=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 16 августа   ст.ст., пн
  (седмица 11-я по Пятидесятнице)
  {Попразднство Успения Богородицы}
  литургические чтения: 2Кор.2:4-15; Мф.23:13-22.



              "Горе" - священникам, книжникам и фарисеям

> Беспечность   и  равнодушие  толпы  -    грех   бесконечно   меньший
> по сравнению   с самоуверенностью   ответственных  и  благочестивых.
> Иисус  выделяет три категории такого рода людей, которых он пытается
> пробудить: это священники, книжники и фарисеи.

> <....> Обязанностью  священников  было в основном отправление культа
> в Иерусалиме.   Это было родовое сословие.  Чтобы стать священником,
> не   требовалось   богословского   образования,  нужно  было  только
> удостоверить  свое  происхождение и не иметь физических недостатков.
> Богатая   иерусалимская   священническая   аристократия   по  своему
> социальному   положению   сильно   отличалась   от   основной  массы
> священников, рассеянных по всей стране <...>.

> Сословие   книжников{}   сформировалось  в период после вавилонского
> пленения. В отличие от священников, они () происходили из всех слоев
> общества.  <...>  книжники  были образованными богословами и, прежде
> чем  принять посвящение и самим стать книжниками, должны были пройти
> многолетний  курс  обучения у учителя. Посвящение <...> давало право
> быть религиозным учителем и судьей и принимать   легитимные  решения
> по  вопросам  религиозных  законов  и  уголовного  права.{}  Большой
> авторитет,    которым пользовались книжники,  держался исключительно
> на их богословской учености.

> Наконец,   фарисеи{}  были членами движения мирян, сформировавшегося
> в  первой  половине  II  в.  до  н.э.  в  борьбе  против эллинизации
> иудейской  религии.  Среди  них  были выходцы из всех кругов и слоев
> населения.   В   большинстве   это  были  торговцы  и  ремесленники.
> Книжниками  были  только их руководители. Их численность всегда была
> небольшой.   По  оценке  Иосифа Флавия,{}  во времена Ирода Великого
> в   Палестине   при   почти   полумиллионном   населении{}  фарисеев
> насчитывалось  лишь  около  6000.  <...>  Существовали  две  главные
> обязанности,    которые  налагались  на  членов фарисейских собраний
> и  соблюдение которых служило проверкой для претендентов, прежде чем
> их  принимали  после  испытательного  срока: скрупулезное исполнение
> пренебрегаемой    в  народе      обязанности     платить    десятину
> и  добросовестное  следование   предписаниям  чистоты.   Сверх того,
> они  отличались  благотворительностью, посредством которой надеялись
> завоевать благоволение Бога,   и  пунктуальным  соблюдением  правила
> трех  ежедневных  часовых  молитв  и двух еженедельных постов <...>.
> Задача  фарисейского  движения  яснее  всего  видна  в свете  одного
> из предписаний чистоты,   которое  должны  были  соблюдать  все  его
> члены,  - обязательного омовения рук перед едой (Мк.7,1-5). Омовения
> были   не   просто   гигиенической  мерой;  первоначально  это  была
> ритуальная обязанность, налагавшаяся только на священников, - всякий
> раз,    когда  они  ели  священническую  долю.{}   Будучи  мирянами,
> но  налагая на себя обязанность соблюдать священнические предписания
> чистоты,   фарисеи  показывали  тем  самым,   что  они  (в  согласии
> с  Исх.19,6) хотят представить себя народом священников,   спасаемым
> в  конце  времен.  Это  видно  также  из  того,  как  они  сами себя
> характеризуют.   Они   называли   себя  благочестивыми,  праведными,
> богобоязненными, нищими{} и, чаще всего, отделившимися, periшajja.{}
> О  том,  какой  смысл  вкладывался в последнее из этих наименований,
> говорит  следующее  наблюдение:    в таннаитском Мидраше слова paruш
> и qadoш <(=святой)>  употребляются  как синонимы.{}   Следовательно,
> они   хотели   быть   святыми,  истинным  Израилем,  Божьим  народом
> священников.

