Отправлено: 06-Aug-2006 16:10
Реклама внизу и вверху письма не имеет
отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 28 сентября ст.ст., вт (седмица 17-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 19-й седм.) литургические чтения: Еф.2:19-3:7 или Флп.1:8-14; Лк.5:12-16 *. > <... наша общая греховность, слабость и недостоинство всей нашей > жизни, нуждаются в покаянии и прощении>; всё приготовление > к причастию <...> и есть такое покаяние и мольба о прощении. > Таинство же Исповеди и разрешение грехов, ещё недавно применявшееся > только для отлученных от общения, - не является необходимым. Наши > "не смертные" грехи и наша общая греховность исповедуется членами > Церкви всякий раз, когда мы собираемся вместе для Таинства Христова > присутствия, и вся жизнь Церкви в действительности являет собою > непрестанное покаяние. В продолжение самой Божественной Литургии > мы исповедуем наши грехи и испрашиваем прощение в "молитве > Трисвятого": > Прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти > наша души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни > живота нашего... > Приступая ко Святой Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях > вольных и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением > и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение > чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления. > <Таким образом>, учение, которое объявляет Таинство Исповеди > необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только > уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение > православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния. > Оно искажает учение о Церкви, так как вводит de facto деление > её членов на две категории, за одной из которых (миряне) > их возрождение в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что > они стали "согражданами святым и своими Богу", не признается > в качестве условия, обеспечивающего полное членство, т.е. участие > в Таинстве, в котором Церковь исполняет себя как Тело Христово > и Храм Святого Духа. Оно искажает учение о Евхаристии, > ибо устанавливая для причастия дополнительные условия помимо > членства в Церкви, в сущности, не позволяет видеть и переживать > Евхаристию как само Таинство Церкви, которое, по словам Литургии > св. Василия Великого, "нас всех, от единаго Хлеба и Чаши > причащающихся, соединяет друг ко другу, во единаго Духа Святаго > причастие". И наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому > что, сделавшись формальностью и, фактически, просто условием > для причащения, исповедь подменяет собой подлинное приготовление > к причастию, которое состоит <...> в истинном внутреннем покаянии. > Акцент всего переживания в этом Таинстве сместился от покаяния > к отпущению грехов, воспринимаемого почти на уровне магизма.{} > Этого формального, полумагического, полузаконнического "отпущения", > а не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня > в исповеди; и ищут не потому, что их беспокоит собственная > греховность (они обычно находят ее естественной и неизбежной), > но потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой > совестью. Делаясь просто "условием для причащения", Таинство > Исповеди, бывшее столь определяющим, столь устрашающим в жизни > древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней. > Как могло такое учение появиться в Церкви и превратиться в норму, > защищаемую многими в качестве чуть ли не квинтэссенции Православия? > Это произошло по трем основным причинам. <Первая из них> - > номинальное, минималистическое, теплохладное, пренебрегающее > Таинствами и осужденное Отцами отношение к требованиям Церкви, > приведшее сначала к редкому причащению, а со временем и к его > пониманию как "ежегодной обязанности". Совершенно ясно, > что христианин, редко приступающий ко Святым Тайнам и вполне > удовлетворенный таким своим de facto "отлучением", должен быть > воссоединен с Церковью и не может быть допущен к Св. Чаше, не пройдя > через Таинство Покаяния. > Второй причиной <...> было влияние на Церковь монашеской исповеди - > духовного руководства, постоянного "откровения помыслов", проверки > более опытным монахом менее опытного. Старец, которому вверялось > такое духовное руководство и исповедь, мог и не быть священником > (в своем первоначальном виде монашество представлялось несовместимым > со священством), а эта исповедь совсем не обязательно была связана > с Таинством Покаяния. Она была неотъемлемой частью монашеской жизни > и дисциплины, основанной на всецелом послушании, на монашеском > отречении от своей воли. В византийских монашеских типиконах > XII-XIII веков монаху запрещалось как приступать к Чаше, > так и воздерживаться от нее самовольно, без разрешения игумена > или духовного отца, ибо - как сказано в одном из таких типиконов - > "исключать себя самовольно от причастия - это поступать по своей > воле". В женских монастырях та же власть присваивается игумений.