Отправлено: 16-Aug-2005 9:53

Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 03 августа   ст.ст., вт
  (седмица 9-я по Пятидесятнице, Успенский пост)
  литургические чтения: 1Кор.12:12-26; Мф.18:18-22; 19:1-2,13-15.



> Говоря  о  Церкви,    мы  бываем  слишком  склонны   определять   ее
> в   терминологии   катехизиса,   в   привычных  для  нас  категориях
> человеческого общества, основанного Христом, собранного вокруг Него,
> объединенного общей верой, общими таинствами, общей иерархией, общим
> богослужением.  Все эти определения верны  -  и всё же для понимания
> и   знания   Церкви  недостаточны.  Причина  в  том,  что  катехизис
> первоначально   предназначался  для  людей,  которые  еще  не  стали
> христианами;  это  была подготовка к вхождению в Церковь, а не часть
> церковной  жизни  во  всей  ее  полноте.  Мы  находим  в  катехизисе
> определения,  пояснения,  доступные  для  тех, кто еще не переступил
> порога  Церкви:  для  оглашенных,  еще не приобщенных к таинственной
> литургии, к церковной молитве, этой словесной молитве тварного мира,
> которую  вместе  со  Христом  и  во  имя Христа приносит Живому Богу
> Церковь,     обладающая   самосознанием.    При  всей   правильности
> этих  определений  они  характеризуют Церковь только извне. Их можно
> сравнить с пояснениями, которые вы дали бы человеку, желающему найти
> какой-то  архитектурный  памятник.  Вы можете описать этот памятник,
> дать  почувствовать его значение, подчеркнуть его характерные черты:
> говоря  о храме, вы отметите определенные особенности здания - иные,
> чем при описании городской ратуши или казармы; но что бы ни дало вам
> такое  описание,  оно не введет вас внутрь здания. Так и определения
> катехизиса  не  вводят  нас внутрь Церкви. И это естественно, потому
> что  знание  Церкви  есть  прежде  всего  знание опытное. Как и всё,
> относящееся  к  области Божественного,   знание Церкви  составляется
> из  поклонения,    из  причастия  и  из  принадлежности  к ней.  Да,
> мы  объединены общей верой, у нас одни таинства, мы совершаем единое
> богослужение,    наша  иерархия  объединяет  нас  всех  и  сохраняет
> в   видимом  и  ощутимом  единстве.  Но  подлинная  природа  Церкви,
> глубинный опыт церковности определяются иначе.

> Прежде  всего, по слову апостола Павла, Церковь есть   тело Христово
> (Кол.1,24). Это одно из тех выражений, которые кажутся нам или столь
> привычными,    что   уже   утратили  свое содержание,  или наоборот,
> столь  странными, что ничего нам не говорят. Определение это связано
> не с понятием сочетания отдельных частей, которые впоследствии могут
> распасться,  а  с  понятием  Воплощения.  Мы - тело Христово в самом
> реальном  смысле,  в  смысле  известного  изречения:   Церковь  есть
> продолжение Воплощения. Каждый из нас - присутствие Христа в мире.

> Определение  Церкви  как  тела,  как  организма  позволяет нам сразу
> понять,  что  это единое целое, состоящее не из частей, а из членов,
> которые  навсегда неразлучно соединены друг с другом с того момента,
> как  они  стали  единым  телом.  Чувство нераздельного единства тела
> Христова  было  очень живо в древности. Оно ярко выражено, например,
> святым  Иустином,   который так писал одному своему другу,  впавшему
> в  тяжкий  грех  и отлученному от церковного общения: Не ведаешь ли,
> что  пока  ты  находишься  вне  этого живого тела, на теле Христовом
> остается  рана,   которой  никто,  кроме тебя,  исцелить не может?..
> Члены Церкви - это не взаимозаменимые части; невозможно забыть того,
> кто  присутствовал  среди  нас  и кого мы более не видим; невозможно
> заменить  того,  кто  был  здесь с нами, кем-то, кого здесь не было.
> Тот,  кто  принадлежит  к  этому  телу,  принадлежит  к  нему  часто
> трагически, но принадлежит навсегда.

> Как  же  происходит  это  приобщение  к  телу  и что  оно  означает?
> В  современной  практике в преобладающем большинстве Церквей человек
> становится  членом  Церкви  в  младенчестве,  в  таинстве  крещения,
> совершаемом  чаще  всего  в  столь раннем возрасте, что оно является
> событием    мистическим,    но  не  событием  психологическим.   Оно
> не  воспринимается  нами  сознательно,  и поэтому событие это должно
> быть   пережито   позже,  чтобы стать осознанной реальностью,  иначе
> оно  будет  утрачено  на  многие годы. Обращаясь к первым поколениям
> христиан,  мы  видим  иное;  мы  видим долгий путь возрастания веры,
> который  завершается  этим  вхождением в Церковь, приобщением к телу
> Христову. Это - приобщение к  личности  Христа; Христос - средоточие
> события.

