Милость
и мир да будут с вами полной мерой —
* 11 апреля ст.ст., Вербное (пальмовое) воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. литургические чтения: Флп.4:4-9; Ин.12:1-18 *. > Вход Господень в Иерусалим - один из самых трагических праздников, > который нам приходится пережить. В нём, как будто, всё двоится. Есть > ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть > какая-то глубина этих событий, которая почти неприметна и уже носит > на себе печать Страстей Господних. > Внешне - торжество. Господь въезжает в Иерусалим, как царь, на Нём > исполняется пророчество: Ликуй от радости, дщерь Иерусалима, Царь > твой грядет к тебе... кроткий, сидящий на ослице (см. Зах.9:9). > Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель > видел проявляющуюся в Нём славу Божию, встречает Его ликующе. > Невзирая на негодование первосвященников, фарисеев, книжников, > на сопротивление политических вождей, люди встречают Его > с восторгом, постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя > одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат: Осанна Сыну Давидову! > Благословен Грядущий во имя Господне!.. (Мф.21:9). И казалось бы, > это торжественное шествие; казалось бы, мы можем ликовать вместе > с народом. Но когда мы вдумываемся в события последующих дней, > мы видим какое-то трагическое недоразумение, потому что > это торжество, эта радость народная непонятным, как будто, образом > через несколько дней превращается в ярость, в ненависть толпы, > которая перед Пилатом будет кричать: 'Распни, распни Его! Не Его - > Варавву нам отдай!..' > Понять это можно только так, мне кажется. Как бы глубже слоем, > чем внешнее торжество, это событие несет печать глубинного > недоразумения. Встречают Христа как царя, ожидают в Нём > политического вождя. До сих пор Он скрывался, теперь Он открыто > въезжает в город со Своими учениками. И люди думают, > что приближается время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, > когда настанет время политической, государственной и общественной > независимости еврейского народа, когда наступит время возмездия > язычникам, мести Израиля, когда он воцарится, восторжествует. Народ > ожидает, что кончается время его унижения и начинается слава - > последняя, победная слава Израиля. > А Христос вступает в Иерусалим как кроткий Царь, Царство Которого > не от мира сего. Он пришел принести это Царство в сердца > человеческие, Он пришел установить новое Царство, от которого > страшно становится человеческому сердцу, потому что оно - Царство > совершенной, самоотверженной любви, самоотречения, Царство > изгнанничества ради правды и ради истины, Царство, которое всецело > в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что в чьих-то > сердцах - немногочисленных или многих - единственным Царем является > Господь Бог. Люди ожидали от Него земной победы, обеспеченности, > покоя, устойчивости; Христос им предлагает оторваться от земли, > стать бездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое > и самому человеку бывает так страшно... > И вот, эти люди, которые недавно встречали Его с таким торжеством, > восстают на Него с таким негодованием и ненавистью, непримиримой > ненавистью, потому что Он обманул все их надежды. Жить без надежды > человек едва ли может; но воспламениться надеждой, когда она > уже угасла - и увидеть эту надежду поруганной порой бывает > невыносимо. И тот, кто явился причиной такого поругания, падения > последней надежды, едва ли может надеяться на милость человеческую. > Это и случилось со Христом. [ митр. Антоний Сурожский. Проповедь ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ www.mitras.ru/archive/030420.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.26:6-13; 21:1-11; Мк.14:3-9; 11:1-11; Лк.19:29-44; эпизоды NN128-129 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#128) > ============== ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: > * Еще проповеди митр. Антония: www.mitras.ru/archive/050423.htm (только что впервые опубликованная!) www.mitras.ru/inname/in_92.htm www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#16 * Яков Кротов: Мария увидела, что Иисус уже начал умирать... www.messia.ru/rasylka/003/409.htm#0 (сокращ.) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm * В.