=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

*  2 апреля    ст.ст., пт 5-й седмицы Великого поста.

# Ис.45:11-17      [По поводу вопросов и недоумений израильтян
                    о постигшей их судьбе, пророк от имени Бога
                    утешает их обещанием облагодетельствовать
                    через Кира, царя Персии - он, руководимый Богом,
                    посстановит город Божий и отпустит пленный народ;
                    перед Израилем повергнутся египтяне, эфиопляне
                    и савейцы, говоря, что только у него истинный Бог;
                    "Израиль будет спасен спасением вечным".]
# Быт.22:1-18      [Бог испытывает Авраама,
                    повелевая ему принести на одной и гор в жертву
                    всесожжения единственного, любимого сына Исаака.
                    Авраам направляется к указанному Богом месту.
                    Когда всё готово для жертвоприношения, Авраам
                    готов уже совершить заклание, Бог останавливает
                    его. Засвидетельствовав Аврааму о его послушании
                    воле Божьей и о его вере, Бог с клятвой обещает
                    за это умножить его потомство, как звёзды на небе
                    и как песок морской, дать этому потомству
                    в наследие город`а врагов и что потомство его
                    станет благословением для всех народов.]v
# Притч.17:17-18:5 [Друг разделит с человеком несчастья;
                    ручаться за другого опасно (17-18). Не будет добра
                    любящим ссоры и жестокосердным, людям с коварным
                    языком и сердцем; нет радости у родителей глупого
                    человека (19-25). Воздержанность в словах -
                    признак разумности; речь человека мудрого глубока
                    и животворна, как вода; глупец, когда молчит,
                    может показаться мудрым, но ему не нравится думать
                    и слушать советы, ему любо хвалиться умом; дурное
                    дело - отказ в правосудии (26-28,1-5).]


*  3 апреля    ст.ст., сб 5-й седмицы Великого поста.
  литургич. чтения: Евр.9:24-28; Мк.8:27-31 *.


> Несколько  слов  о  Евхаристии  как о жертве. На жертвенное значение
> Евхаристии  указал  Сам  Иисус  Христос,  когда  на  Тайной  вечери,
> раздавая   ученикам   хлеб,   назвал   его   Своим  Телом  'ломимым'
> (1Кор.11,24),  а  чашу  -  чашей  Его  Крови,  проливаемой  'за вас'
> (Лк.22,20),   'за   многих'   (Мк.14,24),   'во  оставление  грехов'
> (Мф.26,28).    Такое  значение  Тайной  вечери  уразумели   апостолы
> на  следующий  день,    когда  их   Учитель  был  распят  на кресте.
> Иоанн  Богослов,  любимый  ученик  Христа,  именует  Учителя Агнцем,
> Который  'был  заклан  и  Кровию  Своею  искупил нас Богу из всякого
> колена  и  языка  и  народа  и  племени'  (Откр.5,9).  На жертвенное
> значение  Евхаристии  указывал  апостол  Павел, когда писал: 'Всякий
> раз,  когда  вы  едите  хлеб  сей  и пьете чашу сию, смерть Господню
> возвещаете'  (1Кор.11,26).  О  значимости  жертвы  Христовой апостол
> писал:  'Христос  вошел  не  в  рукотворенное  святилище,  по образу
> истинного  устроенное,  но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас
> пред  Лице  Божие,  и не для того, чтобы многократно приносить Себя,
> как  первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью...
> Он  же  однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою
> Своею' (Евр.9,24-26).

> Жертвой   именуется   Евхаристия  в  'Дидахи':  'В  день  Господень,
> собравшись  вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде
> грехи  свои,  дабы  чиста  была  жертва ваша... Ибо таково изречение
> Господа:  на  всяком  месте  и  во всякое время должно приносить Мне
> жертву  чистую'  {гл.  14}.  Жертвой  называет Евхаристию св. Иустин
> Мученик:    'Итак,   Бог вперед засвидетельствовал,  что Ему приятны
> все  жертвы  во имя Его,   которые повелел совершать  Иисус Христос,
> то  есть  которые  на  всяком  месте  земли  приносятся  христианами
> в  Евхаристии  хлеба  и чаши' {Разговор с Трифоном иудеем, гл. 117}.
> Жертвой   Евхаристию  называет  св.  Ипполит  Римский  {Апостольское
> предание, гл.4,10}.

