Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 20 марта ст.ст., суббота 3-й седмицы Великого поста. литургич. чтения: Евр.10:32-38; Мк.2:14-17 *. > Слово 'единство' потому божественно, что в опыте христианской веры > отнесено оно, прежде всего, к Самому Богу, к откровению божественной > Жизни как Единства и Единства как содержания и полноты божественной > Жизни. Бог открывает Себя в Своем Триединстве и Триединство как Свою > Жизнь, и это значит - как источник и начало всей жизни, как поистине > Жизнь жизни... И, может быть, нигде лучше и полнее не выражено, > не воплощено знание Церковью этого, всякое разумение, > всякое определение превосходящего Единства, чем в иконе всех икон, > в рублевской Троице, чудо которой в том, что, будучи изображением > Трех, она есть, в глубочайшем смысле этого слова, икона, то есть > откровение, явление и видение Единства как Самой Божественной Жизни, > как Сущего. > И потому, что на последней глубине своей вся христианская вера > обращена к Триединому Богу, есть знание Бога в Его Триединстве, этим > же знанием знает она и созданную Им тварную жизнь, знает ее > в ее первозданности, знает в падении, знает в спасении. Это, > во-первых, знание и опыт творения, то есть Богом созданной > и дарованной жизни как единства с Богом и в Нём, только в Нём, > со всем творением, всей жизнью. Это, во-вторых, знание и опыт > падения, то есть самой сущности зла и греха как разделения - > отделения от Бога и потому распада и разложения самой жизни, > торжества в ней смерти. И это, наконец, знание и опыт спасения > как восстановленного единства с Богом и в Нём - со всем творением, > в единстве же этом - сущности новой и вечной жизни, грядущего > в силе, но уже дарованного, уже предвосхищаемого Царства Божия: > 'Да будут едино якоже и Мы' (Ин.17,22). > А это значит, что единство по отношению к христианской вере не есть > нечто хотя бы и важное и желанное, но все же 'добавочное', от самой > веры отличное, так что может быть вера без 'единства' и может быть > единство, не верою содержимое, являемое и живущее. В единстве - > сама сущность, само содержание веры, которая и есть вхождение > в единство, принятие единства, утраченного мiром в его падении, > и опыт этого единства как спасения и новой жизни. Поэтому про веру > сказано, что 'праведный верою жив будет' (Рим.1,17), что 'верующий > в Сына имеет жизнь вечную' (Ин.3,36) и 'не умрет вовек' (Ин.11,26). > Вера есть причастие единству свыше и в нём - 'иного жития, вечного, > начало'... Даром же, присутствием, исполнением этого единства свыше, > и потому - веры, в 'мiре сем' является Церковь. По отношению к вере > она не 'другое', хотя бы с верой и связанное, но именно исполнение > самой веры, то единство, принятие которого, вхождение в которое, > причастие к которому есть вера. В христианском предании и опыте > вера - это то, что приводит к Церкви и вводит в нее, что саму > Церковь знает как исполнение веры, как новую тварь и новую жизнь. > Человек, говорящий - а таких очень много в наши дни - 'я глубоко > верующий, но моя вера не нуждается в Церкви', возможно, верит, > и даже глубоко, но вера его другая, не та, что с первого дня > христианства была жаждой крещального вступления в Церковь > и постоянным утолением этой жажды в 'единстве веры и любви', > за Трапезой Христовой, в Его Царстве. Вся жизнь Церкви 'светлеется > Троическим единством священнотайне' <("в священной тайне > просветляется троическим единством" - октоих глас 4 антифон 1)>, и, > обратно, только в том и только то жизнь Церкви, что этим > божественным единством светится и ему приобщает. Этим светом и, > следовательно, в Церкви и Церковью может поэтому жить отшельник, > внешне, как преп. Серафим Саровский в своей 'дальней пустыньке', > отдаленной от церковной 'видимости', и им может не жить человек, > в эту видимость, в эту внешнюю церковную деятельность с головой > погруженный. Ибо весь строй Церкви, все 'структуры', вся 'видимость' > ее только в ту меру и живы, и действенны, и животворят, в какую > отнесены к этому Божественному единству свыше, и отнесены не только > как 'средства' к последней цели - когда 'будет Бог всё во всём' > (1Кор.15,28), но как уже и сейчас - образ, дар, свет и сила Царства > Божия, как поистине - видимость и осуществление ожидаемого... > И вот, только этим единством свыше, в котором подлинная жизнь ее, > и благодать, и новизна этой жизни, отделена Церковь от 'мiра сего', > только знанием и опытом этого единства познает его как 'мiр падший', > образ которого проходит (1Кор.7,31) и который обречен смерти. Ибо, > если в 'видимости' своей, в своих членах и во всей своей 'внешней' > жизни Церковь - плоть от плоти и кровь от крови 'мiра сего', > то в своей подлинной жизни, мiру невидимой, ибо 'скрытой со Христом > в Боге' (Кол.3,3) и только верой узнаваемой, она всецело иноприродна > по отношению к нему, потому что в том и падение его, тем он и 'мiр > сей', что грехом оторвана жизнь его от единства свыше и в отрыве > этом сама стала распадом, тлением, безнадежной порабощенностью > смерти и времени, царящим на земле. > Но потому именно тут, именно в постижении иноприродности Церкви > по отношению к 'мiру сему', сущности ее как единства свыше, > раскрывается нам подлинный смысл той подмены, о которой мы сказали > выше, что в ней главный и самый страшный соблазн, отравляющий > современное церковное сознание, подмены единства свыше - единством > снизу. [ протопр. Александр Шмеман. ЕВХАРИСТИЯ. ТАИНСТВО ЦАРСТВА (7.VI) www.agnuz.info/library/books/shmeman_evharistiya/page08.htm www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_31.html#77 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.9:9-13; Лк.5:27-32; эпизод N44 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#44) --- по теме евангельского чтения смотри: -- -- -- --\ ## Яков Кротов: врач нужен только больным? \ www.messia.ru/rasylka/002/224.htm#0 \ ## Он же: некоторые слишком хороши для Христа? \ www.messia.ru/rasylka/004/732.htm#0 \ ## Комментарий В.Н.Кузнецовой к Мф.9:9-13 (||Мк.2:13-17) \ www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/0909-13.htm#0 \ ## митр. Сурожский Антоний: Грешник становится апостолом... \ www.messia.ru/rasylka/003/385.htm#0 \ =============================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050402/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/2.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Проходя, Иисус увидел Левия, сына Алфея, сидевшего в таможне, и сказал ему: "Следуй за Мной!" Тот встал и пошел за Ним. И вот Иисус у него дома на обеде. За столом вместе с Иисусом и Его учениками было много сборщиков податей и прочих грешников (их было много, и они ходили с Иисусом). Учител`я Закона из фарисеев увидели, что Он ест с грешниками и сборщиками податей, и стали говорить Его ученикам: "Как это Он ест со сборщиками податей и грешниками?" Иисус услышал и говорит им: "Врач нужен не здоровым, а больным. Я пришел призвать не праведников, а грешников".* (Мк.2:14-17) * * * *Не теряйте мужества, оно приносит великую награду. Вам нужна стойкость, чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное. 'Ведь осталось еще чуть-чуть, и придет Тот, кто должен прийти - Он не замедлит. Мой праведник будет жить, / потому что он верит, но тот, кто отступится, / не угоден душе Моей'.* (Евр.10:35-38) |
||||
|
|
![]() |