> Всем  нам  по опыту знакомо то глубокое отождествление с кем-то, кто
> нам дорог, которое происходит в трагические моменты; те, кто пережил
> смерть  глубоко  любимого  человека,  несомненно  знают,  как смерть
> дорогого  для нас человека становится как водоразделом земной жизни,
> жизни   которая   нас    окружает,    отделяя   всё   поверхностное;
> всё   недостойное   того,    что  нас  так  потрясло;   все  события
> и   обстоятельства   не  соответствующие   величию   совершившегося,
> от  событий, обладающих подлинной глубиной и величием смерти. Бывают
> моменты  - они могут длиться в зависимости от глубины нашего чувства
> несколько мгновений, несколько дней, месяцы, а иногда целую жизнь, -
> когда  чья-то смерть уносит в могилу всё, что было в нас ничтожного,
> суетного,  пустого, всё, что не имело полноты подлинных человеческих
> ценностей.  И  вот  нечто подобное заключается в опыте, составляющем
> самую  основу  крещения.  Слово   крещение   означает    погружение.
> Креститься   -   значит  погрузиться  в  смерть Христову и вернуться
> к  жизни, но жизни уже обновленной. Это погружение в смерть Христа -
> событие  одновременно  психологическое,    предмет  личного   опыта,
> и   событие  объективное,  в котором проявляется действие Бога.  То,
> что  сознательно  переживается  в плане личного опыта в самый момент
> события   или   осознается  впоследствии,  можно  описать  следующим
> образом.  Иногда какая-либо мысль, чувство увлекают нас вглубь самих
> себя;  все наши способности, все наши силы сосредоточиваются в самой
> глубине нашего существа;   в нас  водворяется  неизъяснимая  тишина,
> и  мы  настолько  погружаемся  внутрь,  что  все вокруг нас меркнет,
> замирает,   а   что-то   внутреннее   становится  бесконечно  живым,
> интенсивным,  трепетным. Если такое состояние вызвано воспоминанием,
> чувством   -   наступает   момент,   когда   это  "внутрьпребывание"
> прекращается;  постепенно,  а  иногда  почему-либо  внезапно  к  нам
> возвращается  сознание  вещей внешних, и остается лишь воспоминание,
> порой  грусть  по  этой  утраченной глубине.  И вот,  если мы войдем
> в  себя  с  мыслью  о  Господе,  если мы достаточно углубимся в себя
> верой,   любовью  к  Тому,   Кто  Спаситель наш,  то в самой глубине
> мы  встретим  Господа. Это встреча личная,  живая,  конкретная.  Это
> не  образ,  не  воспоминание,  это  Он  Сам.  И эту встречу не может
> разрушить ничто, мы не можем быть разлучены с Господом; никакая сила
> на  небе или на земле не в состоянии этого сделать. Здесь происходит
> как  бы  глубокое погружение в присутствие  Христа,   после которого
> мы  возвращаемся к внешней жизни, но возвращаемся уже иными. Что же,
> по  существу,    произошло  в  этом плане внутренней жизни,  который
> не  является  еще планом сакраментального чуда Церкви? Произошло то,
> что   наша   встреча  со  Христом  была  встречей  с  вечностью,  и,
> возвращаясь    во  внешний   мир,    мы   возвращаемся   не  просто,
> чтобы продолжать там свое существование, а для того, чтобы жить там,
> обогащенными вечностью, которую мы принесли с собой.
                [ Митр. Сурожский Антоний.
                  О ЦЕРКВИ. Катехизическая беседа (1966 г.)
                  www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm ]



  + другие фрагменты бесед и проповедей митр. Антония на ту же тему
         www.messia.ru/rasylka/rzerv/krescenie_cerkov_telo-blum.txt


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050816/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/16.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Возьмем для сравнения человеческое тело  -
 оно одно, а органов в нем много,
 но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело.
 Таков и Христос  -
 ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом:
 евреи и греки, рабы и свободные.
 Всем нам было дано испить одного Духа.
*Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих.
 Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу",
 разве от этого она перестанет быть частью тела?
 Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу",
 разве оно перестанет быть частью тела?
 Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало?
 А если всё тело  -  ухо, как бы оно обоняло?
 Однако Бог поместил все органы в одном теле
 и каждому из них отвел место по Своему усмотрению.
 Будь все одним органом, где же тело?
 И вот в результате органов много, а тело одно.
 Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь".
 Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь".
 Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле,
 оказываются насущно необходимыми.
 И те органы, которые кажутся наименее "почтенными",
 их-то мы и укутываем наиболее тщательно.
 И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой,
 какой не требуют более красивые.
 Но Бог так соединил органы в теле,
 чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет,
 для того чтобы в теле не было разногласий,
 а все органы заботились друг о друге.
 И если страдает один орган, плохо и всем остальным.
 Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.*
                                                (1Кор.12:12-26)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1235.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последних выпусках:
+ Опыт молитвы: К.С.Льюис (4); чувство вины
+ свящ. Яков Кротов: Спасение всех? - Лифт