=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

 

* 14 июля      ст.ст., ср
  (седмица 6-я по Пятидесятнице)
  литургические чтения: 1Кор.2:9-3:8; Мф.13:31-36 *.



> Обратимся  теперь  еще  к одной притче, где говорится о росте семян.
> Это  притча  о  горчичном  зерне,   которая встречается  и  у Марка,
> и  в общем источнике Матфея и Луки <(библеисты обозначают его "Q")>.
> В главном обе версии совпадают. Вариант Марка выглядит так:

> "Чему  уподобим Царствие Божие?   Или какою притчею  изобразим  его?
> Оно  -  как  зерно  горчичное,  которое,  когда сеется в землю, есть
> меньше  всех  семян  на земле; а когда посеяно, всходит и становится
> больше  всех  злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его
> могут укрываться птицы небесные" (4:30-32).

> Поскольку   Матфей  (13:31-32)   по  своему   обыкновению  объединил
> два  различных  источника  <(Q  и  Ев.  от  Марка)>,  версию Q проще
> восстановить по тексту Луки:

> "Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну
> горчичному,  которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло,
> и стало большим деревом,  и птицы небесные укрывались в ветвях его".
> <(Лк.13:18-19)>

> Только  Марк подчеркивает, как мало горчичное зерно {<...> горчичное
> зерно отнюдь не самое маленькое среди семян, которые использует
> человек. Вероятно, евангелист вставил это придаточное предложение,
> чтобы показать, как, по его мнению, следует понимать эту притчу:
> Церковь еще ничтожно мала, но в ней - зародыш Царства Божия.},
> что  выглядит весьма неуместно.   Если не обращать на это  внимания,
> то  смысл  притчи  в  том, что скромные начинания приводят к великим
> результатам.  В  обоих  вариантах  подчеркивается: дерево разрослось
> настолько,   что  смогло  стать  пристанищем  для  птиц.  Это  явная
> ветхозаветная  аллюзия.  В  Ветхом  Завете (Дан.4:9; Иез.31:6; 17:23
> {Иез 17-22-23 - "Возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу;
> с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой
> и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его,
> и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром,
> и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать
> в тени ветвей его". В этом ярко выраженном эсхатологическом отрывке
> говорится о будущем Израиля. В других местах (Успение Моисея, X.1
> и  далее)  оно связывается с наступлением Царства Божия.})   дерево,
> в  ветвях  которого укрываются птицы, символизирует великую империю,
> которая  защищает государства, находящиеся под ее властью. Поскольку
> она  встречается  уже  на самом древнем этапе формирования предания,
> который  нам  известен,  раньше,  чем  разошлись  линии,  к  которым
> принадлежат  Марк  и Q, у нас есть все основания считать, что именно
> здесь следует искать ключ к пониманию первоначального смысла притчи.

> Разбирая  другие  притчи  о  зерне,  мы  опирались на общий принцип:
> Царство   Божие   сравнивается  в  них  с  жатвой.  Значит,  следует
> предположить,  что  в  этой  притче Иисус утверждает: настало время,
> когда   каждый   может   получить   благословение   Царства   Божия.
> Тогда притча оказывается в одном ряду с притчей о званых на трапезу,
> куда  пригласили  нищих,  увечных,  хромых  и  слепых,  и  со  всеми
> высказываниями,   в  которых  Иисус объясняет,  почему Он обращается
> к  мытарям и грешникам.   Толпы презираемых и отверженных в Израиле,
> а возможно, и среди язычников,  слышат призыв Иисуса,  и это говорит
> о  том,  что  этап,  когда  развитие  шло  незаметно, заканчивается.
> Царство  Божие здесь; птицы, ища пристанища в тени дерева, слетаются
> к нему стаями.

