=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

*  7 сентября  ст.ст., вт
  (седмица 14-я по пятидесятнице)
  {предпразднство Рождества Богородицы;
   память прп. Макария Оптинского, †1860}
  литургические чтения: 2Кор.12:20-13:2; Мк.4:24-34 * (за вт);
                        2Кор.13:3-13;     Мк.4:35-41      (за ср).



>                             Притчи роста

> Притчи   <этой>   группы   объединяет  мотив  зерна,  которое  сеют,
> выращивают,  жнут.   В  нее  входят  притчи  о  сеятеле,   о пшенице
> и  плевелах,    о  посеве  и  всходах  и   о горчичном зерне. <....>
> За  притчами  о  сеятеле,  о  пшенице  и плевелах и о неводе следуют
> аллегорические  'объяснения',  которых  в  оригинале  быть не могло.
> Преобладающая  интерпретация этих притч относит их к будущей истории
> Царства  Божия  в мире.  Если Иисус провозгласил,  что Царство Божие
> уже  наступило,  то  притчи  указывают,  что  оно  еще  в зачаточном
> состоянии  и  должно  пройти много времени, прежде чем оно достигнет
> расцвета.   Школа   последовательной  эсхатологии  вносит  некоторые
> изменения,    но   всё  же они незначительны.  Речь идет лишь о том,
> что  этот  период  может  быть  не  очень длинным, поскольку горчица
> растет быстро. <.....>

> Начнем с притчи о посеве и всходах (Мк.4:26-29):

> 'И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя
> в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет,
> не  знает  он,  ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом
> колос,   потом  полное  зерно  в  колосе.  Когда  же  созреет  плод,
> немедленно посылает серп, потому что настала жатва'.

> Смысл  притчи прост и ясен:  таково Царство Божие.  Правда,  мы пока
> не  знаем  точно,  подобно Царство Божие самому зерну или тому,  что
> с   ним   происходит.  При  толковании  притчи  возникает  серьезная
> проблема. Современная наука предлагает три решения:

> 1. Царство Божие подобно зерну. Это принцип внутреннего воздействия:
> 'Царство  Божие  внутри  вас'.  Когда  божественный  закон  начинает
> преображать  изнутри  душу  отдельного  человека, личность полностью
> изменяется.  Если  он  воздействует  на все общество, оно становится
> послушно  Божьей  воле. В этом случае Иисус представляется сеятелем.
> Он  привносит  в  мир  творческое  начало,   которое преображает его
> в  течение  многих  веков. Такое понимание перекликается с Матфеевым
> объяснением  притчи  о  пшенице и плевелах: 'сеющий доброе семя есть
> Сын Человеческий'.

> 2.  Царство  Божие сравнивается с самим процессом роста и созревания
> зерна.   Это  божественная  энергия,  которая постоянно присутствует
> в  мире  и  при  помощи которой постепенно воплощается замысел Бога.
> Такое  объяснение может основываться на том, что в притче есть слово
> automatэ  (сама  собою)  и  перечисляются  этапы  роста и созревания
> зерна.    Эта идея созвучна эволюционистскому  мышлению  XIX века, -
> она  позволяет  предположить,    что  и  в учении Иисуса  говорилось
> об  эволюции.   В  этом  случае  жатва  -  'далекое и Божие событие,
> к которому стремится мироздание'.{}

> 3.  Царство  Божие  подобно жатве, и весь остальной рассказ подчинен
> этой   идее.   Такое  понимание  близко   'эсхатологической'  школе.
> Как  считают  представители  этой  школы,  Иисус  в  Своем  служении
> руководствовался  тем, что Царство Божие наступит очень скоро, и его
> наступление  будет  сопровождаться  катастрофой  сверхъестественного
> характера.  Сев,  по  мнению Швейцера, - 'это стремление к покаянию,
> которое  впервые  пробудил  в  людях  Иоанн  Креститель,  а укрепила
> проповедь  Иисуса'.{}  Сам  же  Иисус  станет  Жнецом, когда, спустя
> совсем немного времени, наступит Царство Божие и Он явится во славе.
> Слабое  место такого объяснения в том,   что этапам роста зерна  оно
> не  придает  особого  значения,  тогда  как в самой притче они очень
> важны.

> Итак,    интерпретация   притчи   зависит  от  того,   что  понимать
> под  Царством  Божиим.  <..> мы исходим из того, что Иисус несколько
> раз  недвусмысленно  и  ясно (напрямую, а не в форме притч) говорит,
> что  наступлению Царства Божия не будет предшествовать ни длительная
> эволюция,  ни  внезапная  катастрофа  в  недалеком будущем. Нынешний
> кризис   и  есть   начало  этого  Царства.  Оно  не должно наступить
> вскоре,  оно  уже  наступило.  Его  наступление не означает, что мир
> начнет  постепенно меняться к лучшему. Просто произошло нечто такое,
> чего никогда еще не случалось.

