=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

*  4 апреля    ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста.
   {память прп. Марии Египетской}

  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *.

*  5 апреля    ст.ст., пн 6-й седмицы Великого поста.

церковные чтения (паремии):
# Ис.48:17-49:4  [Пророк от имени Бога возвещает,
                  что только благочестивые израильтяне освободятся
                  из вавилонского плена; язычникам возвещается, что
                  Бог избрал израильский народ для исполнения
                  Своих особых намерений.]
# Быт.27:1-41    [Благословение Исааком Иакова вместо Исава;
                  благословение им Исава; вражда Исава против Иакова.]
# Притч.19:16-25 [О значении благотворительности (16-17,22).
                  Об обязанности отца учить и воспитывать сына,
                  и об обязанности сына слушать наставления отца,
                  чтобы быть мудрым (18-20).
                  О страхе Божьем (23); о вреде лености (24);
                  о пользе наказаний и обличений (18,25).]



> <...>  Под "воспоминанием" <Иоанн Златоуст> подразумевает созерцание
> смерти  Христовой  и  трепет  души,  в  виду  совершаемого  по слову
> Господа.  Поэтому  он  часто  называет  Евхаристию страшной жертвой,
> огнем  опаляющим.  'Размышляй  о приобщении этой страшной трапезы, -
> говорит Златоуст, - о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе
> его,   и  о  том,   какая  требуется  от приступающего душа,  чистая
> от  всякой  скверны  и  нечистоты  и  изгнавшая  из себя беззаконные
> помыслы' {Гомилия 24-я на Бытие ...}.

(продолжение)
> О  таком же созерцании Евхаристии говорит св. Ефрем Сирин: 'Последуй
> за  Ним  на  ту вечерю, на которой Он преподал Своим ученикам святые
> Тайны.  Как  благоразумный  наблюдай, как и ноги омывает ученикам...
> Всмотрись  в  это, брат, и, прославляя, поклоняйся Его благоволению.
> Обрати  внимание,  как,  благословляя  хлеб, преломляет его во образ
> собственного  Своего пречистого Тела, и как опять благословляет чашу
> во  образ   Крови,   и дает Своим ученикам  -  и будь сопричастником
> Его  Тайн.  И,  исшедши  оттуда,  войди  со  своим  Владыкой во двор
> беззаконного  Каиафы...  последуй  за  Ним  и  на  крестное место...
> смотри,    как  кровь   и  вода истекли из ребра Его,  на искупление
> души  твоей,  брат.  Смотри внимательно,  где Его полагают,  утренюй
> с  женами   ко  гробу   Его,  узри ангелов там предстоящих,  слушай,
> что  ангелы  говорят  женам: 'Он воскрес, как сказал'. Смотри на это
> как  благоразумный,     совершенный,     несомненно    веруя,    что
> совершившееся  -  истинно.  Ибо, если всего этого не созерцаешь ясно
> очами  веры,  то  не  можешь  возвыситься  с земли на небо и духовно
> взирать  на  страдания  Христа'  {}.  'Огонь  и  дух  даровал Он нам
> телесным есть и пить, то есть Тело Свое, а также и Кровь' {}.

> Конечной   целью   совершения   Евхаристии   является  не поклонение
> Телу Христову, не культ Божественного Тела, как учило схоластическое
> богословие,  а  причащение этого Тела и Божественной Крови, которыми
> каждый соединяется со Христом и все мы вместе составляем  Его  тело.
> О  значении причащения Святых Тайн Златоуст говорит: 'Помысли, какой
> чести  ты  удостоен, какой наслаждаешься трапезой!... Делаемся одним
> телом и одной плотью со Христом... Сам питает нас собственной Кровью
> и  через  всё соединяет  нас  с Собой' {Гомилия на Матфея 82-я ...}.
> О  том  же  св.  Иоанн  Дамаскин говорит:   'Так как мы  причащаемся
> от  единого  хлеба,  то все делаемся единым телом Христовым и единой
> кровью  и  членами  друг  друга, составляющими одно тело со Христом'
> {Точное изложение православной веры, с. 225}.

