую "устную икону" Христа и Церкви,
> откровение  в  Откровении.  Святые  Отцы  считают,  по словам одного
> толкователя  их  писаний, что "только Христос и Его Церковь молятся,
> плачут  и говорят в этой книге",  (книге псалмов).  Поэтому с самого
> начала  псалмы  составляли  основу  молитвы Церкви, ее "естественный
> язык".     В   богослужении    псалмы    употребляются,   во-первых,
> как   постоянная  основа  ежедневных  служб:  "вечерний псалом"  103
> за   вечерней;   шестопсалмие,   псалмы  3,38,  63,  88,  103,  143;
> "хвалитные"    псалмы  148, 149, 150 во время утрени;  по три псалма
> на  каждом  часе  и  т.д.  Из   Псалтыри   выбраны  Прокимны,  стихи
> для  "аллилуйя"    в  дни   годичных  праздников  и  др.   И наконец
> вся  Псалтырь, разделенная на двадцать частей, Кафизм, прочитывается
> еженедельно  за вечерней и утреней; это третье употребление Псалтыри
> удвоено во время Великого Поста; вся Псалтырь прочитывается не один,
> а два раза каждую неделю Поста,   когда чтение кафизм включается еще
> в Третий и Шестой Час.

> Установление "постоянного чтения"  Бытия,   Исайи  и  Притч  целиком
> восходит  к тем временам, когда Великий Пост был еще главным образом
> подготовительным  периодом  к  крещению и богослужения носили особый
> поучительный    характер   для   наставления   оглашенных   в   вере
> христианской.    Каждая  из  этих  трех  книг  содержит в себе  одну
> из  основных  частей  Ветхого Завета: история сотворения Богом мира,
> пророчества и моральные и нравственные поучения.

> Книга  Бытия  дает  нам  как бы  основную  рамку  верований  Церкви.
> Она  содержит  в  себе  историю  сотворения  мира,  грехопадения  и,
> наконец,  обещание и начало спасения заключением первого Завета Бога
> с  Его избранным народом. Она передает нам основные верования Церкви
> в  Бога как Творца, Судию и Спасителя. Она открывает нам самые корни
> христианского  понимания  человека,  созданного "по образу и подобию
> Божию", отпадшего от Бога и остающегося объектом божественной любви,
> заботы  и  конечного  спасения.    Она   объясняет   смысл   истории
> как   истории  спасения,     ведущей  к  Христу  и  завершенной  Им.
> Она  возвещает  нам  тайну  Церкви,  переданную в образах и событиях
> жизни избранного народа, Завета, Ковчега и т.д.

> Исайя  -   величайший  из  всех  пророков,   и чтение его пророчеств
> в  течение  всего  Великого Поста должно открыть нам еще раз великую
> тайну спасения через страдания и жертву Христа.

> И  в  конце  концов книга  Притч  - как бы итог нравственного учения
> Ветхого   Завета,   морального  закона  и  мудрости;  не принимая их
> во  внимание,    не  соглашаясь  с ними,   человек  не может  понять
> своего  отпадения  от Бога и поэтому неспособен даже услыхать благую
> весть прощения, посылаемого нам любовью и благодатью.

> Поучения  из  этих  трех  книг читаются ежедневно в течение Великого
> Поста  от  понедельника до пятницы включительно; книги Бытия и Притч
> за  вечерней,  пророчества Исайи на Шестом Часе. И хотя Великий Пост
> давно  перестал  быть  периодом,  подготовляющим к крещению, главная
> цель    этих    чтений    полностью    сохраняет    свое   значение.
> Наша  христианская вера требует этого ежегодного возвращения к своим
> библейским   корням   и   основаниям,   т.к.  не может быть  предела
> нашего   возрастания    в  понимании    божественного    Откровения.
> Нельзя  рассматривать  Библию  как  сборник  "догматических теорем",
> которые  надо  заучить  и  запомнить  раз  навсегда; это живой голос
> Самого   Бога,    вновь  и  вновь  говорящего с нами,  вводящего нас
> всё  глубже   в  неисчерпаемые   богатства  Его  Мудрости  и  Любви.
> Самая   большая    трагедия    нашей  Церкви  почти полное  незнание
> Святого  Писания  среди членов Церкви и, что еще хуже, действительно
> полное  равнодушие  к  нему.  То,  что  было  бесконечной  радостью,
> интересом,    духовным и интеллектуальным ростом  для Отцов  Церкви,
> для   Святых,   теперь   для   стольких   современных   православных
> превратилось в устарелые тексты, не имеющие никакого значения для их
> жизни.   Поэтому будем надеяться,  что если вновь воспринимаются дух
> и  значение  Великого  Поста,  то это означает, что и Святое Писание
> вновь воспринимается как настоящая духовная пища и общение с Богом.
                [ Протопр. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (2.3)
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_17.html ]




- * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * -
 + свящ. Александр Мень: Почему Бог терпит зло?
          www.messia.ru/rasylka/004/731.htm#0
 + "Зло", "Страдание"
    в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова":
             www.krotov.info/spravki/temy/z/zlo.html
       www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html
 + Н.Бердяев: о жестокости и боли
    www.krotov.info/berdyaev/1918/sudba_22.html
 + Он же: "Отношение христианства к страданию
                          двойственно и парадоксально..."
  а) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html#5
  б) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_08.html#страд
 + Он же: "Я страдаю, значит, я существую..."
    www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_3_5.html#V
 + Виктор Франкл: О смысле страдания
    www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html
 + Яков Кротов - ЗЛО
     www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1a_zlo.htm


Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050401/orth

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/1.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Уста праведника источают мудрость, / а зловредный язык будет отрезан.
 Устам праведника ведомо пригодное,
                                      а устам нечестивых - превратное.
 Лживые весы мерзки ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны.
 За дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость.
 Прямодушных ведет их непорочность, / а вероломных губит их коварство.
 Не поможет богатство в День Гнева,
                                     но праведность избавит от смерти.
 Праведность и непорочность ведут прямой дорогой,
                                а нечестивец падет в своем злодействе.
 Праведность спасает прямодушных, /
                                а вероломные - в силках своих желаний.
 Вместе с нечестивцем умрет его надежда, /
                                       ожидания людей недобрых сгинут.
 Праведник избежит беды, / а попадает в нее нечестивец.
 Уста безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание.
 Хорошо праведнику - и радуется город, / погибли нечестивцы - ликует.
 Благословениями честных возводится город
                                         и рушится речами нечестивцев.
 Глупец бесчестит ближнего, / а кто понимает - промолчит.
 Сплетник раскрывает чужие секреты,
                              а верный человек и словом не обмолвится.
 Без наставления народ погибнет,
                             а если советников достаточно - спасется.*
               (Пр.10:31-11:14, нов.пер., РБО, 2000г.)
                                * * *
*И вспомнил Бог про Ноя
 и про тех животных, диких и домашних, что были с Ноем в ковчеге.
 Бог послал на землю ветер, и воды отступили.
 Закрылись жерла пучины, / закрылись небесные створы,
  и прекратился дождь.
 И вода стала медленно уходить с земли.
 На сто пятидесятый день вода начала спадать:
 в семнадцатый день седьмого месяца
 ковчег остановился на Араратских горах.
 Вода медленно отступала; настал десятый месяц года.
 В первый день десятого месяца показались вершины гор.
 Прошло сорок дней.
 Отворив сделанное им окошко, Ной выпустил наружу в`орона,
 и пока земля не просохла, тот кружил, то улетая, то возвращаясь.
 Следом Ной выпустил голубя, чтобы узнать, кончилось ли наводнение,
 но голубь не нашел, на что сесть, и вернулся,
 так как вся земля была еще под водой.
 Ной протянул руку и взял голубя в ковчег.
 Спустя семь дней он выпустил голубя снова.
 Тот вернулся вечером - с листом маслины в клюве,
 и Ной понял, что наводнение кончилось.
 Он подождал еще семь дней, снова выпустил голубя,
 и тот больше не возвращался.
 На шестьсот первый год жизни Ноя,
 в первый день первого месяца, вода спала.
 Ной отворил ковчег и увидел, что вода сошла с земли.
 В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла,
 Бог сказал Ною:
 - Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей.
   И всех животных выведи -
   и птиц, и скот, и живность, снующую по земле:
   пусть земля будет ими полна,
   пусть они будут плодовиты и многочисленны.
 И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей,
 а следом вышли звери, мелкая живность, птицы -
 все обитатели земли, вид за видом.
 Ной воздвиг жертвенник Господу
 и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц.
 Вдыхая запах жертв, Господь сказал Себе:
 - Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей.
   Хотя их мысли с самой юности устремлены к злу,
   Я не стану больше истреблять всё живое.
   Не прекратятся, доколе сто`ит земля:
    сев и жатва, / холод и зной, / лето и зима, / день и ночь.*
                                        (Быт.8, новый перевод РБО)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»