Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 10 апреля ст.ст., Лазарева суббота литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45. > <...> христианская доктрина учит особому отношению к смерти. Обычный > человеческий разум выбирает одно из двух отношений. Можно считать, > как и стоики, что смерть ничего не значит и ужасаться ей нечего. > Можно считать, как и считают в простой беседе и в современной > философии, что смерть - страшнейшее из зол (). Первый взгляд просто > отрицает, второй просто подтверждает нашу инстинктивную тягу > к самосохранению; и христианство не связано ни с тем, ни с другим. > Учение его сложнее. С одной стороны, смерть - победа сатаны, > возмездие за грех, последний враг. Христос плакал над Лазарем > и скорбел в Гефсимании, ибо жизнь жизней, обитавшая в Нём, гнушалась > этой крайней гнусностью не меньше, чем мы, а больше. С другой > стороны, мы крестились в смерть Христову, исцеляющую грех. > Как теперь говорится, смерть амбивалентна: она - грозное оружие > и Господа и сатаны, она свята и нечестива. В ней - и наша худшая > беда, и наша высшая награда и надежда. Христос решил победить ее - > и ею побеждал, поправ смертью смерть. * * * > Воскрешение Лазаря не похоже на Воскресение Христа, потому что > Лазарь просто вернулся к прежней, обычной жизни. Как и прочие > чудеса, чудо это не оскорбляет чувства уместности: Тот, > Кто воскресит всех в последний день, сделал то же самое "в малом > масштабе". Воскрешение Лазаря относится к всеобщему воскресению, > как превращение воды в вино к ежегодному созреванию винограда > или умножение пяти хлебов к бесчисленным золотым нивам. > Когда человек умирает, органическая материя сползает > в неорганическую. Здесь процесс пошел обратным ходом. А при всеобщем > воскресении обратным ходом пойдет всё - материя ринется по зову духа > к высшей упорядоченности. По-видимому, нелепо думать, что каждый дух > получит свои, прошлые частицы. Начнем с того, что частиц на всех > не хватит - все мы ходим в чьей-то одежде, и в вашем подбородке > есть атомы, служившие многим людям, псам, угрям и динозаврам. > Да и при жизни мы пользуемся не одними и теми же частицами; форма > у нас едина, материя в ней текуча. Мы подобны не камню, а изгибу > волны. > Чудо о Лазаре провозвещает новую, преображенную природу, потому что > в нашей, нынешней, обратного хода просто нет и не будет. > После смерти никогда не возрождается этот, данный организм. Так же и > в неорганической природе: она никогда не восстанавливает порядок. > "Природа не знает колебаний", - говорит профессор Эддингтон. Здесь, > у нас, организмы теряют организованность. Они уходят в смерть > и в энтропию, в чём, собственно, и заключается тщета, суета, > непрочность природы. Движением от большего порядка к меньшему часто > определяют направление времени. Мы почти что вправе определять > будущее как время, когда живое будет мертвым, порядок - беспорядком. > Однако сама энтропия показывает нам, что она универсальна в таком-то > неполном, неабсолютном смысле. Если нам говорят: "Шалтай-болтай > свалился во сне", мы сразу чувствуем, что это - еще не всё: должна > быть хотя бы строчка о том, как Шалтай-болтай приземлился, и строчка > о том, как он сидел на стене. Если бы дезинтеграция порядка > составляла всю реальность, откуда брался бы сам порядок? > По-видимому, было время, когда шла интеграция. Мы, христиане, > считаем, что время это возвратимо. Шалтай-болтай вернется на стенку, > мертвое снова обретет жизнь, а может быть - весь неорганический мир > будет заново упорядочен. Или Шалтай-болтай не достигнет земли (руки > Господни подхватят его в воздухе), или он достигнет, но его соберут > и поднимут на новую, лучшую стену. Конечно, наука не знает никакой > королевской рати, которая в состоянии собрать его, но от науки этого > и ждать нельзя. Она основана на наблюдении, а наблюдаем мы > исключительно Шалтай-болтая в воздухе. [ Клайв Льюис. ЧУДО. (XIV,XVI) www.krotov.info/library/l/lewis/005chudo.html ] ССЫЛКИ (о воскрешении Лазаря): * Cвящ. Александр Мень: Лазарева суббота и Вербное воскресенье www.messia.ru/rasylka/004/753.htm#0 * Митр. Антоний Блум: Христос - Господин над смертью! www.messia.ru/rasylka/003/405.htm#0 * Свящ. Александр Шмеман: Воскрешение Лазаря - сегодня! www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N50 * Р.Гвардини о воскрешении Иисусом Лазаря - в 5 и 10 главах 2-й части кн. "Господь" www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html (Человеколюбие Иисуса. 3 воскрешения, совершенные Иисусом. К чему это, если смерть по-прежнему царствует в мир? / Свобода Иисуса в отношении к смерти) * Свящ. Александр Мень в кн. "Сын Человеческий" www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_12.html ** Тексты правосл. богослужения Лазаревой субботы: krotov.info/libr_min/worship/triodi/070.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050423/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/23.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Господи, глас Твой разрушил адову власть, и владычественное слово Твое подняло из могилы четверодневного, и стал Лазарь проображением спасительным жизни вечной. Всё возможно Тебе, Владыко всех, Царь; даруй рабам Твоим очищение, и велику милость! *Господи, убедить хотя учеников Твоих в Твоем из мертвых воскресении, к гробнице Лазаря пришел Ты; и когда позвал Ты его, ад покорился, и отпустил четверодневного пленника, восклицая Тебе: "Благословенный Господи, слава Тебе!" *Cтав перед гробницей Лазаря, Спасе наш, и позвав мертвого, словно от сна воскресил Ты его: стряхнул тление мановением нетления, и был выведен словом связанный пеленами. Всё Ты можешь, всё Тебе служит, Человеколюбче, всё повинуется Тебе, Спасе наш, слава Тебе! *Душеполезную завершив Четыредесятницу, воскликнем: радуйся, город Вифания, отечество Лазарево! Радуйтесь, Марфа и Мария, его сестры, ибо поутру Христос приходит оживить Своим словом умершего брата, и Его глас услышав, горький и ненасытный ад, страхом вострепетав и громко застонав, отпустит Лазаря, пеленами обязаного, Его чудесам собор еврейский удивился; с пальмовыми ветвями Его встретят, будут восхвалять Его дети, а отцы ревновать будут. Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!* (из Постной Триоди, рус.пер.) * * * "... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом. Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ... Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.12:28-29;13:8) |
||||
|
||||
|
|
![]() |