=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

 

* 24 июня      ст.ст., чт
  (седмица 3-я по Пятидесятнице, Петров пост) -
  Рождество Иоанна Крестителя;
  литургические чтения: Рим.13:12-14:4; Лк.1:24-25,57-68,76,80.



> По  свидетельству  Господню,    никто  рожденный   на  земле  не был
> так  велик,   как  святой  Иоанн  Предтеча.   И  когда  вдумываешься
> в  свидетельство  Евангелия о нём, действительно захватывает дух. Но
> не  только  дух  захватывает, - видишь в нём человека, который сумел
> так  беспредельно,    так  неограниченно  быть преданным своему Богу
> и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас
> примером  и  образом;   потому что каждый из нас в каком-то  смысле,
> по отношению к тем, кто его окружает, является так часто   предтечей
> Господним,    является   тем,    кого   Господь послал впереди Себя,
> чтобы  принести  людям слово и образ жизни,   который  приготовил бы
> их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем
> наше   свидетельство,   когда,  глядя на нас,  люди перестают верить
> и  в  наши  слова,  и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную
> ответственность.  Мы  не только сами живем в суд себе и в осуждение,
> но  мы  других не влечем за собой туда,   куда мы призваны их вести:
> к  радости,  к  той  радости,    которой  Господь  нам оставил залог
> и  которой никто не может отнять,  но которой никто,  кроме Господа,
> не может дать.

> Вспомним несколько из тех выражений,   которые  употреблены  Христом
> или  Евангелием  по  отношению к Крестителю Иоанну.  Первое,  что мы
> о нём слышим, это то, что он -  глас вопиющего в пустыне.  Пустыня -
> это  не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто
> в  человеческом  сердце пусто, в человеческой жизни пусто. Не только
> нет  содержания  вечного,  но  нет вообще такого содержания, которым
> можно  было  бы жить. И в этом отношении мы окружены - все - людской
> пустыней.  И  вот, в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю,
> свидетельствовать.

> Свидетельство  Иоанна  Крестителя  не  началось  словами. Раньше чем
> вернуться  к  людям и говорить, раньше чем властно требовать от них,
> чтобы  они  стали достойны своего звания человека,   он сам удалился
> в голую,  жаркую пустыню и остался один с самим собой,  лицом к лицу
> с  самим собой перед очами Божиими. Иногда и нам приходится остаться
> в  таком  одиночестве.  Бывает это, когда нас оставят ближние, когда
> сделается  вокруг нас пусто.  Бывает это,  когда нас тронет болезнь,
> и  тогда,   как  бы ни были мы окружены заботой,  мы чувствуем,  что
> мы  одиноки,  потому что мы стоим теперь перед лицом жизни и смерти,
> там,    где  каждый  человек  один за себя будет решать вопрос жизни
> и  смерти, не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся
> сами,  для  того чтобы прийти в себя, - и тогда мы знаем, как трудно
> бывает  остаться  одному  с  самим  собой,  если  к этому не привык.
> Делается  боязно;  тогда  открывается перед нашим собственным взором
> внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит
> войти.  Там будет одиноко,  там будет пусто,  там будет трудно жить,
> но  только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом Одним, сможем
> мы  вернуться  к  людям, никогда не теряя Бога и способными, победив
> себя, победить всё.

> И вот Иоанн в течение свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся
> со  своим  сердцем,  боролся со своей жизнью,  и вышел на проповедь,
> и засвидетельствован Богом как величайший <....>.   Он так сроднился
> с  волей  Божией,   так стал един с тем животворным словом,  которое
> ему  надлежит  произнести для спасения людей, для пробуждения людей,
> для  того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что
> он только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает
> его    гласом.   <...>    Иоанн   отверг   всё   земное   для  того,
> чтобы  принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь
> не  оставил  его  в  далекой  пустыне. Господь, когда стал с Иоанном
> неразлучным,    послал   его  к  людям,   чтобы и другие люди зажили
> той жизнью, которую познал Иоанн.

> И  вот  ставится  вопрос  перед  каждым из нас: есть ли во мне такая
> жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне?
> Когда  меня  люди  встречают,  они  загораются  ли?  Когда люди меня
> слышат,  трепещет  ли их сердце? - как Евангелие говорит о спутниках
> Эммаусских:   горело  сердце   в  них.  Когда люди видят нашу жизнь,
> разве   они  говорят о нас,  как говорили о первых христианах:  "Как
> они  друг друга любят!"  Разве слыша,  видя нас,  люди дивятся тому,
> что  у нас есть что-то,  чего ни у кого нет?  А если это так,  то мы
> не  пошли  даже  путем предшественника, мы не готовы принести Христа
> людям,  мы  не  готовы  даже  проложить  Ему дорожку, чтобы Он нашел
> как-то  путь  Себе.  А  мы  призваны  быть теми, кто готовит радость
> людям,  радость  встречи  с Богом, радость, которой никогда не будет
> конца   и  которой  никто,   ничто не может отнять.  Почему это так?
> Да потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя,
> мы  не  хотим  сходить  на нет. А вот что говорит Евангелие о Иоанне
> Крестителе.  Свидетельствуя  перед  людьми  о  том, кто он сам есть,
> Креститель  говорит:   мне  надо умаляться, на нет сходить, для того
> чтобы Он вырос в полную меру...  Сам он - только предтеча, он должен
> открыть  дверь  и отойти, так, чтобы о нем больше не вспомнили люди,
> вдруг увидев Христа и всё забыв в этой радости.