> Между фарисеями и книжниками следует проводить четкое различие, что,
> однако,  уже  в  Новом  Завете  делается  далеко  не везде. Путаница
> возникла  прежде  всего   из-за  того,    что   у Матфея  в собрании
> семи  возглашений  "горя"  в  гл. 23 всюду,   за исключением ст. 26,
> они  обращены  одновременно  к  книжникам  и   фарисеям;   тем самым
> он  затушевывает  различия  между  этими  двумя группами (что, с его
> точки   зрения,   отчасти  оправдано,  так  как  после  70  г.  н.э.
> фарисейские  книжники взяли на себя руководство народом). К счастью,
> разобраться  здесь  помогает параллельное предание,   представленное
> у Луки.   Тот же материал композиционно делится у него на две части,
> в  одной из которых возглашается "горе" книжникам (11,46-52, сюда же
> 20,46сл),  а  в  другой - фарисеям (11,39-44). При этом лишь в одном
> месте,  в  11,43,  у  Луки  в  предание  вкралась ошибка: тщеславие,
> приписываемое  здесь  фарисеям,    на  самом деле  было  характерным
> для  книжников,  как  сам же Лука правильно указывает в другом месте
> (20,46  пар.  Мк 12,38сл). Опираясь на это деление материала у Луки,
> следует  разделить  на  две части и материал Мф.23: ст. 1-13. 16-22.
> 29-36  направлены  против  богословов, ст. 23-28 (и, вероятно, также
> ст. 15){} -  против фарисеев.  Аналогичное разделение можно провести
> в Нагорной проповеди: в Мф.5,21-48 говорится о книжниках, в 6,1-18 -
> о фарисеях.

> В  соответствии  с  различиями  между тремя группами - священниками,
> богословами  и  фарисеями  -  Иисус  обращается  к  ним  с  упреками
> совершенно разного характера.

> То,   в  чём  Иисус  упрекал   священников,    нашло  свое выражение
> в   очищении  Храма  (Мк.11,15-17  пар.),  <...>  которое  послужило
> непосредственным поводом для вмешательства властей.{} Очищение Храма
> было  пророческим символическим действием.   Так оно  и было понято;
> на  это  указывает  обвинение Иисуса в лжепророчестве (см. с. 97сл).
> Этим действием Иисус осуществляет пророчество Зах.14,21: 'и не будет
> более  ни  одного торговца в доме Господа Саваофа  в тот  день' () -
> и  угрожает  судом  касте  священнической  аристократии,  устроившей
> спекуляцию  на святом месте:{} ~~~~~~~~~~~~ [не написано ли: дом Мой
> домом  молитвы  будет назван  для всех  народов] (Ис.56,7);   ~~~~~~
> [вы   же   сделали   его  вертепом  разбойников]  (Мк.11,17).  <...>
> Злоупотребляя  своей  профессией  - отправлять культ в честь Бога, -
> они  используют  ее   для  заключения  сделок  и  получения  наживы.
> Тем  самым они <...> ставят Бога на службу греху. Совсем иные упреки
> бросает    Иисус     ученым    богословам  (Мф 23,1-13.16-22.29-36).
> Они  налагают  на  людей  тяжкое  бремя, но сами не желают и пальцем
> пошевелить,   чтобы  помочь  им  (ст.  2-4.13).   Они  хотят,  чтобы
> их    уважали,    стремятся  к  почетным  местам,   к  тому,   чтобы
> их   приветствовали   и  именовали  почетными  титулами,  тем  самым
> присваивая  себе  те почести,   которые оказываются Богу (ст. 5-12).
> В   их   виртуозном   и   остроумном  манипулировании  богословскими
> аргументами    отсутствует  благоговение  перед Богом (ст. 16-22).{}
> Они  всерьез  призывают  народ воздвижением искупительных памятников
> искупить  вину  отцов,  которые  убили пророков,{} а сами собираются
> совершить  убийство  еще  более  страшное, чем те, которые совершили
> отцы (ст. 29-36). Они используют свои юридические познания для того,
> чтобы   обманывать   беспомощных  (Мк.12,40  пар.).  Все  эти  грехи
> богословов  связаны  с их богословским образованием, с их судейскими
> должностями  и общественным положением. Возглашение "горя" книжникам
> можно   резюмировать   одним   упреком:   они   полагаются  на  свои
> богословские  познания,  знают  и проповедуют волю Божью,   но  сами
> не  исполняют  ее.  Это  и  есть,  в  глазах  Иисуса, сословный грех
> богословов.

