=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

* 23 марта     ст.ст., вт 4-й седмицы Великого поста.

церковные чтения (паремии):
# Ис.25:1-9     [Пророк прославляет Господа за то,
                 что Он разрушил крепости нечестивых; Он был защитой
                 для смиренных в трудное время; Он устроит на Сионе
                 пир, истребит смерть, уничтожит "покрывало,
                 покрывающее все народы", снимет поношение с народа
                 Своего; тогда люди возвеселятся о Господе,
                 ибо они уповали на него - и Он спас их!]v
# Быт.9:8-17    [Бог говорит Ною и его сыновьям,
                 что Он заключает с ними и с их потомками Договор
                 (Завет), по которому не будет более Потопа на Земле;
                 знамением Завета Он устанавливает радугу]v
# Притч.12:8-22 [Изображаются свойства и плоды праведности -
                 и нечестия: трудолюбие и довольство праведных -
                 и презрение к труду нечестивых (9-11), милосердие
                 и кротость праведных - и жестокость нечестивых
                 (12-14), смирение и кротость одних - гордость
                 и гневливость других (15-16), искренность
                 и правдивость - льстивость и лживость (17-22)]v




                 
                                                              Верую...
                                     во единого Господа Иисуса Христа,
        Сына Божия единородного, от Отца рожденного до начала времени,
        Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного,
        несотворенного, единосущного Отцу, через Кого всё произошло...

> Новый  Завет  подчеркивает,  что  есть  только  один  Бог  (Мф.23.9;
> Мк.10.18;  Ин.5.44;  17.3;  Рим.3.30;  1Кор.8.4,6; Гал.3.20; Еф.4.6;
> 1Тим.1.17;2.5;  Иак.2.19;4.12).  Также ясно, что БОГ НЕ ТОЖДЕСТВЕНЕН
> ИИСУСУ:  например, Иисус говорит о Боге как о ком-то другом, чем Он;
> Он  молится  Богу;  и,  наконец,  Он  предает Себя Духу Божию, когда
> умирает. Нигде в Новом Завете нет даже намека на то, что слово "Бог"
> перестает  означать  Того,   Кто на небе,  и относится исключительно
> к  Иисусу Христу во время Его земного служения. Это может показаться
> тривиальным наблюдением, но оно очень важно.

> Как  мы  видели, и Новый, и Ветхий Завет утверждают, что есть только
> один Бог, и что "Бога" надо отличать от Иисуса Христа. <...>

> Трудности    начинаются    с   признания   основного   христианского
> проникновения, что ИИСУС - ВОПЛОЩЕННЫЙ БОГ, что в лице Иисуса Христа
> мы  видим  никого  иного,  как  Самого живого Бога. Хотя Новый Завет
> отнюдь  не  является  учебником   по  систематическому   богословию,
> в великих символах веры Церкви нет ничего,   что бы  не утверждалось
> на  его  страницах.  <Новый  Завет  утверждает>,  что  Иисус Христос
> действует  как  Бог и для Бога; кто видит Его, тот видит Бога; когда
> Он   говорит,   Он  говорит властью Бога;  когда Он дает обетования,
> Он дает их от имени Бога;  когда Он судит,  Он судит как Бог;  когда
> мы  поклоняемся,  мы поклоняемся воскресшему Христу как Богу; и т.д.
> Новый  Завет  даже  указывает,  что  Он участвовал в процессе самого
> сотворения (Ин.1.3). Иисуса можно называть Богом и Господом, Который
> действует  как  Творец, Спаситель и Судья, Кому поклоняются и к Кому
> обращены молитвы.

> Итак,  мы  подошли  к  реальной проблеме: в одном смысле, Иисус есть
> Бог; в другом - Он не есть Бог. Итак ИИСУС ХРИСТОС - ЭТО ВОПЛОЩЕННЫЙ
> БОГ,  но  Он  продолжает  еще молиться Богу, не давая даже малейшего
> намека,  что  Он  говорит о Себе! ИИСУС ХРИСТОС НЕ ТОЖДЕСТВЕНЕН БОГУ
> потому,  что  Бог  оставался  на  небесах  во время земного служения
> Иисуса  Христа,  и  всё  же Иисуса Христа можно отождествить с Богом
> потому,    что  Новый  Завет,   не  колеблясь,   приписывает  Иисусу
> те функции, которые, строго говоря, принадлежат только Богу.

