Отправлено: 06-Aug-2006 16:10

Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 28 сентября  ст.ст., вт
  (седмица 17-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 19-й седм.)
  литургические чтения: Еф.2:19-3:7 или Флп.1:8-14; Лк.5:12-16 *.



> <...  наша  общая  греховность,  слабость и недостоинство всей нашей
> жизни,    нуждаются  в  покаянии  и  прощении>;   всё  приготовление
> к  причастию  <...>  и  есть  такое  покаяние  и  мольба о прощении.
> Таинство  же Исповеди и разрешение грехов, ещё недавно применявшееся
> только  для  отлученных  от общения, - не является необходимым. Наши
> "не  смертные"  грехи  и наша общая греховность исповедуется членами
> Церкви  всякий раз, когда мы собираемся вместе для Таинства Христова
> присутствия,  и  вся  жизнь  Церкви  в действительности являет собою
> непрестанное  покаяние.   В продолжение  самой Божественной Литургии
> мы   исповедуем   наши  грехи  и  испрашиваем  прощение  в  "молитве
> Трисвятого":

> Прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти
> наша души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни
> живота нашего... 

> Приступая  ко  Святой  Чаше, мы испрашиваем прощения в "прегрешениях
> вольных   и  невольных,   яже  словом,   яже  делом,   яже  ведением
> и неведением", и верим, что в меру нашего покаяния получаем прощение
> чрез участие в Таинстве подлинного прощения и исцеления.

> <Таким   образом>,   учение,  которое  объявляет  Таинство  Исповеди
> необходимым  условием  допущения  мирян  к Причастию, есть не только
> уклонение  от подлинного общецерковного Предания, но также искажение
> православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния.
> Оно  искажает  учение  о  Церкви,   так как вводит de facto  деление
> её  членов  на  две  категории,    за  одной   из  которых  (миряне)
> их  возрождение  в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что
> они  стали   "согражданами  святым  и  своими  Богу",  не признается
> в  качестве условия, обеспечивающего  полное членство,  т.е. участие
> в  Таинстве,    в  котором  Церковь исполняет себя как Тело Христово
> и   Храм  Святого  Духа.    Оно   искажает   учение   о  Евхаристии,
> ибо   устанавливая   для  причастия  дополнительные  условия  помимо
> членства  в  Церкви,  в  сущности,  не позволяет видеть и переживать
> Евхаристию  как само  Таинство Церкви,  которое,  по словам Литургии
> св.   Василия   Великого,   "нас  всех,  от  единаго  Хлеба  и  Чаши
> причащающихся,  соединяет  друг  ко  другу,  во единаго Духа Святаго
> причастие".  И  наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому
> что,    сделавшись  формальностью  и,   фактически,  просто условием
> для причащения,  исповедь   подменяет  собой подлинное приготовление
> к  причастию,  которое состоит <...> в истинном внутреннем покаянии.
> Акцент  всего  переживания  в  этом Таинстве  сместился  от покаяния
> к   отпущению   грехов,  воспринимаемого  почти на уровне магизма.{}
> Этого  формального, полумагического, полузаконнического "отпущения",
> а  не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня
> в   исповеди;  и  ищут  не  потому,  что  их  беспокоит  собственная
> греховность     (они  обычно  находят ее естественной и неизбежной),
> но  потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой
> совестью.   Делаясь   просто  "условием  для  причащения",  Таинство
> Исповеди,  бывшее  столь  определяющим,  столь  устрашающим  в жизни
> древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней.

> Как  могло  такое  учение появиться в Церкви и превратиться в норму,
> защищаемую  многими в качестве чуть ли не квинтэссенции Православия?
> Это  произошло  по  трем  основным  причинам.  <Первая  из  них>   -
> номинальное,   минималистическое,   теплохладное,     пренебрегающее
> Таинствами  и  осужденное  Отцами  отношение  к  требованиям Церкви,
> приведшее  сначала  к  редкому  причащению,  а  со  временем и к его
> пониманию    как    "ежегодной   обязанности".    Совершенно   ясно,
> что  христианин,  редко  приступающий  ко  Святым  Тайнам  и  вполне
> удовлетворенный  таким  своим  de  facto "отлучением",  должен  быть
> воссоединен с Церковью и не может быть допущен к Св. Чаше, не пройдя
> через Таинство Покаяния.

> Второй  причиной <...> было влияние на Церковь монашеской исповеди -
> духовного  руководства,  постоянного "откровения помыслов", проверки
> более  опытным  монахом  менее  опытного. Старец, которому вверялось
> такое  духовное руководство и исповедь,   мог и не быть  священником
> (в своем первоначальном виде монашество представлялось несовместимым
> со священством),   а эта исповедь совсем не обязательно была связана
> с  Таинством Покаяния. Она была неотъемлемой частью монашеской жизни
> и  дисциплины,  основанной  на  всецелом  послушании,  на монашеском
> отречении   от  своей  воли.  В  византийских  монашеских  типиконах
> XII-XIII  веков    монаху    запрещалось   как  приступать   к Чаше,
> так  и  воздерживаться от нее  самовольно,   без разрешения  игумена
> или  духовного  отца, ибо - как сказано в одном из таких типиконов -
> "исключать  себя  самовольно  от  причастия - это поступать по своей
> воле".  В  женских монастырях та же власть присваивается игумений.{}
> Таким  образом,  мы  имеем дело с исповедью несакраментального типа,
> сравнимою  (с  соответствующими изменениями и поправками) с тем, что
> мы  сегодня  называем  "наставлением"  или  "духовным руководством".
> Исторически  эта  исповедь  оказала,  однако, сильное, действительно
> решающее  влияние  на  развитие  исповеди  сакраментальной.  В эпоху
> духовного  упадка (глубину которого хорошо показывают постановления,
> например,   так   называемого   "Пято-Шестого"  Трулльского  собора,
> состоявшегося   в   Константинополе  в  691  году)      и     потери
> белым  духовенством  нравственного и духовного авторитета, монастыри
> стали почти единственными центрами духовного руководства, а монахи -
> единственными  духовными  руководителями и для православного народа.
> Таким  образом, два типа исповеди - "сакраментальная" и "духовная" -
> мало-помалу соединились в одну: "духовная" становится приготовлением
> ко   Св.   Причащению,     а   "сакраментальная"   включает  в  себя
> не свойственное ей ранее разрешение духовных проблем.