> И  опять-таки  совершенно иное содержание вкладывается в возглашение
> "горя"      фарисеям.      Иисус    упрекает    их   в   том,    что
> они     сверхдобросовестно   отдают   десятину   со  всех   посевов,
> даже  пряностей,  но не обращают внимания на более важные требования
> Бога: требования справедливости, милосердия и верности (Мф.23,23сл);
> что  они  педантично  исполняют  предписания чистоты, в то время как
> внутренне нечисты, хотя перед Богом имеет значение только внутренняя
> чистота  (ст.  25сл).  Чрезмерные  добровольные  повинности фарисеев
> столь  же  мало  способны  повлиять  на  приговор  Иисуса,  как и их
> миссионерское  рвение  (ст.  15).  Они  жертвуют  деньги для бедных,
> тщательно  соблюдают  молитвенные  часы,   постятся дважды  в неделю
> за   свой   народ   (Мф.6,1-18),   но   вся   их  набожность  служит
> удовлетворению  тщеславия и честолюбия и потому является лицемерием.
> Они  подобны  гробницам,  которые  весной  окрашивают белой краской,
> чтобы  никто  о  них  не загрязнился: снаружи они блестящи, а внутри
> наполнены  останками  мертвецов  (Мф.23,27сл).  Все  упреки фарисеям
> связаны  с  их притязаниями на то, что благодаря строгому соблюдению
> заповедей   и   тому,   что  они  делают  больше,   чем  предписано,
> они представляют собой истинный Израиль, общину спасаемых.

> Общим  для  всех трех групп является то, что они имеют дело с Богом,
> служением Богу и воздаянием ему почестей. И однако, в глазах Иисуса,
> они подвергаются большей опасности, чем остальные. <...>

<продолжение см.
 Набожность, разъединяющая с Богом
      www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0>

        [ Иоахим Иеремиас.
          БОГОСЛОВИЕ НОВОГО ЗАВЕТА. ПРОВОЗВЕСТИЕ ИИСУСА. (§14.2)
          // М., 1999
          www.agnuz.info/book.php?id=293&url=page15.htm ]



   +++ Иоахим Иеремиас: Набожность, разъединяющая с Богом
                    www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0
   +++ Николай Бердяев: Религия смирения.
        Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя
                     www.messia.ru/rasylka/004/876.htm#0
   +++ Александр Гуревич о православном фарисействе
              www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0
   +++ В.Н.Кузнецова: ложное  благочестие
            www.messia.ru/rasylka/004/675.htm#0
   +++ Саймон Тагуэлл: внешняя  праведность и праведность сердца
                           www.messia.ru/rasylka/003/610.htm#0
   +++ Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
                           www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050829/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/29.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы запираете от людей Царство Небес
 и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете.
 Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного,
 а обратив, делаете из него
 человека вдвое больше достойного ада, чем сами.
 Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16)
                                * * *
*Выбросив из рук оружие,
 мы можем протянуть освободившиеся руки навстречу ближнему.
 Перестав выискивать опасности,
 мы начинаем замечать
 открываемые нам от Господа возможности окружающего нас мира.*
                                                (иг.Евмений)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»