> У    отцов   Церкви   IV   века   понятие   евхаристической   жертвы
> конкретизируется, в особенности это касается отцов Сирийской Церкви,
> учение   которых   о   Евхаристии   можно   назвать  евхаристическим
> богословием,  потому  что  <это  учение> оказывается непосредственно
> связанным   с  учением   Церкви   о  двух   природах   Богочеловека.
> В зависимости от того, какая природа во Христе выступает на передний
> план  в  представлении  богослова - Божественная или человеческая, -
> само  участие  Христа  в  Евхаристии  представляется  активным  или,
> наоборот,    пассивным.    Там,   где  св.  Иоанн  Златоуст  говорит
> о  присутствии  Христа  в Евхаристии  Своей  божественной  природой,
> он   называет   совершителем   данной   Евхаристии   Самого  Христа,
> священнодействующего  же  епископа  или  священника  - только слугой
> Христа. В беседе 'На предательство Иуды' св. Иоанн Златоуст говорит:
> 'Не  человек  претворяет  предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам
> распятый  за  нас  Христос.  Представляя Его образ, стоит священник,
> произносящий  те  слова, а действует сила и благодать Божия' {Беседа
> 1-я о предательстве Иуды  ...}.      В  другом месте   он   говорит:
> 'Кто  сотворил  их  на  той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем
> место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос' {Гомилия
> 82-я  на  Матфея  ...}.  Когда же в богословии выступает на передний
> план   человеческая  природа  Христа,   Златоуст говорит:  'Разве мы
> не   приносим  (жертву)  каждый  день?  Приносим,  но  мы  совершаем
> воспоминание  о смерти Его, и эта жертва одна, а не много. Как одна,
> а  не  много?  Так,  что она принесена однажды, подобно той, которая
> была  приносима  во  святом  святых. Та была прообразом, и эта ее же
> образ.  Мы  постоянно  приносим  одного и того же Агнца, а не одного
> сегодня,  а  другого  завтра,  но  всегда  одного  и  того же. Таким
> образом,    эта  жертва одна.  Хотя она приносится во многих местах,
> но  разве  много Христов? Нет,  один Христос везде,  и здесь полный,
> и   там  полный,   одно Тело Его.  И как приносимый во многих местах
> Он   одно  Тело,  а  не  много  тел,  так  и  жертва  одна.  Он  наш
> Первосвященник,  принесший  жертву,  очищающую нас. Ее приносим и мы
> теперь,  тогда  принесенную,   но  не оскудевающую.  Это совершается
> в  воспоминание  бывшего  тогда:  "Сие  творите,  - сказано, - в Мое
> воспоминание".  Не другую жертву,  как тогдашний Первосвященник,  но
> ту   же   мы  приносим  постоянно,  или,  лучше  сказать,  совершаем
> воспоминание жертвы' {Беседа 17-я на Послание к евреям ...}.

> Итак, по учению Златоуста, евхаристическая жертва, совершаемая всюду
> и  ежедневно,  остается  всегда  одной и той же, потому что в жертву
> всегда приносится один и тот же Агнец Божий. Поэтому она не является
> какой-то новой жертвой, но одна и та же, и так как Голгофская жертва
> была неоскудевающей, то и данная не служит к ее восполнению.

> Заметим,  что  эти  два  богословских аспекта в понимании содержания
> Евхаристии  - как совершаемой Самим Христом и совершаемой Церковью -
> позднее  получили  отражение  в  молитве  'Никтоже достоин', которую
> священник  читает  перед  перенесением  на  престол  хлеба  и  вина,
> приготовленных  для  Евхаристии,   где сказано:  'Ты бо еси приносяй
> и   приносимый,   приемляй   и   раздаваемый'.  В  одной  из  анафор
> <{анафора, греч.  возношение  - центральная молитва литургии}>
> александрийского    происхождения,   надписанной   именем   Григория
> Богослова,  это  место  изложено  еще  более  пространно: 'Ты бо еси
> святяй   и   освящаемый,    приносяй  же   и  приносимый,   приемляй
> и приемлемый, даяй и раздаваемый' {}.

