Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 23 марта ст.ст., вт 4-й седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.25:1-9 [Пророк прославляет Господа за то, что Он разрушил крепости нечестивых; Он был защитой для смиренных в трудное время; Он устроит на Сионе пир, истребит смерть, уничтожит "покрывало, покрывающее все народы", снимет поношение с народа Своего; тогда люди возвеселятся о Господе, ибо они уповали на него - и Он спас их!]v # Быт.9:8-17 [Бог говорит Ною и его сыновьям, что Он заключает с ними и с их потомками Договор (Завет), по которому не будет более Потопа на Земле; знамением Завета Он устанавливает радугу]v # Притч.12:8-22 [Изображаются свойства и плоды праведности - и нечестия: трудолюбие и довольство праведных - и презрение к труду нечестивых (9-11), милосердие и кротость праведных - и жестокость нечестивых (12-14), смирение и кротость одних - гордость и гневливость других (15-16), искренность и правдивость - льстивость и лживость (17-22)]v Верую... во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного до начала времени, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Кого всё произошло... > Новый Завет подчеркивает, что есть только один Бог (Мф.23.9; > Мк.10.18; Ин.5.44; 17.3; Рим.3.30; 1Кор.8.4,6; Гал.3.20; Еф.4.6; > 1Тим.1.17;2.5; Иак.2.19;4.12). Также ясно, что БОГ НЕ ТОЖДЕСТВЕНЕН > ИИСУСУ: например, Иисус говорит о Боге как о ком-то другом, чем Он; > Он молится Богу; и, наконец, Он предает Себя Духу Божию, когда > умирает. Нигде в Новом Завете нет даже намека на то, что слово "Бог" > перестает означать Того, Кто на небе, и относится исключительно > к Иисусу Христу во время Его земного служения. Это может показаться > тривиальным наблюдением, но оно очень важно. > Как мы видели, и Новый, и Ветхий Завет утверждают, что есть только > один Бог, и что "Бога" надо отличать от Иисуса Христа. <...> > Трудности начинаются с признания основного христианского > проникновения, что ИИСУС - ВОПЛОЩЕННЫЙ БОГ, что в лице Иисуса Христа > мы видим никого иного, как Самого живого Бога. Хотя Новый Завет > отнюдь не является учебником по систематическому богословию, > в великих символах веры Церкви нет ничего, что бы не утверждалось > на его страницах. <Новый Завет утверждает>, что Иисус Христос > действует как Бог и для Бога; кто видит Его, тот видит Бога; когда > Он говорит, Он говорит властью Бога; когда Он дает обетования, > Он дает их от имени Бога; когда Он судит, Он судит как Бог; когда > мы поклоняемся, мы поклоняемся воскресшему Христу как Богу; и т.д. > Новый Завет даже указывает, что Он участвовал в процессе самого > сотворения (Ин.1.3). Иисуса можно называть Богом и Господом, Который > действует как Творец, Спаситель и Судья, Кому поклоняются и к Кому > обращены молитвы. > Итак, мы подошли к реальной проблеме: в одном смысле, Иисус есть > Бог; в другом - Он не есть Бог. Итак ИИСУС ХРИСТОС - ЭТО ВОПЛОЩЕННЫЙ > БОГ, но Он продолжает еще молиться Богу, не давая даже малейшего > намека, что Он говорит о Себе! ИИСУС ХРИСТОС НЕ ТОЖДЕСТВЕНЕН БОГУ > потому, что Бог оставался на небесах во время земного служения > Иисуса Христа, и всё же Иисуса Христа можно отождествить с Богом > потому, что Новый Завет, не колеблясь, приписывает Иисусу > те функции, которые, строго говоря, принадлежат только Богу. > Один путь решение этой проблемы предлагает считать Бога "Отцом", > а Иисуса "Сыном" - "Сыном Божиим" (например, Рим.1.3; 8.32; > Евр.4.14; 1Ин.4.15), показывая <этим>, что <у них> один общий > источник <божественности>, но их можно различить, считая Отца > каким-то образом предшествующим Сыну. > <...> > <....> если Иисус Христос есть Бог, то не должны ли мы сделать > вывод, что Бога надо полностью отождествить с Иисусом Христом? > Однако, как мы видели выше, из собственного учения Иисуса Христа > явно следует, что Бог находился на небесах! Этот парадокс, который > нам предстоит разрешить, очень хорошо выражен св. Жерменом (XVII в.) > в его знаменитом христианском гимне: > Слово стало плотью > И всё же остается на небе! > Но подвергается ли при этом сомнению традиционное христианское > утверждение, что Иисус Христос есть Бог? Приведем несколько > примеров, которые, может быть, прольют свет на эту основную > проблему. > Предположим, что вы находитесь на пароходе, пересекающем > Атлантический океан из Европы в Америку. Путешествие производит > на вас сильное впечатление, когда вы видите, как волны великого > океана бьются о ваш пароход и покрывают его солеными брызгами. > Вы чувствуете неукротимую силу океана, когда он бросает корабль > то в одну, то в другую сторону. Вы потрясены его необъятностью, > когда много дней не видите земли. Но действительно ли вы теперь > знаете, что такое Атлантический океан? Сначала вы сразу же скажете > "Конечно!" Но подумав, вы начинаете понимать трудность, которая > заключена в этом вопросе. > Подумайте, как необъятен океан <...