> В  толковании на слова апостола Павла: 'Хлеб, который мы преломляем,
> не есть ли общение (koinwnia) Тела Христова?' - Златоуст спрашивает,
> почему  апостол  употребил  это  слово,    а  не  metoci  (участие),
> и   разъясняет,   что  первое означает высшее,  внутреннее единение.
> 'Как тело соединено со Христом, так и мы через этот хлеб соединяемся
> с   Ним.   Что   такое   этот  хлеб?  Тело  Христово.  Чем  делаются
> причащающиеся?    Телом  Христовым' {Гомилия 24-я на Первое послание
> к коринфянам ...}. Далее Златоуст объясняет, почему важно причащение
> Телом  Христовым.  'Он  не  просто  дал Свое тело, но вместо прежней
> плоти,     которая,    по  естеству   своему   происходя  из  земли,
> была  умерщвлена  грехом  и  лишена  жизни,  Он принес, так сказать,
> другой   состав  и  другую  закваску,   Свою  плоть,   которая  хотя
> по  естеству  такая  же,  но  чужда  греха и исполнена жизни, и всем
> преподал  ее,  чтобы,  питаясь  ею  и  отложив  прежнюю,  мертвенную
> (плоть),   мы   уготовились   посредством   этой   трапезы  в  жизнь
> бессмертную'  {там  же}.  На  то  же значение причащения Святых Тайн
> указывает св. Ефрем Сирин: 'Хлеб Твой умерщвляет того лютого Гелиона
> {<=дьявола>},  который сделал нас своим хлебом. Чаша Твоя истребляет
> смерть,  которая, я вижу, пожирает наш род.  Тебя, Господи,  мы едим
> и пьем, не с тем, чтобы Ты исчезал, но чтобы нас восстанавливал' {}.

> Эту же цель причащения Святых Тайн Златоуст излагает в своей анафоре
> словами:  'Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление
> грехов,  в  приобщение  Святаго  Твоего Духа, во исполнение Царствия
> Небеснаго,   в  дерзновение еже к Тебе,  не в суд или во осуждение';
> а св. Василий Великий словами: 'Нас же всех, от единаго хлеба и чаши
> причащающихся,  соедини  друг  ко  другу,  во  единаго  Духа Святаго
> причастие: и ни единаго нас в суд или осуждение сотвори причаститися
> святаго  Тела  и  Крове  Христа  Твоего:    но  да  обрящем  милость
> и  благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, праотцы,
> отцы,  патриархи,  пророки,  апостолы,  проповедники, благовестники,
> мученики,  исповедники,   учительми,   и  со всяким духом праведным,
> в вере скончавшимся'.

> Спасительное значение причащения Святых Тайн делало его обязательным
> для  всех  участников  Евхаристии.  Св.  Иустин  Мученик  в описании
> Евхаристии  говорит:    'Так  называемые у нас диаконы дают  каждому
> из   присутствующих   причащаться   хлеба,   над  которым  совершено
> благодарение,     и  вина  с  водой,   и  относят  к  тем,   которые
> не  присутствовали'  {Апология 1-я, гл. 65}.  Более того, в условиях
> гонения  многие  христиане  причащались  ежедневно  Святыми  Дарами,
> принесенными   из   евхаристического   собрания.   Об  этом  говорит
> Тертуллиан  {О молитве, гл. 19}.    Св.  Василий Великий  об этом же
> писал:  'Хорошо  и  преполезно  каждый  день приобщаться и принимать
> святое  Тело  и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит:
> ядый  Мою  Плоть  и пияй Мою Кровь имать  живот вечный...   Впрочем,
> мы  приобщаемся  четыре  раза  каждую  седмицу:    в день Господень,
> в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память
> какого святого'
> {Письмо 89 (93) к Кесарии, жене Патриция, о приобщении ...}.