> В  Q (Мф 13:33=Лк 13:20-21) притча о горчичном зерне  образует  пару
> с  притчей  о  закваске,    а   не с притчей  о семенах  и  всходах,
> как  у  Марка. Если связь между этими притчами существовала с самого
> начала,  нам  следует попытаться истолковать притчу о закваске в том
> же  ключе,  что  и  притчу  о  горчичном зерне. В этом случае акцент
> падает   на   завершение   сбраживания.  Этап,  когда  развитие  шло
> незаметно,  закончился  -  всё  тесто  перебродило,  Царство  Божие,
> которое подготовили пророки и Иоанн Креститель, настало.

> Однако  у нас нет уверенности, что притча о закваске с самого начала
> примыкала  к притче о горчичном зерне. Как мы уже видели, в предании
> об  учении  Иисуса  причти часто объединялись в пары,   но эти  пары
> не  всегда  оставались  постоянными.  Так  обстоит  дело  и в данном
> случае.   Вероятно,   первоначально   притча  о  семенах  и  всходах
> образовывала пару с притчей о горчичном зерне, как у Марка, а притча
> о закваске была независима.

> Если  допустить,  что  эта  притча  не имела пары и объяснение нужно
> искать,    не  прибегая  к помощи парной притчи,  всё сказанное выше
> не   выглядит   естественным   и  самоочевидным.  Вообще  "закваска"
> символизирует  разлагающее  дурное влияние. {} Именно в таком смысле
> употреблял   этот  образ  Иисус,  говоря  о  "закваске  фарисейской"
> (Мк.8:15  и  параллели).  По  аналогии  в  данном  случае она должна
> символизировать  нечто  такое,  что, размножаясь наподобие бактерий,
> оказывает  уже  не дурное, а благотворное влияние. Тогда нам следует
> предположить,      что,     сравнивая     Царство     с   закваской,
> Иисус  подразумевал,   что такое воздействие должно  оказывать  само
> Его  служение.  Такое понимание, близкое к современному истолкованию
> притчи, могло быть изначальным, если только эта притча не была тесно
> связана  с притчей о горчичном зерне. Следует отметить, что действие
> закваски   в   тесте   -   не   постепенный,   незаметный   процесс.
> Действительно,  сначала  закваска  "прячется" в тесте и кажется, что
> ничего  не  происходит;    но  вскоре  масса  начинает   подниматься
> и  пузыриться,  и  тесто  быстро сквашивается. Я полагаю, этот образ
> вполне  соответствовал  действительности.  Служение Иисуса и вправду
> было  подобно  закваске. В нем не было ничего, что воздействовало бы
> извне.     Сила   Царства   Божия  изнутри  пропитала   и   насытила
> ту  безжизненную  массу,  в  которую  к  этому  времени  превратился
> иудаизм.   Среди  прямых,  неметафорических высказываний ближе всего
> к  этой  притче  Лк.17:20-21:  "не  придет  Царствие Божие приметным
> образом,  и  не  скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот,
> Царствие Божие внутрь вас есть".
                        [ Чарлз Гаролд Додд. ПРИТЧИ ЦАРСТВА (VI)
                          // "Хиллтоп", б/г. стр. 138-41 ]

                          
        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мк.4:30-34; Лк.13.18-21.


 - к апостольскому чтению:
  +++ Свящ. Павел Адельгейм: Христос не может разделиться
                    www.messia.ru/rasylka/004/848.htm#0
  +++ Яков Кротов: Церковь: единство и разделенность
           www.messia.ru/rasylka/003/499.htm#0
      здесь же - другие ссылки о единстве Церкви!

  +++ Митр. Сурожский Антоний: стать глупым, чтобы стать мудрым?
                           www.messia.ru/rasylka/002/146.htm#0
  +++ Он же: Любовь к себе... надежда, вера... в себя
                www.messia.ru/rasylka/003/500.htm#0

 + + +      www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/063.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050727/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/27.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Раз среди вас есть соперничество и раздоры,
 разве это не значит, что вы плотские
 и ведете себя, как люди этого мира?
 Когда один говорит: "Я - Павлов", а другой: "Я - Аполлосов",
 то кто вы? Люди этого мира!
 В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?
 Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере,
 и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин.
 Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено. ...
 Пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ...
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше:
 и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир,
 и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше,
 но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу.* (1Кор.3:3-8,18,21-23)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»