> Один  путь  решение этой проблемы предлагает считать Бога   "Отцом",
> а   Иисуса  "Сыном"  -  "Сыном  Божиим"  (например,  Рим.1.3;  8.32;
> Евр.4.14;  1Ин.4.15),  показывая  <этим>,  что  <у  них>  один общий
> источник  <божественности>,  но  их  можно  различить,  считая  Отца
> каким-то образом предшествующим Сыну.

> <...> 

> <....>  если  Иисус  Христос  есть  Бог,  то не должны ли мы сделать
> вывод,  что  Бога  надо  полностью  отождествить  с Иисусом Христом?
> Однако,  как  мы  видели  выше, из собственного учения Иисуса Христа
> явно  следует,  что Бог находился на небесах! Этот парадокс, который
> нам предстоит разрешить, очень хорошо выражен св. Жерменом (XVII в.)
> в его знаменитом христианском гимне:
>       Слово стало плотью
>       И всё же остается на небе!

> Но  подвергается  ли  при  этом  сомнению  традиционное христианское
> утверждение,   что   Иисус  Христос  есть  Бог?  Приведем  несколько
> примеров,   которые,  может  быть,  прольют  свет  на  эту  основную
> проблему.

> Предположим,   что   вы   находитесь   на   пароходе,   пересекающем
> Атлантический  океан  из Европы в Америку.   Путешествие  производит
> на  вас  сильное  впечатление,  когда  вы видите, как волны великого
> океана  бьются  о  ваш пароход и покрывают  его  солеными  брызгами.
> Вы чувствуете неукротимую силу океана,   когда  он  бросает  корабль
> то  в  одну,  то  в  другую сторону. Вы потрясены его необъятностью,
> когда  много  дней  не  видите  земли. Но действительно ли вы теперь
> знаете,  что  такое Атлантический океан? Сначала вы сразу же скажете
> "Конечно!"  Но  подумав,  вы  начинаете  понимать трудность, которая
> заключена в этом вопросе.

> Подумайте,   как   необъятен  океан  <...>.  Подумайте  об  огромном
> количестве  воды,  которое он вмещает.  Действительно ли вы испытали
> на  себе  и  увидели  всю  эту  воду? Ведь ваш корабль прошел только
> исключительно  узкий  <...> путь через этот океан. <... вы> испытали
> только   бесконечно малую долю этого океана.  И ваше заявление,  что
> вы  теперь  знаете  его, конечно же, вызовет сомнение. <...> Однако,
> <...> вы всё же имеете право утверждать, что вы действительно знаете
> теперь  Атлантический  океан.  Вы  знаете, что это такое, потому что
> сами его увидели. <...>

> Возьмем  другой  пример. <.... экипаж космического корабля "Аполлон"
> доставил> на землю образцы  лунного  грунта.   И  благодаря  анализу
> этого  грунта  мы  больше  узнали  о  Луне.  Конечно, это был только
> образчик  Луны,  но  он  позволил нам непосредственно увидеть лунное
> вещество. <...>

> <...>  Догмат  воплощения утверждает, что в Иисусе Христе мы реально
> встречаем  Бога,  но  это  не  позволяет  нам  утверждать, что Иисус
> Христос   и   Бог  тождественны.    В  приведенных   нами   примерах
> мы  встречаемся с той же трудностью.  С одной стороны,  лунный грунт
> не  тождественен  Луне,   с другой же стороны,  он тождественен Луне
> в  том  смысле,    что  позволяет нам узнать,  что такое Луна. <...>
> До  1950  г.  мы только знали, что Луна - это далекий от нас объект,
> который  мы  могли  видеть  только через телескоп. Но когда на землю
> были  доставлены  первые  образцы  лунного грунта, мы сразу получили
> новые и непосредственные сведения о Луне.