>. Подумайте об огромном > количестве воды, которое он вмещает. Действительно ли вы испытали > на себе и увидели всю эту воду? Ведь ваш корабль прошел только > исключительно узкий <...> путь через этот океан. <... вы> испытали > только бесконечно малую долю этого океана. И ваше заявление, что > вы теперь знаете его, конечно же, вызовет сомнение. <...> Однако, > <...> вы всё же имеете право утверждать, что вы действительно знаете > теперь Атлантический океан. Вы знаете, что это такое, потому что > сами его увидели. <...> > Возьмем другой пример. <.... экипаж космического корабля "Аполлон" > доставил> на землю образцы лунного грунта. И благодаря анализу > этого грунта мы больше узнали о Луне. Конечно, это был только > образчик Луны, но он позволил нам непосредственно увидеть лунное > вещество. <...> > <...> Догмат воплощения утверждает, что в Иисусе Христе мы реально > встречаем Бога, но это не позволяет нам утверждать, что Иисус > Христос и Бог тождественны. В приведенных нами примерах > мы встречаемся с той же трудностью. С одной стороны, лунный грунт > не тождественен Луне, с другой же стороны, он тождественен Луне > в том смысле, что позволяет нам узнать, что такое Луна. <...> > До 1950 г. мы только знали, что Луна - это далекий от нас объект, > который мы могли видеть только через телескоп. Но когда на землю > были доставлены первые образцы лунного грунта, мы сразу получили > новые и непосредственные сведения о Луне. > Подобным образом до пришествия Иисуса Христа наше представление > о Боге было несколько отдаленным. И внезапно, благодаря воплощению > Иисуса Христа, мы получили о Нём новые, прямые и волнующие сведения. > Конечно, это было результатом не человеческого технологического > достижения, а волей Божией стать плотью и явить Себя в Иисусе > Христе. Подобно людям, испытавшим волнение, когда они получили > первый лунный грунт - частицу той же Луны, которая освещает ночной > небосклон, верующие люди также испытали волнение, получив > возможность соприкоснуться с Тем, Кто был никто иной, > как воплощенный Бог. (1Ин.1.1-4 хорошо показывает это чувство). > Теперь представьте себе, что вы студент и вас просят выяснить, какие > газы содержатся в воздухе. Как вы это сделаете? Скорее всего > вы возьмете колбу с воздухом и подвергните его химическому > и физическому анализу. И на основании анализа этого образца > вы можете сказать какие газы содержатся в воздухе. Но какова же > связь этого маленького образчика воздуха с атмосферой? Очевидно, > они идентичны. Не вся атмосфера заключена в ваш сосуд. Но с другой > стороны, этот образец - реальный воздух, и он позволяет вам сказать, > что такое воздух. Он не исчерпывает всю атмосферу, но он позволяет > вам выяснить, что такое воздух. > Иисус Христос позволяет нам познать Бога. Мы реально встречаем Бога, > но это не значит, что место пребывания Бога ограничивается > одним индивидуумом, Иисусом Христом. Так как Иисус Христос есть Бог, > Он дает нам непосредственную встречу с реальностью Бога. Но так как > Бог не полностью идентичен Иисусу, Он остается на небесах, точно так > же, как атмосфера земли остается там, где она есть, несмотря на то, > что мы взяли небольшую ее часть. И как мы уже подчеркивали раньше, > Бог слишком велик и необъятен для нас, и, потому приспосабливаясь > к нашей слабости (), Он делает Себя доступным для нас в виде, > который мы можем воспринять. Догмат воплощения утверждает, > что именно Бога встречаем мы в Иисусе Христе, как и то, что Бог > остается всегда Богом. То же самое относится и к Святому Духу. <...> [ Алистер МакГрат. ПОНИМАНИЕ ТРОИЦЫ (8) www.xbchurch.narod.ru/library/books/trinity.htm (вся книга в одном ф. - 256k) www.mirtebe.ru/apologetics/trinity.htm (глава, без книги) ] * * * ссылки по теме выпуска ** ** ** ** ** * К.С.Льюис: Сотворить - не значит родить www.zavet.ru/book/02apol/002/023.htm#0 * Вальтер Кропп: ИИСУС ХРИСТОС ГОСПОДЬ www.krotov.info/libr_min/k/quirkvel/zavtra02.htm * Алистер Мак-Грат: Доктрина Троицы www.messia.ru/r2/1/126.htm#0 * Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский) www.krotov.info/libr_min/s/swift/capter1.html#a13 * свящ. Александр Мень: Сын Божий (в кн. "С.