> В   свете   этого  рассмотрим  теперь  нашу  притчу.  Жатва  издавна
> символизировала эсхатологическое событие - день Господень или Судный
> день. Если в первоначальном варианте притчи упоминалось о жатве, то,
> несомненно,  она  должна была донести до слушателей именно эту идею,
> даже  если  напрямую она и не отсылала к книге пророка (Иоиль 3:13).
> Как минимум одно высказывание Иисуса  о жатве  несомненно  относится
> не  к  будущему,  а  к  ситуации,  непосредственно  связанной  с Его
> служением (Мф 9:37-38=Лк 10:2):

> 'Тогда  говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак,
> молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою'.

> Сравнив  версии Матфея и Луки, можно прийти к выводу, что в их общем
> источнике  Иисус  говорил   эти   слова  непосредственно  перед тем,
> как  отправить  на  проповедь двенадцать учеников. Итак, согласно Q,
> Иисус,    говоря  о жатве и делателях,  не имел в виду,  что  'жнецы
> суть  Ангелы'  (Мф 13:39). Он беседовал со Своими учениками, которые
> немедленно  должны  были  отправиться  на  жатву  и собирать урожай,
> который уже созрел.

> Естественно  было бы предположить,   что то же самое Он подразумевал
> и рисуя жатву в притче.{} Следовательно, говоря языком самой притчи,
> Иисус  не  сеет  семена,  не  следит за их ростом, не предсказывает,
> каким  будет  урожай.  Он  стоит  среди  зрелых  колосьев, собираясь
> 'пустить  в  дело  серп'.  Вот  чему  подобно  Царство  Божие. С его
> наступлением  процесс завершается. На вопрос 'Кто же посеял семена?'
> мы  можем  ответить,  что  сев  -  это  акт  божественного творения,
> предшествовавший  всей  человеческой деятельности и предопределивший
> ее,    'предваряющая  благодать',   без которой не может совершиться
> ни  одно  доброе дело.{} Тем не менее, этапы роста можно проследить.
> Иисус,  несомненно, считал, что продолжает дело пророков, а в успехе
> Иоанна   Крестителя   видел  доказательство  действия  силы  Божьей.
> Таким  образом,    в  притче   говорилось,   что  нынешний  кризис -
> это кульминация, которой предшествовала длительная подготовка.

> Интерес к пророчествам, которые можно было отнести и к Его служению,
> вообще  характерен для учения Иисуса. В притче особо подчеркивается,
> что   рост  зерна -  таинственный,  не подвластный человеку процесс,
> не  зависящий  от  его  воли.  Вспомним,  как  Иисус спросил у Своих
> противников:   'Крещение  Иоанново с небес было,  или от человеков?'
> (Мк 11:30),   подразумевая,   что  это  произошло  по  воле  Божьей.
> Традиционный  символ  жатвы рассматривается  с новой  точки  зрения.
> По  сути,  в притче говорится: 'Видите ли вы, что длительная история
> отношения  Бога  с Его народом  достигла  кульминации?   После того,
> что сделал Иоанн, остается только одно: взяться за серп, 'потому что
> настала жатва'.
                        [ Чарлз Гаролд Додд. ПРИТЧИ ЦАРСТВА (VI)
                          // "Хиллтоп", б/г. стр. 127-131 ]



        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.13:31-32; Лк.13:18-19;
         эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию" 




               &&& Прот. Александр Мень: Царство Божие
                    www.messia.ru/rasylka/003/554.htm#0
         &&& Саймон Тагуэлл: Бог действует тихо и незаметно:
                    www.messia.ru/rasylka/002/199.htm#0
        &&& еп. Григорий Лебедев - комментарий на Мк.4:24-25
                    www.messia.ru/rasylka/004/897.htm#0
           продолжение комментария здесь:
           www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html - см. главки 35-39
        &&& Додд о других "притчах роста":
         о сеятеле           www.messia.ru/rasylka/005/1211.htm#0
         о сорняках           www.messia.ru/rasylka/005/1214.htm#0
         о неводе              www.messia.ru/rasylka/005/1217.htm#0
         о горчичном зерне      www.messia.ru/rasylka/005/1215.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050920/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/20.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438


             ---------------------------------------------
*И еще сказал им Иисус:
 "С чем сравнить нам Царство Бога
  и какой притчей его изобразить?
  Представьте себе : вот горчичное зернышко.
  Когда его сеют в землю,
  оно меньше всех семян на земле.
  А когда посеют -
  оно взойдет и поднимется
  выше всех в огороде растений,
  и вырастут на нём такие большие ветви,
  что в их тени птицы смогут вить гнёзда".* (Мк.4:30-32)
                                * * *
"Хранит Господь простодушных: * я изнемогал, а Он спас меня". (114:6)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1269.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ Яков Кротов о Творении