> Подобным  образом  до  пришествия Иисуса Христа  наше  представление
> о  Боге  было несколько отдаленным. И внезапно, благодаря воплощению
> Иисуса Христа, мы получили о Нём новые, прямые и волнующие сведения.
> Конечно,  это  было  результатом  не  человеческого технологического
> достижения,  а  волей  Божией  стать  плотью  и  явить Себя в Иисусе
> Христе.  Подобно  людям,  испытавшим  волнение,  когда  они получили
> первый  лунный  грунт - частицу той же Луны, которая освещает ночной
> небосклон,   верующие   люди   также   испытали   волнение,  получив
> возможность   соприкоснуться    с   Тем,    Кто   был   никто  иной,
> как воплощенный Бог. (1Ин.1.1-4 хорошо показывает это чувство).

> Теперь представьте себе, что вы студент и вас просят выяснить, какие
> газы   содержатся  в  воздухе.   Как  вы это сделаете?  Скорее всего
> вы  возьмете  колбу  с  воздухом  и  подвергните   его   химическому
> и  физическому  анализу.    И  на  основании  анализа  этого образца
> вы  можете  сказать  какие  газы  содержатся в воздухе. Но какова же
> связь этого маленького образчика  воздуха  с атмосферой?   Очевидно,
> они  идентичны.  Не вся атмосфера заключена в ваш сосуд. Но с другой
> стороны, этот образец - реальный воздух, и он позволяет вам сказать,
> что  такое  воздух. Он не исчерпывает всю атмосферу, но он позволяет
> вам выяснить, что такое воздух.

> Иисус Христос позволяет нам познать Бога. Мы реально встречаем Бога,
> но  это  не  значит,    что  место  пребывания  Бога  ограничивается
> одним индивидуумом, Иисусом Христом. Так как Иисус Христос есть Бог,
> Он  дает нам непосредственную встречу с реальностью Бога. Но так как
> Бог не полностью идентичен Иисусу, Он остается на небесах, точно так
> же,  как атмосфера земли остается там, где она есть, несмотря на то,
> что  мы  взяли небольшую ее часть. И как мы уже подчеркивали раньше,
> Бог  слишком велик и необъятен для нас,  и,  потому приспосабливаясь
> к  нашей  слабости  (),  Он  делает  Себя  доступным для нас в виде,
> который  мы  можем  воспринять.    Догмат   воплощения   утверждает,
> что  именно  Бога  встречаем  мы  в Иисусе Христе, как и то, что Бог
> остается всегда Богом. То же самое относится и к Святому Духу. <...>
                [ Алистер МакГрат. ПОНИМАНИЕ ТРОИЦЫ (8)
                  www.xbchurch.narod.ru/library/books/trinity.htm
                  (вся книга в одном ф. - 256k)
                  www.mirtebe.ru/apologetics/trinity.htm
                  (глава, без книги) ]



 * * * ссылки по теме выпуска ** ** ** ** **
* К.С.Льюис: Сотворить - не значит родить
   www.zavet.ru/book/02apol/002/023.htm#0
* Вальтер Кропп: ИИСУС ХРИСТОС ГОСПОДЬ
  www.krotov.info/libr_min/k/quirkvel/zavtra02.htm
* Алистер Мак-Грат: Доктрина Троицы
       www.messia.ru/r2/1/126.htm#0
* Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  www.krotov.info/libr_min/s/swift/capter1.html#a13
* свящ. Александр Мень: Сын Божий (в кн. "С.Ч.")
  www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_10.html#bm1002
* Он же - в беседах о Символе веры
  - www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_6.html (II; в кн. "Т.С.О.")
  - www.alexandrmen.ru/books/veruiu/ver_04.html (1989г.)
* КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  www.krotov.info/acts/20/2vatican/0430.html
* Папа Римский ИОАНН ПАВЕЛ II: Единородный Сын Бога
  www.agnuz.info/library/books/ioan_pavel_veruu/page02.htm
* В.Каспер: Иисус Христос - кто Он для нас сегодня?
  www.agnuz.info/reading_room/kasper_iisus/content.htm
* кард. Йозеф Рацингер: в книге ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО
  www.agnuz.info/library/books/Vvedenie_v_hristianstvo/
* П.Обэн: БОГ: ОТЕЦ, СЫН, ДУХ СВЯТОЙ
  www.agnuz.info/library/books/oben/index.htm