> Сходить  на  нет,  приготовив путь Господень... Кто из нас это умеет
> делать?   Кто из нас,  оживив чью-нибудь душу хотя бы добрым словом,
> не  хочет  остаться  в  этой  радости взаимного общения? Кто, сказав
> животворное   слово,   иногда  нечаянно,   когда  Господь  нам дает,
> не  хочет,   чтобы  вспомнили и никогда не забыли,  что было сказано
> это слово именно им?

> Креститель  о  себе  еще говорит:  я - друг жениха.  Что это за друг
> жениха?  В  древности, еврейской как и языческой, у жениха был друг,
> который  заботился  обо  всём  для брака, и который после совершения
> брака  приводил  к  брачной  комнате  невесту и  жениха,   оставался
> за   дверью   и  сторожил,  чтобы  никто  не  прервал  их  глубокой,
> таинственной  встречи  в дивной брачной любви. Он был другом, потому
> что  умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была
> совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна,
> они  остались  вдвоем,  и он был защитником этой встречи. Еще скажу:
> кто  из нас умеет так поступить с чужой радостью? Всё сделать, чтобы
> эта   радость   случилась,    всё   сделать,    чтобы  она  воссияла
> вечным  светом,  и  отойти,  уберечь  ее,  охранить  ее,  и остаться
> забытым  за закрытой дверью.

> <.....>

> И   вот,   перед  каждым из нас стоит этот образ Крестителя.  Каждый
> из  нас  друг  ко  другу,  к  каждому  другому, послан как предтеча,
> чтобы  сказать  слово  настолько чистое, настолько свободное от себя
> самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое
> наше  слово  мелким,  пустым,  ничтожным,  гнилым.  Делаем ли мы это
> с  готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой
> человек,  невеста  вечной жизни?.. А когда всё это сделано, готов ли
> я   сказать  с  радостью:   "Да,   пусть свершится последнее,  пусть
> и не вспомнят обо мне,  пусть жених и невеста встретятся,  а я сойду
> в  смерть, в забвение, вернусь в ничто?.." Готовы ли мы на это? Если
> нет  -   как   слаба  наша любовь даже к тем, кого мы  любим!  А что
> сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?.. Вот будем
> часто,  часто  вглядываться  в  этот величественный, но человеческий
> образ  Крестителя,  и  будем  учиться,  как живет настоящий, цельный
> человек,    и   попробуем  хоть в малом  так прожить,  изо всех сил,
> даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой
> силы.
                [ митр. Сурожский Антоний. СЛОВО О ПРЕДТЕЧЕ 1/VI/1968
                  www.mitras.ru/lubov/lub_vse_68.htm ]



 + * + * + * об Иоанне Крестителе + + + + + + + + + + + + + +
* Из Словаря святых Я.Кротова:                                +
  www.krotov.info/spravki/persons/01person/predtec_00217.html +
* Ганс Урс фон Бальтазар:                                     +
   Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях              +
          www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0             +
* свт. Софроний Иерусалимский                              +
  ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ                +
  www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html#2              +
* Словарь библейского богословия, 1970.                 +
   www.krotov.info/library/bible/comm/09i.htm#i10      +
* Прот. Сергий Булгаков                               +
  ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫХ В ПРАВОСЛАВИИ        +
  www.agnuz.info/book.php?id=386&url=page08.htm     +
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ++


Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/7.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Елизавете пришло время родить, и она родила сына.
 Соседи и родственники, услышав о том,
 какую великую милость явил к ней Господь,
 поздравляли ее.
 На восьмой день они пришли сделать обрезание ребенку
 и хотели назвать его Захарией, по отцу.
 Но мать возразила:
  - Нет, он будет зваться Иоанном.
  - Но в твоем роду нет никого с таким именем! - сказали они
 и стали знаками спрашивать отца ребенка, как тот хочет его назвать.
 Захария, попросив дощечку, написал: "Его имя - Иоанн".
 Все изумились.
 И в тот же миг к нему вернулась речь,
 он заговорил и стал прославлять Бога.
 Всех соседей охватил ужас,
 и по всей горной Иудее только об этом и говорили.
 И все, кто об этом слышал, задумывались и говорили про себя:
 "Кем же станет этот ребенок?"
 И действительно, с ним была сила Господня.
 Захария, его отец, исполнился Святого Духа и заговорил, пророчествуя:
  -  Восславим Господа - Бога Израиля!
     Он пришел на помощь к нам
      и дал свободу народу Своему;
     Он послал нам великого Спасителя
      из дома Давида, служителя Своего, -
     как обещал нам с древних времен
      устами святых пророков Своих, -
     Того, кто нас спасет от врагов
      и от всех, кто ненавидит нас.
     Он обещал быть милостивым к нашим отцам
      и помнить о святом Союзе Своем;
     клятвою клялся Он Аврааму, нашему праотцу,
      что от рук врагов Он избавит нас,
     и, никого не страшась, мы будем служить Ему,
      чтобы быть святыми и праведными в очах Его все наши дни.
     А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего,
      ибо будешь идти перед Господом, чтобы проложить Ему путь
     и возвестить народу Его, что он будет спасен
      и грехи его прощены.
     Наш Бог, исполненный любви и милосердия,
      пошлет нам светлую зарю с небес -
     она взойдет и озарит сиянием
      всех, кто живет во тьме, под сенью смерти,
     и путь укажет нам, ведущий к миру.
 А ребенок рос и становился крепче телом и духом.
 Он жил в пустынных местах до тех пор,
 пока не пришел его час явиться перед народом Израиля.*
                                        (Лк.1:57-80)
                                * * *
*Пророк и Предтеча пришествия Христова,
 достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя;
 ибо бесплодие родившей и немота отца окончились
 славным и священным твоим рождеством,
 и воплощение Сына Божия миру возвещается.*
         (Тропарь праздника, перевод: иером. Амвросий Тимрот)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»