> Но  если  Златоуст  называет Евхаристию воспоминанием,   то он имеет
> в  виду  не  то,  что  обычно  принято называть этим словом, а нечто
> большее.   Под  воспоминанием  он  подразумевает  созерцание  смерти
> Христовой  и  трепет  души,  в  виду  совершаемого по слову Господа.
> Поэтому     он   часто   называет   Евхаристию   страшной   жертвой,
> огнем  опаляющим.  'Размышляй  о приобщении этой страшной трапезы, -
> говорит Златоуст, - о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе
> его,   и  о  том,   какая  требуется  от приступающего душа,  чистая
> от  всякой  скверны  и  нечистоты  и  изгнавшая  из себя беззаконные
> помыслы' {Гомилия 24-я на Бытие ...}.
                        [ Николай Успенский. АНАФОРА
                          www.krotov.info/libr_min/u/uspen_n3.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:13-22; Лк.9:18-22;
          эпизод N85 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#85)



 -> свящ. Александр Мень:
    "Бог усмотрит Себе ягненка для всесожжения"
          www.messia.ru/rasylka/003/398.htm#0
 -> Клайв Стейплз Льюис о страдании по воле Божьей
      и ответе на вопрос "Если Господь всеведущ, Он знал,
          что сделает Авраам; так зачем же Он его мучил?"
                    www.messia.ru/rasylka/003/341.htm#0
 -> Антоний Блум: 'Дело Авраама - безграничное доверие Богу'
                       www.messia.ru/rasylka/002/117.htm#0
 -> Доминик Бартелеми об Аврааме
         www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0

 -> В.Н.Кузнецова: Христос, Помазанник
         www.messia.ru/rasylka/004/746.htm#0


    
Чтения пятницы в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050415/orth

Чтения субботы в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050416/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/15.htm
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/16.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Христос вступил не в рукотворное святилище,
 которое есть не более чем отпечаток истинного,
 но в само небо,
 и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.
 Он также не приносит Себя в жертву многократно,
 как это делает первосвященник,
 ежегодно входящий в святилище с чужой кровью,
 иначе Ему пришлось бы страдать множество раз
 с тех пор, как был сотворен мир.
 Но Он явился один раз, в самом конце веков,
 чтобы удалить грех Своей жертвой.
 Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд,
 так и Христос, однажды принесенный в жертву,
 чтобы унести грехи множества людей,
 во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом,
 но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:24-28)
                                * * *
*Спустя некоторое время после этих событий
 Бог подверг Авраама испытанию.
 - Авраам! - сказал ему Бог.
 - Да! - отозвался Авраам.
 И Бог сказал:
 - Возьми своего сына - единственного, любимого - Исаака,
   и иди с ним в землю Мориа.
   Там, на гор`е, которую Я укажу тебе,
   ты принесешь его в жертву всесожжения.
 Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака,
 нарубил для всесожжения дров и отправился в путь -
 к тому месту, о котором говорил ему Бог.
 На третий день пути он увидел вдали это место.
 - Побудьте здесь, постерегите осла, - сказал он слугам. -
   А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся к вам.
 Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку.
 Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше - вдвоем с Исааком.
 Исаак окликнул Авраама:
 - Отец!
 - Да, сынок? - отозвался Авраам.
 Тот спросил:
 - У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?
 - Сынок, - сказал ему Авраам, -
 Бог видит, где ягненок для всесожжения!
 И они шли дальше, вдвоем.
 Дойдя до места, о котором говорил ему Бог,
 Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова.
 Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник,
 достал нож и занес над сыном.
 И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень:
 - Авраам, Авраам!
 - Да! - отозвался тот.
 - Не поднимай на него руки, - сказал ангел, -
   ничего ему не делай!
   Теперь Я знаю, что ты боишься Бога -
   ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына!
 И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях.
 Он подошел, взял барана
 и принес его в жертву всесожжения вместо сына.
 Место, где всё это было, Авраам назвал Яхв`е-Ирэ.
 (Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно.')
 И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба:
 - Самим Собою клянусь, - говорит Господь:
   за то, что ты это сделал - не пожалел отдать единственного сына -
    Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков,
    числом - как звезды на небе, / как песок на морском берегу.
   И падут пред твоими детьми вражеские врата!
   Благословеньем будут дети твои для всех народов земли -
   за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18, новый перевод РБО)

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1121.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»