> Наряду  с этим в том же IV веке имели место уклонения от причащения,
> против  чего Церковь принимала законодательные  и  пастырские  меры.
> Из  законодательных  известны  9-е  правило  Апостольское, гласящее:
> 'Всех   верных,    входящих  в  церковь  и  Писания  слушающих,   но
> не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние
> в  церкви  производящих,   отлучати подобает от общения церковного',
> и  правило  2-е  Антиохийокого  собора  (341  г.):   'Все,  входящие
> в церковь  и слушающие Священные Писания,  но,  по некоему уклонению
> от  порядка,   не участвующие в молитве с народом  или отвращающиеся
> от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви'.

> Многие  из  уклоняющихся от св. Причастия объясняли это своим личным
> недостоинством.   Св.   Иоанн  Златоуст  по  этому  поводу  говорил:
> 'Приступая  к  причащению  через год, неужели ты думаешь, что сорока
> дней  тебе  достаточно  для  очищения  твоих  грехов  за всё  время?
> А  потом,   по  прошествии  недели,   опять  предаешься  прежнему?..
> И   думаешь   умилостивить Бога?..  Ты шутишь,  человек!  Говорю это
> не  с  тем,  чтобы  запретить вам приступать однажды в год, но более
> желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам' {}.

> Нечто  подобное  передает св. Иоанн Кассиан Римлянин в собеседовании
> аввы  Феоны: 'Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны
> уклоняться   от  святого  Причастия...  И кто чище будет духом,  тот
> тем  более  видит  себя  нечистым, более находит причины к смирению,
> нежели  к  возношению...  Мы  не  должны  устраняться  от причащения
> Господня  из-за  того,   что  сознаём себя грешниками,  но еще более
> и  более  с  жаждой  надобно поспешить к Нему  для уврачевания  души
> и  очищения  духа,  однако  ж с таким смирением духа и верой, чтобы,
> считая  себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше
> врачевства  для  наших  ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно
> принимать   причащение,    как  некоторые  делают,   которые,   живя
> в  монастырях,  достоинство,  освящение  и  благотворность  небесных
> таинств  оценивают  так,  что думают, что принимать их должны только
> святые,  непорочные.  А лучше бы думать, что эти таинства сообщением
> благодати делают нас чистыми и святыми' {}.
                        [ Николай Успенский. АНАФОРА
                          www.krotov.info/libr_min/u/uspen_n3.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;
          эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122)




 *-> Яков Кротов: просьба сыновей Зеведеевых...
          www.messia.ru/rasylka/004/747.htm#0
 *-> Другие его размышления:
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_20.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm
 *-> Комментарий В.Н.Кузнецовой на Мк.10:35-45
          www.messia.ru/rasylka/003/400.htm#0

 *-> митр. Антоний Блум: 2 проповеди о прп. Марии Египетской:
     www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01 (1977г.)
     www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 (1990г.)

 *-> Свящ. Александр Шмеман: ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА
         www.messia.ru/rasylka/002/038-44.htm#N43
 *-> митр. Антоний Блум: МЫСЛИ О ПОСТЕ (15.IV.2000)
     www.mitras.ru/archive/050416.htm


Чтения воскресенья в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050417/orth?cont=rv_ru

Чтения понедельника в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050418/orth

Эти дни в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/17.htm
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/18.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.
 Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим".
 Он спросил: "Что для вас сделать?"
 Они ответили:
 "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен,
  сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую".
 Иисус сказал им:
 "Вы не знаете, чего пр`осите.
  Можете выпить чашу, которую Я пью,
  или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?"
 Они ответили: "Можем".
 Но Иисус сказал им:
 "Чашу, которую Я пью, вы выпьете
  и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
  А сесть по правую руку Мою или по левую -
  дать это не в Моей власти:
  там сядут те, кому предназначено Богом".
 Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна,
 они стали возмущаться.
 Но Иисус, подозвав их, сказал:
 "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними
  и великие ими полностью распоряжаются.
  Но у вас пусть будет не так!
  Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой,
  и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом.
  Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
  а чтобы служить и отдать Свою жизнь
  как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45)
                                * * *
*Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее.
 Много замыслов в человеческом сердце,
                                 но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
 В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца.
 Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит спокойно,
                                              и беда его не постигнет.
 Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.*
                                (Пр.19:20-24, новый перевод РБО)

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1122.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»