Кузнецова излагает возможную причину возмущения Иуды: www.messia.ru/rasylka/004/706.htm#stormzov * Яков Кротов: Современному человеку не хватает в евангельском повествовании психологизма... www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_13.htm * Он же: что мы празднуем, отмечая Вход Господень в Иерусалим? www.messia.ru/rasylka/003/406.htm#0 * Он же: Хвала младенцев... www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N51 * Вениамин Айзенштадт: Ослик Христов (стихи) www.Krotov.info/libr_min/p/poezia/blachen.html#32 * Богослужебные тексты: по-славянски www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/071.htm русский перевод www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post6v.shtml Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050424/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/24.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Имеющий престолом небо / и подножием землю, Слово Бога Отца и Вечный с Ним Сын, Ты в сей день воссел смиренно на бессловесном молодом осле, в Вифанию придя. Потому дети еврейские, ветви держа в руках, восхваляли Тебя восклицанием: 'Осанна в вышних, / благословен Грядущий Царь Израилев!' *Станем и мы, весь новый Израиль, Церковь призванных из всех народов, взывать в сей день вместе с пророком Захарией: "Безмерно радуйся, дочь Сиона; / провозглашай, дочь Иерусалима, ибо вот, Царь Твой приходит к Тебе, кроткий и спасающий, воссевший на молодом осле, сыне подъяремной". Празднуй подобно детям, держа ветви в руках, / возноси Ему хвалу: "Осанна в вышних, / благословен Грядущий Царь Израилев!" *Всесвятой Дух, Апостолов научивший говорить иными необычными языками, Он же не знающим зла детям еврейским повелевает взывать: 'Осанна в вышних, / благословен Грядущий Царь Израилев!' *Когда входил Ты, Господи, во святой город, восседая на осленке, Ты с готовностью шел к страданию, во исполнение Закона и Пророков. Дети же еврейские победу воскресения предвозвещая, Тебя встречали с ветвями и побегами пальм и возглашали: 'Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!' *Радуйся и веселись град Сион, / ликуй и торжествуй Церковь Божия! Ибо вот, пришел Царь Твой праведный, / восседающий на молодом осле и детьми приветствуемый в песни: 'Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!' *В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе - Победителю смерти воззовем: 'Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!' *Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим и в песнях восклицаем: 'Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!' *Как дети с ветвями, чистыми душами мысленно Христа с верою восхвалим, / громогласно взывая Владыке: "Благословен Ты, Спаситель, в мир пришедший, чтобы спасти Адама от древнего проклятия, став новым, духовным Адамом, по Своему благоволению, Человеколюбец. Всё к полезному устроивший, / Слово Божие, слава Тебе!" *Так как Ты, Бессмертный, ад связал, и смерть умертвил, и мир воскресил, дети с ветвями пальм / восхваляли Тебя, Христе, как победителя, взывая в сей день Тебе: "Осанна Сыну Давидову! Ведь более не будут, - говорят они, - избиты младенцы за Младенца, Сына Мариам, но за всех, - детей и старцев, / Ты Один принимаешь распятие. Не будет больше угрожать нам меч: / ибо Твои ребра пронзит копье. Потому мы, радуясь, возглашаем: Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!". *Общее воскресение прежде добровольного Твоего страдания показав в удостоверение всем, Христе Боже, Лазаря в Вифании, мертвого уже четыре дня могущественной силою Твоею Ты воскресил; а слепым Ты зрение даровал, Спаситель, как Податель света; и во град святой с учениками Твоими вошел, чтобы исполнить проповедь пророков, сидя на молодом осле, как бы на Херувимах носимый; и дети еврейские с ветвями маслин и пальм / выходили Тебе навстречу. Потому и мы, ветви маслин и пальм держа, благодарственно Тебе взываем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!"*{&} (стихиры и тропари праздника в переводе А.Тимрота*, {&} с измененииями) * * * *Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь! Пусть все видят вашу кротость. Господь уже близко! Ни о чём не заботьтесь. Но если есть у вас в чём-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу. И тогда мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий ум, сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом. И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы. Делайте то, что выучили, что переняли, что услышали, что узнали от меня, и Бог, источник мира, будет с вами.* (Флп.4:4-9) |
||||
|
||||
|
|
![]() |