{} > Таким образом, мы имеем дело с исповедью несакраментального типа, > сравнимою (с соответствующими изменениями и поправками) с тем, что > мы сегодня называем "наставлением" или "духовным руководством". > Исторически эта исповедь оказала, однако, сильное, действительно > решающее влияние на развитие исповеди сакраментальной. В эпоху > духовного упадка (глубину которого хорошо показывают постановления, > например, так называемого "Пято-Шестого" Трулльского собора, > состоявшегося в Константинополе в 691 году) и потери > белым духовенством нравственного и духовного авторитета, монастыри > стали почти единственными центрами духовного руководства, а монахи - > единственными духовными руководителями и для православного народа. > Таким образом, два типа исповеди - "сакраментальная" и "духовная" - > мало-помалу соединились в одну: "духовная" становится приготовлением > ко Св. Причащению, а "сакраментальная" включает в себя > не свойственное ей ранее разрешение духовных проблем. > Такое развитие, как бы исторически и духовно оно не оправдывалось, > каким бы благотворным для своего времени оно не выглядело, привело, > тем не менее, к путанице, которая в современных условиях приносит > более вреда, нежели пользы. Нет ни малейшего сомнения относительно > насущной потребности Церкви в пастырском и духовном руководстве > и наставничестве. Но вот проблема: способна ли удовлетворить > эту потребность наша современная краткая трех-пятиминутная исповедь > с длинной очередью исповедающихся, ожидающих "исполнения > своей ежегодной обязанности", - ни собственно исповедь, > ни полноценная духовная беседа? Возникает и другой вопрос: всякий ли > священник, в особенности молодой, вполне опытен, должным образом > "снаряжен", чтобы разрешать все проблемы и верно понимать их? > Скольких трагических ошибок, скольких духовно пагубных советов, > скольких недоразумений можно было избежать, если бы > мы придерживались сути церковного Предания, оставляли бы Таинство > Исповеди для кающихся в своих грехах и находили другое время > и обстановку для весьма необходимого пастырского и духовного > окормления, которое, кстати, позволяет и самому священнику осознать > собственную несостоятельность в определенных случаях и искать помощи > и руководства у своего епископа, другого священника или в духовном > опыте Церкви. > Третьей и, к сожалению, основной причиной оказалось, конечно, > влияние западного схоластического и юридического понимания Покаяния. > О "западном пленении" православного богословия писали много, но мало > кто понимает всю глубину и значение тех искажений, к которым привело > это западное влияние в жизни самой Церкви и, прежде всего, > в понимании Таинств. Западное влияние привело к упомянутому выше > смещению смысла Таинства Покаяния от раскаяния и примирения > с Церковью к разрешению, понимаемому почти исключительно > в терминах юридической власти. Если в исконном православном > понимании разрешение происходит оттого, что священник > есть свидетель покаяния, его искренности и действительности > и потому уполомочен объявлять и "запечатлевать" божественное > прощение кающегося, его совершившееся "примирение со Святой Церковью > во Христе Иисусе", то западный юридизм всё ударение ставит на власти > священника прощать. <...> Изначальное <...> различие между грехами, > отлучающими человека от Церкви, и теми, которые к такому отлучению > не приводят, было рационализировано на Западе в категориях с одной > стороны, т.н. "смертных грехов", лишающих человека "благодатного > состояния" и поэтому требующих Таинства Покаяния и разрешения, и, > с другой стороны, "обычных грехов", не затрагивающих "благодатного > состояния", для которых достаточно внутреннего покаяния. > На православном Востоке, особенно же в России (под влиянием > латинствующего богословия Петра Могилы и его последователей), теория > эта обернулась обязательным соединением исповеди и причастия. > Есть печальная ирония в том, что это наиболее очевидное из всех > заимствований латинства выдается у нас за норму православия, > а всякая попытка пересмотреть его в свете подлинно Православного > Предания изобличается как католическое уклонение. [ протопр. Александр Шмеман СВЯТАЯ СВЯТЫМ. Некоторые замечания о причащении Святых Тайн (8) www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_10.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.8:2-4; Мк.1:40-45; эпизод N42 по "Брюссельскому согласованию" + + + свящ. Александр Мень: Храм Божий. Церковь. Божьи домочадцы www.messia.ru/rasylka/004/917.htm#0 + + + Прп. Симеон Новый Богослов: исцеление болезни человеческой природы www.messia.ru/rasylka/004/939.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051011/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Oct/11.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием, а также умением выбирать то, что действительно важно. И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны, с обильными плодами праведности, что созидаются через Иисуса Христа во славу и хвалу Богу.* (Флп.1:9-11) * * * *Однажды Иисус был в одном городе. Появился человек, весь покрытый проказой. Увидев Иисуса, он упал перед Ним ниц и взмолился: "Господин мой, Ты ведь можешь меня очистить, ст`оит только Тебе захотеть!" Иисус, протянув руку, прикоснулся к нему и сказал: "Хочу, очистись". И тут же сошла с него проказа.* (Лк.5:12-13) * * * 'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: |