ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 21 марта ст.ст., воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное. литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1 *. > "ПРЕПОЛОВЕНИЕ" (ПОЛОВИНА) ВЕЛИКОГО ПОСТА: КРЕСТ > <Третье воскресенье Великого Поста называется Крестопоклонным.> > За всенощной этого дня, после Великого Славословия, > Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там > всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение > Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех > песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях > на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго > воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: "Воскресения день" > и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. > Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной > стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен > и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. > Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев > эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец > нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. > Великий Пост - это время нашего самораспинания, опыт, пускай > и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в евангельском > чтении этого дня: "... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя > и возьми крест свой, и следуй за мной" (Марк 8,24). Но мы не можем > принять свой крест и следовать за Христом, если не примем > Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, > а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим > крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии <(сборнике богослужебных > поучений)> Крестопоклонного Воскресенья: > "... В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение > честному и животворящему Кресту, - вот по какой причине: во время > сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем > некоторую горечь, печаль и уныние, - нам предлагается Животворящий > крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, > он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят > долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево > и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто > обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное > время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили > Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, > чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... > Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва > появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь > и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так > же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу > над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди > себя свой скипетр и царское знамя - Животворящий Крест, - > наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это > нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... > Всё это на неделе среди святой Четыредесятницы, т.к. святая > Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез > сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, > как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас > к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест > называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; > поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, > напоминая одновременно блаженство Адама и то, как он его лишился, > напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, > но оживляемся..." Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем > во вторую половину Великого Поста. Еще одна неделя - и в четвертое > воскресенье мы слышим: "... Сын Человеческий предан будет в руки > человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет" > (Марк.9,31). Теперь главное ударение, которое ставилось до сих пор > на наше раскаяние и подвиг, переносится на события, произошедшие > "нас ради человек и нашего ради спасения". > Господи, давый нам предварити | Господи, Ты дал нам предварить > днешний день, | сегодняшний день, > седмицу святую | светло сияющий > предсияющую светло, | перед святой седмицей > Лазареве от мертвых | Лазаревым страшным из мертвых > востание страшное, | восстанием, > сподоби рабы Твоя страхом Твоим | сподоби рабы Твои > прейти поприще пощения | со страхом Твоим совершить > все совершающия. | весь остающийся путь поста. > <(В понедельник 5-й седмицы на утрени, > ср. www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/058.htm)> > Время пощения ныне преполовивше, | Достигши ныне половины поста, > начало Божественного жития | покажем на деле начало > яве покажем, | божественного образа жизни; > и в конец добродетельного | постараемся с усердием > жительства достигнути | окончить наш подвиг, > тепле потщимся: | чтобы получить > яко да приимем сладость нестареемую. | нескончаемое блаженство. > <(В воскресенье 4-е, вечером, > www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/057.htm)> > Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине > Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, теперь > нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было > ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста > и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие > в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем > об ее значении. И, следуя за Ним в Иерусалим, вместе с учениками, > мы "недоумеваем и ужасаемся". [ Протопр. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (4.4) www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.16:24-28; Лк.9:23-27; эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86) --- по теме евангельского чтения и праздника смотри: -- -- -- -| * В.Н.Кузнецова: Что значит быть учеником Христа (Мк.8:34-35) /| www.messia.ru/rasylka/003/386.htm#0 / | * Комментарий преп. Макария Великого (IV в.) ¤ / ¤| www.krotov.info/library/m/makarygr/makari05.html (7) / ¤ | * Митр. Антоний о почитании Креста (проповедь 1984г.) ¤ / ¤ ¤| www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#13 / ¤ ¤ | * Он же: о чём говорит нам Крест? (проповедь) ¤ / ¤ ¤ /| www.mitras.ru/archive/040314.htm / ¤ ¤ / * Он же: Ответ земли на Божью любовь. ¤ / ¤ ¤ / Святость как благодарность ¤ / ¤ ¤ / www.messia.ru/rasylka/003/514.htm#0 ¤ / ¤ ¤ / * Свящ. Георгий Чистяков: ¤ / ¤ ¤ / Крест посреди нашей жизни... / ¤ ¤ / www.messia.ru/rasylka/003/411.htm#0 ¤ / ¤ ¤ / * Яков Кротов: Стыдно быть христианином? / ¤ ¤ / www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_27.htm / ¤ ¤ / * Он же: Свой крест и бремена других... / ¤ ¤ / (приложение к этому выпуску рассылки) / ¤ ¤ / www.messia.ru/rasylka/004/733a.txt / ¤ ¤ / * Ж.-Р.Буше: предать себя Богу ¤ ¤ / www.messia.ru/rasylka/002/234.htm#0 ¤ ¤ / * "Крест" в тематическом указателе ¤ ¤ / "Библиотеки Якова Кротова" ¤ ¤ ¤ / www.krotov.info/spravki/temy/k/krest.html / =============================================/ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050403/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/3.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной. Кто хочет спасти свою жизнь, / тот ее потеряет. А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести, тот ее спасет. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит? Разве не всё отдал бы он, / лишь бы вернуть себе жизнь?! А кто постыдится признать Меня и Мои слова перед этим безбожным и грешным поколением, того и Сын человеческий постыдится признать, когда придет облеченный в славу Отца Своего с Божьими ангелами".* (Мк.8:34-38) * * * *Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи. Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные. И никому не занять такого почетного места по собственной воле - первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон. Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: 'Ты - Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе' И в другом месте Бог говорит: 'Ты - Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку' В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.* (Евр.4:14-5:10) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |