=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

* 21 марта    ст.ст., воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное.
  литургические чтения:  Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1 *.



>           "ПРЕПОЛОВЕНИЕ" (ПОЛОВИНА) ВЕЛИКОГО ПОСТА: КРЕСТ

> <Третье  воскресенье   Великого Поста  называется  Крестопоклонным.>
> За   всенощной     этого    дня,     после   Великого   Славословия,
> Крест  торжественно  выносится на середину  церкви  и  остается  там
> всю  неделю;  после  каждой  службы  совершается  особое  поклонение
> Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех
> песнопениях  этого  воскресенья,    но  говорится   не  о страданиях
> на  Кресте,  а  о  победе  и  радости.  Больше  того, ирмосы второго
> воскресного  Канона взяты из Пасхальной службы:   "Воскресения день"
> и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.

> Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной
> стороны,    физический   и   духовный   подвиг,   если  он  серьезен
> и   последователен,    начинает сказываться,  чувствуется усталость.
> Нам   нужна   помощь  и  ободрение.   С  другой  стороны,  претерпев
> эту  усталость,  взойдя  на  половину горы, мы начинаем видеть конец
> нашего  странствования,  и сияние Пасхального света становится ярче.
> Великий  Пост  -   это  время  нашего самораспинания,  опыт,  пускай
> и  ограниченный,  Христова призыва, который мы слышим в евангельском
> чтении   этого  дня:   "... Кто хочет идти за Мною,  отвергнись себя
> и  возьми  крест свой, и следуй за мной" (Марк 8,24). Но мы не можем
> принять  свой  крест  и  следовать   за  Христом,    если  не примем
> Его креста,  взятого Им для нашего спасения.  Спасает нас Его крест,
> а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим
> крестам.  Это  и объяснено нам в Синаксарии <(сборнике богослужебных
> поучений)> Крестопоклонного Воскресенья:

> "...  В  тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение
> честному  и  животворящему  Кресту, - вот по какой причине: во время
> сорокадневного  поста  мы  как  бы  распинаем  себя...  и испытываем
> некоторую  горечь,  печаль и уныние, - нам предлагается Животворящий
> крест,  освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа,
> он  укрепляет  и  утешает  нас...  мы  подобны тем, которые проходят
> долгим  и  трудным  путем;  утомленные,  они видят прекрасное дерево
> и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто
> обновленные,  они  продолжают  свой  путь;  так  и теперь, в постное
> время,  среди  прискорбного  пути  подвига,  святые  Отцы  водрузили
> Живоносный  Крест,  подающий  прохладу  и  освежающий нас, для того,
> чтобы  мы  могли мужественно и  легко  окончить  остающийся  путь...
> Или  возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва
> появляются его знамена и скипетр,  а затем и сам царь идет,  радуясь
> и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так
> же  и  Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу
> над  смертью  и  явиться  во славе дня Воскресения, посылает впереди
> себя  свой  скипетр  и  царское  знамя  -  Животворящий  Крест,    -
> наполняющий   нас  радостью   и   приготовляющий,    насколько   это
> нам  возможно,    встретить Самого Царя и восхвалить  Его  победу...
> Всё   это  на  неделе  среди  святой  Четыредесятницы,  т.к.  святая
> Четыредесятница   подобна   горькому   источнику   проливаемых  слез
> сокрушения,   постного  подвига и уныния...  Но Христос утешает нас,
> как  странствующих  по  пустыне,  до тех пор,  когда Он приведет нас
> к  духовному  Иерусалиму  своим  Воскресением...  потому  что  Крест
> называется  и  есть  Древо Жизни, которое было посажено посреди рая;
> поэтому  и  святые  Отцы водрузили его среди святого Великого Поста,
> напоминая  одновременно  блаженство  Адама и то, как он его лишился,
> напоминая  также,   что вкушая от этого Древа мы больше  не умираем,
> но  оживляемся..."   Итак,   укрепленные  и ободренные,  мы вступаем
> во  вторую  половину Великого Поста. Еще одна неделя - и в четвертое
> воскресенье  мы  слышим:  "...  Сын Человеческий предан будет в руки
> человеческие,  и  убьют  Его, и по убиении в третий день воскреснет"
> (Марк.9,31).  Теперь  главное ударение, которое ставилось до сих пор
> на  наше  раскаяние  и  подвиг, переносится на события, произошедшие
> "нас ради человек и нашего ради спасения".


> Господи, давый нам предварити   | Господи, Ты дал нам предварить
>  днешний день,                  |  сегодняшний день,
> седмицу святую                  | светло сияющий
>  предсияющую светло,            |  перед святой седмицей
> Лазареве от мертвых             | Лазаревым страшным из мертвых
>  востание страшное,             |  восстанием,
> сподоби рабы Твоя страхом Твоим | сподоби рабы Твои
>  прейти поприще пощения         |  со страхом Твоим совершить
>  все совершающия.               |  весь остающийся путь поста.
>               <(В понедельник 5-й седмицы на утрени,
>        ср. www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/058.htm)>

> Время пощения ныне преполовивше,     | Достигши ныне половины поста,
> начало Божественного жития           | покажем на деле начало
>  яве покажем,                        |  божественного образа жизни;
> и в конец добродетельного            | постараемся с усердием
>  жительства достигнути               |  окончить наш подвиг,
>  тепле потщимся:                     | чтобы получить
> яко да приимем сладость нестареемую. |  нескончаемое блаженство.
>                    <(В воскресенье 4-е, вечером,
>          www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/057.htm)>

> Тон  великопостных  богослужений  меняется.  Если  в первой половине
> Поста  наши  усилия  были направлены на собственное очищение, теперь
> нам  открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было
> ввести  нас  в  созерцание,    уразумение  и  освоение  Тайны Креста
> и Воскресения.   Смысл нашего подвига открывается теперь как участие
> в  этой   тайне,   к которой  мы  так привыкли,  что просто забываем
> об ее значении.  И,  следуя за Ним в Иерусалим,  вместе с учениками,
> мы "недоумеваем и ужасаемся".
                [ Протопр. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (4.4)
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.16:24-28; Лк.9:23-27;
          эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86)





 --- по теме евангельского чтения и праздника смотри: -- -- -- -|
* В.Н.Кузнецова: Что значит быть учеником Христа (Мк.8:34-35)  /|
                        www.messia.ru/rasylka/003/386.htm#0 / |
* Комментарий преп. Макария Великого (IV в.)              ¤  / ¤|
  www.krotov.info/library/m/makarygr/makari05.html (7)      / ¤ |
* Митр. Антоний о почитании Креста (проповедь 1984г.)   ¤  / ¤ ¤|
  www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#13      / ¤ ¤ |
* Он же: о чём говорит нам Крест? (проповедь)         ¤  / ¤ ¤ /|
  www.mitras.ru/archive/040314.htm      / ¤ ¤ /
* Он же: Ответ земли на Божью любовь.               ¤  / ¤ ¤ /
   Святость как благодарность                     ¤   / ¤ ¤ /
         www.messia.ru/rasylka/003/514.htm#0     ¤ / ¤ ¤ /
* Свящ. Георгий Чистяков:                        ¤  / ¤ ¤ /
   Крест посреди нашей жизни...                    / ¤ ¤ /
         www.messia.ru/rasylka/003/411.htm#0 ¤  / ¤ ¤ /
* Яков Кротов: Стыдно быть христианином?         / ¤ ¤ /
  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_27.htm  / ¤ ¤ /
* Он же: Свой крест и бремена других...        / ¤ ¤ /
  (приложение к этому выпуску рассылки)       / ¤ ¤ /
       www.messia.ru/rasylka/004/733a.txt  / ¤ ¤ /
* Ж.-Р.Буше: предать себя Богу                ¤ ¤ /
       www.messia.ru/rasylka/002/234.htm#0 ¤ ¤ /
* "Крест" в тематическом указателе       ¤    ¤ /
        "Библиотеки Якова Кротова"    ¤   ¤  ¤ /
   www.krotov.info/spravki/temy/k/krest.html  /
=============================================/

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050403/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/3.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
  возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной.
  Кто хочет спасти свою жизнь, / тот ее потеряет.
  А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести,
   тот ее спасет.
  Что пользы человеку, если он приобретет весь мир,
   а жизни своей повредит?
  Разве не всё отдал бы он, / лишь бы вернуть себе жизнь?!
  А кто постыдится признать Меня и Мои слова
   перед этим безбожным и грешным поколением,
  того и Сын человеческий постыдится признать,
   когда придет облеченный в славу Отца Своего
   с Божьими ангелами".* (Мк.8:34-38)
                                * * *
*Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес,
 Иисус, Сын Бога,
 давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем.
 Ведь у нас не тот первосвященник,
 который неспособен посочувствовать нашим слабостям,
 нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха.
 Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости,
 чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи.
 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей
 и для людей как их представитель перед Богом,
 чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи.
 Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается,
 потому что и сам подвержен слабостям,
 из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа,
 так и за свои собственные.
 И никому не занять такого почетного места по собственной воле -
 первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.
 Так и Христос.
 Не сам Он прославил себя, став Первосвященником,
 но Тот, кто сказал Ему:
 'Ты - Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе'
 И в другом месте Бог говорит:
 'Ты - Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку'
 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем,
 просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти,
 и был услышан за Свое благоговение.
 Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию
 и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен,
 причиной их вечного спасения.
 И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.*
                                                (Евр.4:14-5:10)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»