Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 2 октября ст.ст., сб (седмица 17-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 19-й седм.) литургические чтения: Еф.4:17-25 или Флп.1:27-2:4; Лк.6:17-23 - за пт; 1Кор.14:20-25 или 1Кор.15:58-16:3; Лк.5:17-26 - за сб. > <...> Мы говорим о Боге, что Он наш Творец; и часто не продумывая, > что это значит, мы себе представляем, что в какой-то момент Господь > велел нам быть, призвал из небытия всё, что есть. И это на самом > деле так. Но является ли этот творческий акт актом силы или актом > любви? В этом вся разница... Бог нас призывает к жизни создал целый > мир для того только, чтобы Себя нам дать, чтобы мы приобщились Ему, > чтобы мы стали с Ним едины, чтобы мы стали богами по приобщению, > по образу Христа, Который, будучи Богом, приобщился нашей природе. > И в основе творческого акта Божия - не властелин, а Тот, Кто нас > до конца возлюбил, до того еще, как Он нас призвал к бытию. > На немецком или на английском языках можно сказать, что Он нас > полюбил в жизнь: He loved us into life; Er hat uns ins Leben > geliebt. И это дивное сознание - что нас привлекла к жизни, > к существованию любовь Божия, а не только творческая Божественная > сила. Какое глубокое отношение это создает между Ним и нами; > как дивно, что когда меня еще не было, Господь сказал: Гряди, > без тебя Мое мироздание неполно! Гряди в жизнь, войди в судьбы земли > и неба, потому что ты часть этой дивной иконы, которая > представляется в истории становлением Церкви и в вечности - градом > Божиим, составными камнями которого мы все являемся. > Мы можем уловить многое об этом и в Евангелии, и в посланиях > апостольских, но мне хочется дать вам другой образ. В начале своего > "Жития", им самим написанного, протопоп Аввакум дает короткое > описание Предвечного Совета, предшествующего сотворению мира. > Я не помню точных слов, но ход мысли таков: И сказал Отец Сыну: > Сыне, сотворим мир и человека. - И Сын ответил: Да, Отче. - И Отец > сказал: Сыне, а человек отпадет от Нас, и чтобы его спасти, > Тебе придется стать человеком и вкусить смерти, и смерти крестной. - > И Сын ответил: Да будет так, Отче. - И создался мир... В корне, > в сердцевине нашего существования - твоего, моего, нашего, всех - > этот Божественный акт распинающей Себя любви, крест в сердцевине > Божественный тайны. И может быть, это выражено особенно ярко > и в начале Божественной литургии, и в начале всенощной, > когда священник, провозглашая Благословенно Царство..., творит > крест святым Евангелием, или когда, провозглашая Слава Святей, > Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, священник кадилом > творит крест, как бы вписывая этот крест в самую тайну нашего > исповедания Бога. Мы возлюблены Богом еще до сотворения мира > крестной Божественной любовью. > И о том же говорит апостол, когда говорит об Агнце Божием, закланном > до создания мира. Поэтому наше отношение к Богу и наше > взаимоотношение такое богатое (я не хочу сказать: сложное; сложного > ничего нет, сложное состоит из отдельных частей, которые плохо > между собой соединяются), в такой непостижимо-дивной простоте > и цельности, но в таком бездонном богатстве отношений, чувств > и взаимных положений. > И этим, мне кажется, объясняется то, что мы провозглашаем как первую > нагорную заповедь, то есть как первое блаженство: Блаженны нищие > духом, ибо тех есть Царство Небесное (Мф.5,3). Если сначала > непродуманно произнести эти слова: как можно при нашем человеческом > опыте, изнутри того страдания, того ужаса, который представляет > собой история мира и, часто, жизнь отдельного человека, как можно > совместить блаженны и нищенство? Мне кажется - так: для того чтобы > найти радость этого блаженства, надо понять, что ничего во мне > нет моего собственного. Я создан без моего согласия. Бог мне велел > Гряди! или, вернее, Господь меня призвал и сказал: Гряди > ко Мне - с открытыми объятиями. Тело мое, моя душа, все, что только > во мне есть, - дар Божий, не мое, мне не принадлежит. Мы опытно, > житейски знаем, что достаточно маленькому сосуду прорваться в мозгу > самого великого человека, - и он становится, как царь Навуходоносор, > словно зверь, без ума, теряет человеческий образ и человеческое > достоинство (Дан.4,30). Мы знаем все из опыта, что перед лицом горя > даже самого близкого, родного, любимого человека иногда наше сердце > остается каменным, мы не можем его подвигнуть к состраданию, > к ласке, к любви; мы знаем всё это, и мы знаем тоже, что > нет обстоятельств в жизни, над которыми мы имели бы власть. Значит, > на самом деле мы нищие. Мы зависим - от чего? Можно сказать: > или от подачки, или от любви, в зависимости от того, как мы смотрим > на вещи. Мы можем сказать, что мы зависим от случайных > обстоятельств, которые или счастливые, или горестные, но мы можем > тоже сказать, что всё в руке Божией, и что всё, что во мне есть: > я сам, содержание моей души, состояние моего тела, всё, > всё без остатка - Божий дар. И если бы я мог вырвать из этого > контекста что бы то ни было, тогда вырванное мною, т.е. то, что было > бы моим, а не Божиим, что было бы моим, а не даром человеческой > любви, заботливости и ласки, я изъял бы из области тайны любви > Божественной и человеческой. Это стало бы моим, я стал бы в какой-то > мере самостоятельным - и потерял бы целую область любви. Поэтому > действительно осознать, что я ничто, что ничего у меня нет своего, > что всё, всё без остатка - дар любви Божией и человеческой любви, > есть именно опознание, открытие Царства Божия, потому что Царство > Божие - это то Царство, где над всем - любовь Божественная, > или непосредственно изливающаяся на нас, или посредством людей > доносимая, приносимая нам. И, таким образом, наше понятие о том, что > Бог есть Творец, не является просто голым фактом, который > противопоставляется тем или иным теориям о возникновении нашего > существования, оно говорит о таком глубинном соотношении любви между > Ним и нами, что, опять-таки, мы благоговейно, трепетно можем только > взирать и дивиться; потому что это первичное наше призвание > является, одновременно, и конечным: мы призваны стать чадами > Божиими, мы призваны стать телом Христовым, местом вселения, храмом > Святого Духа, во Христе и Духе, по слову Иринея Лионского {} стать > единородным сыном Божиим, приобщиться к Божественной природе > (2Пет.1,4). Всё это непостижимо, недостижимо, никакие человеческие > силы не могут этого сделать, но это нам дается Божией благодатью > посредством веры, посредством таинств, через непосредственное > воздействие Божие на наши души и наши жизни. И это раскрывается > перед нами с какой-то новой, потрясающей силой во Христе. [ митрополит Сурожский Антоний. О БОГЕ. Выступление в Московской Духовной Академии 10.II.1982 www.mitras.ru/besedy/besedy4.htm ] + + + Другие фрагменты митр. Антония, где затронута тема еванг. блаженств www.messia.ru/rasylka/rzerv/blazhenstva-blum.txt + проповеди митр. Антония на Лк.5:17-26 (расслабленный и четыре друга) • 14/VII/1985 www.messia.ru/rasylka/003/579.htm#0 • 25/VIII/1965 www.mitras.ru/inname/in_116.htm • 21/III/1965 www.mitras.ru/inname/in_85.htm • 17/VIII/1986 www.mitras.ru/inname/in_7.htm ("О теле") • в кн. 'НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ' www.mitras.ru/mark/mk_2.htm • Яков Кротов: Прощение и исцеление www.messia.ru/rasylka/002/217.htm#0 + + + "Библия-Центр": о даре 'говорения языками' (1Кор.14:) www.bible-center.ru/faq/gifttongue Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051015/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Oct/15.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Спустившись с ними вниз, Иисус остановился на равнине, где собралась большая толпа Его учеников и великое множество народу со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. Они пришли послушать Его и получить исцеление от болезней. Одержимые нечистыми духами тоже исцелялись, и все в толпе стремились прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила, которая всех исцеляла. *Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: - Как счастливы бедные! / Царство Бога - ваше. Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит. Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться. * Так будьте же счастливы, когда ненавидят вас люди и когда изгоняют вас, оскорбляют и чернят ваше имя - и всё это из-за Сына человеческого. Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждет на небесах великая награда! Ведь точно так же поступали с пророками отцы этих людей.* (Лк.6:17-23) * * * "Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил Господь". (Пр.19:21) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|