Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 2 ноября ст.ст., вт (седмица 22-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 24-й седм.) литургические чтения: Кол.2:20-3:3 или 1Фес.3:9-13; Лк.11:34-41. > 11.37-12.1 ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЕВ И УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА > (Мф 23.1-36; Мк 12.38-40; Лк 20.45-47) > 37 Когда Иисус кончил говорить, > один фарисей пригласил Его к себе на обед. Иисус вошел > 38 в дом и сел за стол. • А фарисей, увидев, > что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен. > 39 Но Господь сказал ему: > - Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи > свою чашу и блюдо, но внутри полны жадности > 40 и злобы. • Глупцы! Разве не один Творец > сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри? > 41 Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - > и всё у вас будет чистым! > <.....> > Ст. 37 - Как мы видим, далеко не все фарисеи относились к Иисусу > резко враждебно. Желание разделить с Ним трапезу означает известную > открытость. <...> В будние дни люди ели два раза в день (утром > и во второй половине дня), но в субботу трижды. Придя домой > после синагогального богослужения, примерно в полдень, они обедали. > Скорее всего, фарисей пригласил Иисуса прийти к нему на такой обед. > Сел за стол - точнее: 'лег' <...>. > Ст. 38 - Хотя по Закону Моисея ритуальное омовение рук перед едой > требовалось только от священников, фарисеи тоже соблюдали > это правило (см. также Мк 7.1-5), которое вскоре стало обязательным > для всех. Вероятно, фарисей, пригласивший Иисуса, предполагал, > что Он, перед этим изгонявший беса и общавшийся с народом, должен > был очиститься от возможной ритуальной скверны. > Ст. 39 - Лука называет Иисуса Господом, что отражает более позднее > время, когда титул, некогда относившийся к Богу, Церковь > после воскресения Иисуса перенесла на Него. Довольно трудно себе > представить, что Иисус обрушил столь резкую критику на человека, > пригласившего Его на обед, причем в его доме. Поэтому некоторые > комментаторы предположили, что речь Иисуса была произнесена в другое > время и при других обстоятельствах, но Лука счел этот контекст > наиболее подходящим. Так, в Толковой Библии говорится: 'Можно > полагать, что ев. Лука только приурочил к этому обеду эти обличения. > На самом деле едва ли возможно допустить, чтобы Господь обратился > с ними к хозяину дома и его друзьям: настоящее им место имеется > именно там, где они находятся у ев. Матфея (Мф 23)'.{} Это видно > также из того, что Иисус ничего не говорит об омовении рук, > но о ритуальном очищении посуды. Недостаточно очистить наружную > часть чаши или блюда, оставив их грязными внутри. Так и человек > не может быть близок к Богу, если он соблюдает все внешние > предписания чистоты, не изменившись внутренне. Если он полон > жадности и злобы, никакие ритуалы ему не помогут. Здесь перед нами > метафора, показывающая разницу между внешним и внутренним, > между словом и делом. Конечно, люди и тогда мыли посуду не только > снаружи. Что же касается ритуального очищения, то правил, > относящихся к очищению посуды, было великое множество, но здесь > всё же речь не о том: фарисеи заботятся о своей внешней чистоте, > оставаясь грязными внутри, не чувствуя, что сердца у них осквернены > завистью, ненавистью, презрением ко всем, кто не так набожен, > как они. Истинная чистота у человека будет только тогда, когда его > дела и помыслы соответствуют его внешнему поведению. > Ст. 40 - Глупцы - это слово говорит не об отсутствии интеллекта, > но имеет религиозную окраску, потому что в Священном Писании > так называются люди, далекие от Бога. Здесь ирония особенно заметна, > потому что фарисеи считали себя праведнее и благочестивее > всех остальных. Творец - если бы это предложение находилось > вне контекста, можно было подумать, что имеется в виду горшечник, > но из дальнейшего текста видно, что это Бог. Это Он создал > и наружную, и внутреннюю сторону посуды, следовательно, Он требует > полного очищения. Так и с человеком. Бог, будучи 'сердцеведцем', > видит, что в человеке внутри, и Его невозможно обмануть внешним > благочестием. > Ст. 41 - Иисус предложил самый лучший способ очищения: отдать > содержимое бедным. В параллельном тексте Матфея Иисус требует > от фарисеев очистить и внутреннюю сторону чаши и блюда. Некоторые > ученые даже предположили, что Лука ошибся, спутав арамейский глагол, > означающий 'очищать', с другим, имеющим схожее звучание, > но означающим 'раздавать милостыню'. Но, скорее всего, > Лука сознательно сблизил требование Иисуса со словами Бога у пророка > Исайи (Ис.58.3-8). [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М.:2004; стр.287,289-291 ] ****** По темам чтений за пн и вт смотри также: ******************* +++ свящ. Александр Мень: * "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" * www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0 * +++ Саймон Тагуэлл: внешняя праведность и праведность сердца * www.messia.ru/rasylka/003/610.htm#0 * +++ митр. Сурожский Антоний: основы веры и человеческие предания * www.messia.ru/rasylka/002/179.htm#0 * +++ Иоахим Иеремиас: Набожность, разъединяющая с Богом * www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0 * +++ Дж.А.Т.Робинсон: ничто не предписано - кроме любви * www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#0 * +++ Яков Кротов: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола... * www.messia.ru/rasylka/003/533.htm#0 * +++ В.Н.Кузнецова: Заповедь Бога и отеческие предания * www.messia.ru/rasylka/003/506.htm#0 * +++ Александр Гуревич: * православное фарисейство; позитивное значение фундаментализма * www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0 * ******************************************************************** Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051115/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/15.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Глаза - это светильник для человека. / Когда глаза здоровы, весь человек полон света, / когда глаза больны, человек окутан тьмой. Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой! Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного, ты весь будешь светиться, / как если б озарял тебя своим сиянием светильник". Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его к себе на обед. Иисус вошел в дом и сел за стол. А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен. Но Господь сказал ему: "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо, но внутри полны жадности и злобы. Глупцы! Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри? Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - и всё у вас будет чистым!" (Лк.11:34-41) * * * *И если вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира, зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания, словно вы всё еще живете в этом мире? "Не прикасайся!" "Не ешь!" "Не трогай!" Да все эти запретные вещи для того и существуют, чтобы быть уничтоженными при употреблении! Всё это - человеческие заповеди и учения! Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти! Итак, если Бог воскресил вас вместе с Христом, стремитесь к тому, что на небе, там, где Христос восседает по правую руку Бога. Помышляйте о вышнем, а не о земном. Ведь вы умерли, ваша жизнь сокрыта в Боге вместе с Христом.* (Кол.2:20-3:3) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||