> Такое  развитие,  как бы исторически и духовно оно не оправдывалось,
> каким  бы благотворным для своего времени оно не выглядело, привело,
> тем  не  менее,  к путанице, которая в современных условиях приносит
> более  вреда,  нежели пользы. Нет ни малейшего сомнения относительно
> насущной    потребности   Церкви в пастырском и духовном руководстве
> и   наставничестве.    Но  вот  проблема:  способна ли удовлетворить
> эту  потребность наша современная краткая трех-пятиминутная исповедь
> с  длинной   очередью    исповедающихся,     ожидающих   "исполнения
> своей   ежегодной    обязанности",   -    ни  собственно   исповедь,
> ни полноценная духовная беседа? Возникает и другой вопрос: всякий ли
> священник,  в  особенности  молодой,  вполне опытен, должным образом
> "снаряжен",  чтобы  разрешать  все  проблемы  и  верно  понимать их?
> Скольких  трагических  ошибок,  скольких  духовно  пагубных советов,
> скольких   недоразумений    можно    было    избежать,     если   бы
> мы  придерживались  сути  церковного Предания, оставляли бы Таинство
> Исповеди  для  кающихся  в  своих  грехах  и находили  другое  время
> и   обстановку  для  весьма  необходимого  пастырского  и  духовного
> окормления,  которое, кстати, позволяет и самому священнику осознать
> собственную несостоятельность в определенных случаях и искать помощи
> и  руководства  у своего епископа, другого священника или в духовном
> опыте Церкви.

> Третьей  и,  к  сожалению,  основной  причиной  оказалось,  конечно,
> влияние западного схоластического и юридического понимания Покаяния.
> О "западном пленении" православного богословия писали много, но мало
> кто понимает всю глубину и значение тех искажений, к которым привело
> это  западное  влияние  в  жизни  самой  Церкви  и,    прежде всего,
> в  понимании  Таинств.  Западное  влияние привело к упомянутому выше
> смещению  смысла  Таинства  Покаяния  от  раскаяния   и   примирения
> с  Церковью   к    разрешению,     понимаемому  почти  исключительно
> в   терминах   юридической  власти.  Если  в  исконном  православном
> понимании    разрешение    происходит    оттого,     что   священник
> есть    свидетель    покаяния,  его  искренности  и действительности
> и   потому   уполомочен  объявлять  и  "запечатлевать"  божественное
> прощение кающегося, его совершившееся "примирение со Святой Церковью
> во Христе Иисусе", то западный юридизм всё ударение ставит на власти
> священника  прощать. <...> Изначальное <...> различие между грехами,
> отлучающими  человека  от Церкви, и теми, которые к такому отлучению
> не  приводят,  было рационализировано на Западе в категориях с одной
> стороны,  т.н.  "смертных  грехов",  лишающих человека "благодатного
> состояния"  и поэтому требующих Таинства Покаяния и разрешения,   и,
> с  другой  стороны, "обычных грехов", не затрагивающих "благодатного
> состояния",     для   которых   достаточно   внутреннего   покаяния.
> На   православном  Востоке,  особенно  же  в  России  (под  влиянием
> латинствующего богословия Петра Могилы и его последователей), теория
> эта  обернулась   обязательным  соединением  исповеди  и  причастия.
> Есть  печальная  ирония  в  том,  что это наиболее очевидное из всех
> заимствований  латинства  выдается  у  нас   за  норму  православия,
> а  всякая  попытка  пересмотреть  его в свете подлинно Православного
> Предания изобличается как католическое уклонение.
                [ протопр. Александр Шмеман
                  СВЯТАЯ СВЯТЫМ.
                  Некоторые замечания о причащении Святых Тайн (8)
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_10.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.8:2-4; Мк.1:40-45;
          эпизод N42 по "Брюссельскому согласованию" 



 + + + свящ. Александр Мень: Храм Божий. Церковь. Божьи домочадцы
                            www.messia.ru/rasylka/004/917.htm#0

 + + + Прп. Симеон Новый Богослов:
        исцеление болезни человеческой природы
              www.messia.ru/rasylka/004/939.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051011/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Oct/11.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438


             ---------------------------------------------
*Я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше
 и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием,
 а также умением выбирать то, что действительно важно.
 И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны,
 с обильными плодами праведности,
 что созидаются через Иисуса Христа во славу и хвалу Богу.*
                                        (Флп.1:9-11)
                                * * *
*Однажды Иисус был в одном городе.
 Появился человек, весь покрытый проказой.
 Увидев Иисуса, он упал перед Ним ниц и взмолился:
 "Господин мой, Ты ведь можешь меня очистить,
 ст`оит только Тебе захотеть!"
 Иисус, протянув руку, прикоснулся к нему и сказал: "Хочу, очистись".
 И тут же сошла с него проказа.* (Лк.5:12-13)
                                * * *
'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки;
 а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.'
                                                        (Лествица)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1288.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последних выпусках:
+ Гордон Макдональд: Внутренний мир: использование времени (5)