Ч.") www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_10.html#bm1002 * Он же - в беседах о Символе веры - www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_6.html (II; в кн. "Т.С.О.") - www.alexandrmen.ru/books/veruiu/ver_04.html (1989г.) * КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ www.krotov.info/acts/20/2vatican/0430.html * Папа Римский ИОАНН ПАВЕЛ II: Единородный Сын Бога www.agnuz.info/library/books/ioan_pavel_veruu/page02.htm * В.Каспер: Иисус Христос - кто Он для нас сегодня? ### * кард. Йозеф Рацингер: в книге ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО www.agnuz.info/library/books/Vvedenie_v_hristianstvo/ * П.Обэн: БОГ: ОТЕЦ, СЫН, ДУХ СВЯТОЙ www.agnuz.info/library/books/oben/index.htm * * * к паремии из Бытия ** ** ** ** ** ** ** ** * * Свящ. Александр Мень: Радуга - знак верности Бога www.messia.ru/rasylka/003/388.htm#0 * Пособие к проведению Великого поста, день 23 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/052_gl23.html Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050405/orth Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/5.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *О Господь, Ты - мой Бог! Превозношу Тебя, / славлю имя Твое! Ты небывалое сотворил - то был древний замысел Твой, и теперь Ты явил Свою верность. В груду камней обратил Ты город , / укрепленный город - в развалины! Твердыня чужеземцев повержена - / не отстроят ее вовеки. Теперь могучий народ чтить будет Тебя, города народов жестоких станут Тебя страшиться. Ты - прибежище для бедных, / обездоленным прибежище в тяжкое время, Ты - кров, что спасает от бури, / Ты - тень, что укроет от зноя. Дыхание угнетателей - словно буря холодной порой, словно зной в пустыне! Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ. Как спадает зной, когда туча набежит, так песни угнетателей смолкли. *На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов пир обильный, со старым вином! Там будут сытные, жирные яства / и старые, процеженные вина. На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, / завесу, окутавшую все племена, - уничтожит смерть навеки! Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц, на всей земле Он избавит Свой народ от позора. Это сказал Господь. *Будут говорить в тот день: 'Это наш Бог! Мы надеялись на Него - и Он даровал нам спасенье. Это Господь, на Него надеялись мы! Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.* (Ис.25:1-9, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов) * * * *Бог сказал Ною и его сыновьям: "Я заключаю договор с вами и вашим потомством, и со всеми живыми существами, вышедшими из ковчега: с птицами, со скотом и со зверями - со всеми животными земли. У Меня с вами будет договор: впредь уже в`оды потопа не станут губить всё живое, больше потоп не будет опустошать землю". Бог сказал: "Вот знак договора, который Я заключаю на вечные времена с вами со всем живым: Я повесил на облаках свой лук - радугу - в знак договора между Мною и жителями земли. Когда Я соберу облак`а над землей, то в облаках появится радуга. Тогда Я вспомню Свой договор с вам и со всем живым - и потопа, который губит всё живое, уже не будет. В облаках будет радуга - Я увижу ее и вспомню Свой вечный договор со всеми жителями земли".* (Быт.9:8-16, нов.перев. РБО) * * * *Речь разумная прославит человека, / а порочные замыслы опозорят. Лучше в простоте, да со слугой, / чем со спесью, да без крошки хлеба. Праведник и скотину пожалеет, но милость нечестивца - хуже жестокости. Кто возделывает землю, будет сыт, / а глупец за пустотой гоняется. Нечестивец изощряется в коварстве, / но корень праведных дает побеги. Нечестивец в лживых речах запутается, / а праведник избежит беды. Человек пожнет добрый плод своих речей, возвратятся труды к нему наградой. Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам. Глупец выставляет свой гнев напоказ, а разумный не слушает оскорблений. Слова честного человека правдивы, / а слова лжесвидетеля - коварны. Болтовня может ранить, как меч, / а слова мудрецов - исцеляют. Правдивые слова останутся навеки, / а лживый язык недолговечен. У злокозненных на сердце коварство, / а у миротворцев - радость. Не приключится с праведником несчастья, а нечестивых зло переполняет. Лживые уста - мерзость для ГОСПОДА, но угоден Ему тот, кто поступает честно.* (Пр.12:8-22, нов.перев. РБО) |
||||
|
|
![]() |