 * * * к паремии из Бытия ** ** ** ** ** ** ** ** *
* Свящ. Александр Мень: Радуга - знак верности Бога
              www.messia.ru/rasylka/003/388.htm#0

 

* Пособие к проведению Великого поста, день 23
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/052_gl23.html

Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050405/orth

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/5.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*О Господь, Ты - мой Бог!
 Превозношу Тебя, / славлю имя Твое!
 Ты небывалое сотворил -
 то был древний замысел Твой,
 и теперь Ты явил Свою верность.
 В груду камней обратил Ты город , / укрепленный город - в развалины!
 Твердыня чужеземцев повержена - / не отстроят ее вовеки.
 Теперь могучий народ чтить будет Тебя,
  города народов жестоких станут Тебя страшиться.
 Ты - прибежище для бедных, / обездоленным прибежище в тяжкое время,
 Ты - кров, что спасает от бури, / Ты - тень, что укроет от зноя.
 Дыхание угнетателей - словно буря холодной порой,
  словно зной в пустыне!
 Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ.
 Как спадает зной, когда туча набежит,
  так песни угнетателей смолкли.
*На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов
 пир обильный, со старым вином!
 Там будут сытные, жирные яства / и старые, процеженные вина.
 На этой горе Господь уничтожит
 покрывало, накрывшее все народы, / завесу, окутавшую все племена, -
 уничтожит смерть навеки!
 Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц,
 на всей земле Он избавит Свой народ от позора.
 Это сказал Господь.
*Будут говорить в тот день:
 'Это наш Бог!
  Мы надеялись на Него - и Он даровал нам спасенье.
   Это Господь, на Него надеялись мы!
  Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.*
             (Ис.25:1-9, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов)
                                * * *
*Бог сказал Ною и его сыновьям:
 "Я заключаю договор с вами и вашим потомством,
  и со всеми живыми существами, вышедшими из ковчега:
  с птицами, со скотом и со зверями - со всеми животными земли.
  У Меня с вами будет договор:
  впредь уже в`оды потопа не станут губить всё живое,
  больше потоп не будет опустошать землю".
 Бог сказал:
 "Вот знак договора, который Я заключаю на вечные времена
  с вами со всем живым:
  Я повесил на облаках свой лук - радугу -
  в знак договора между Мною и жителями земли.
  Когда Я соберу облак`а над землей, то в облаках появится радуга.
  Тогда Я вспомню Свой договор с вам и со всем живым -
  и потопа, который губит всё живое, уже не будет.
  В облаках будет радуга -
  Я увижу ее и вспомню Свой вечный договор со всеми жителями земли".*
                     (Быт.9:8-16, нов.перев. РБО)
                                * * *
*Речь разумная прославит человека, / а порочные замыслы опозорят.
 Лучше в простоте, да со слугой, / чем со спесью, да без крошки хлеба.
 Праведник и скотину пожалеет,
                              но милость нечестивца - хуже жестокости.
 Кто возделывает землю, будет сыт, / а глупец за пустотой гоняется.
 Нечестивец изощряется в коварстве, / но корень праведных дает побеги.
 Нечестивец в лживых речах запутается, / а праведник избежит беды.
 Человек пожнет добрый плод своих речей,
                                    возвратятся труды к нему наградой.
 Глупец считает свой путь правильным,
                                    а мудрый прислушивается к советам.
 Глупец выставляет свой гнев напоказ,
                                    а разумный не слушает оскорблений.
 Слова честного человека правдивы, / а слова лжесвидетеля - коварны.
 Болтовня может ранить, как меч, / а слова мудрецов - исцеляют.
 Правдивые слова останутся навеки, / а лживый язык недолговечен.
 У злокозненных на сердце коварство, / а у миротворцев - радость.
 Не приключится с праведником несчастья,
                                         а нечестивых зло переполняет.
 Лживые уста - мерзость для ГОСПОДА,
                             но угоден Ему тот, кто поступает честно.*
                                        (Пр.12:8-22, нов.перев. РБО)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»