=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


*  9 ноября   ст.ст., вт
  (седмица 23-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 25-й седм.)
  литургические чтения: 1Фес.1:6-10 или 2Фес.1:10-2:2; Лк.12:42-48 *.



>                   12.35-48 БУДЬТЕ ВЕРНЫМИ СЛУГАМИ
>                                                        (Мф.24.45-51)

> 35     Всегда будьте в полной готовности:
>          одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
> 36    Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина
>      со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется
> 37   и постучит. • Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
>      застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется,
>      усадит их за стол и будет им прислуживать.
> 38   Счастливы они, если он застанет их не спящими,
>      в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
> 39    Знайте, если бы хозяину дома было известно,
>      в какое время придет вор, он не допустил бы,
> 40   чтобы вор забрался в его дом. • Будьте и вы в готовности,
>      потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете.
> 41    - Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или для всех? -
>      спросил Его Петр.
> 42    Иисус ответил:
>       - Будьте такими, как верный и разумный управитель,
>      которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
>      и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
> 43  Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
> 44  застанет за делом. • Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
> 45  всё свое имущество. • А если слуга подумает:
>     'Мой хозяин задержится', - и начнет бить слуг и служанок,
> 46  будет есть, пить и пьянствовать, • хозяин того слуги вернется
>     в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает,
>     и, наказав его люто, будет обращаться с ним как с теми,
>     кто не заслуживает доверия.
> 47   Слуга, который, зная волю своего господина, не исполняет ее
>     и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит.
> 48  А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки,
>     то наказание ему будет меньше.
>        Кому много Бог дал,
>          с того много и спросит,
>        кому много доверил,
>          с того еще больше потребует.


> Иисус  продолжает  наставлять  Своих  учеников,  но  тема Его учения
> меняется.  Если  до этого ученики не должны были уподобляться людям,
> полагающимся  на  свое  богатство,  а  не  на Бога, то теперь от них
> требуется  духовная  готовность.  Вероятно,  евангелист собрал здесь
> воедино речения Иисуса, произнесенные Им в разное время и при разных
> обстоятельствах.  Ср. Мф.24, где Иисус в Своей эсхатологической речи
> говорит    о  необходимости   быть готовыми  встретить  вернувшегося
> Сына человеческого.

> <.....>

> Ст.  41  -  В  синоптических Евангелиях Петр обычно говорит от имени
> остальных  апостолов.  Здесь  он,  скорее всего, обращается от имени
> всех учеников Иисуса, противопоставляя их толпе.

> Ст. 42  -    В  ответ   Иисус   рассказывает притчу.  Будьте такими,
> как  верный и разумный управитель...  - дословно: 'Кто [есть] верный
> и  разумный управитель..?' Такой зачин в притче побуждает слушателей
> отождествить  себя   с персонажами притчи.   Некоторые  комментаторы
> также предполагают, что здесь семитическая конструкция и предложение
> может   быть  понято  по  другому:  'Если  есть  верный  и  разумный
> управитель,  то  он  счастлив...' (см. ст. 43).  Управителями  были,
> как  правило,  рабы, пользовавшиеся наибольшим доверием у господина.
> На  время    своего   отсутствия   хозяин   поручил   ему  управлять
> и распоряжаться остальными своими товарищами, так что он стал 'рабом
> над рабами'. Быть  верным  хозяину - главное достоинство такого раба
> (ср.  1Кор.4.2).     Разумный   -   необходимое   качество для всех,
> кто управляет другими людьми.

> Ст. 43-44 -   Тот раб, который оправдает доверие,  получит награду -
> он назван  счастливым  (). Правда, господин не обещает рабу свободы,
> он,   казалось  бы,   и  так  облечен  доверием  хозяина,  но всё же
> не  обладает властью, теперь же хозяин будет доверять ему еще больше
> и наделит его властью, но и ответственностью тоже. <...>

> Ст.  45  -  Но  может оказаться и так, что раб, возомнив, что хозяин
> вернется  не  скоро, начнет чувствовать себя господином и вести себя
> так,  как,  с  его рабской точки зрения, должен вести себя господин:
> проводить  время  в  роскоши  и помыкать теми, кто находится под его
> властью,  жестоко  с ними обращаясь.  Пьянствовать  - Писание всегда
> гневно   осуждало  пьянство,    оно  было   символом   безрассудства
> и   безответственности  (Иоиль 1.5; Ис.28.1-3; 1Фес.5.6-8; Лк.21.34;
> 1Кор.15.34; 1Петр.1.13; 5.8).

> Ст. 46 - Но хозяин всё же вернется - и вернется внезапно. Он жестоко
> накажет    неверного  слугу,    злоупотребившего  доверием господина
> и  не  исполнившего  его  поручение.   Наказав его люто  - дословно:
> 'разрубит  его  пополам'.    Согласно мнению  многих  комментаторов,
> эти  слова  надо понимать в фигуральном смысле, иначе непонятно, как
> он  после  казни   станет  с  ним  обращаться    как  с  теми,   кто
> не заслуживает доверия.  Кроме того, на вероятность такого понимания
> указывает следующий стих: 'будет жестоко избит'. Другие же полагают,
> что  слуга  действительно будет казнен, а дальнейшие  слова  говорят
> о  его   посмертной   участи:    его  ждет  тот же приговор, который
> будет  вынесен двуличным людям (буквально: 'неверным'). В предыдущей
> главе   так  названы  фарисеи  и  учителя  Закона,  но  здесь  Иисус
> предостерегает  учеников, чтобы они не уподобились им, иначе им тоже
> не избежать осуждения и гибели.

> Ст. 47-48  -    И  еще одну маленькую притчу рассказал Иисус.  В ней
> на  этот  раз противопоставлены двое слуг: один, знающий, чего хочет
> от  него   господин,    и  другой, который этого не знает.  В Библии
> тоже   различались   грехи   сознательные  и   грехи,    совершенные
> по  неведению (см. Числ.15.22,30; Втор.17.12: Пс.19(18).13-14). Грех
> по  неведению  не остается безнаказанным, но кара меньше. За притчей
> следуют два пословичных речения с тем же смыслом.

> 'Все  три  притчи  имеют общую тему - пришествие Иисуса. В ст. 39-40
> пришествие  Иисуса рассматривается как грозная катастрофа, к которой
> человек  должен  быть  готов  всё  время.  Ст. 35-38  сформулированы
> как  обещание,    в  котором   слава   того,   что придет,  взрывает
> форму  притчи.   Но  акцент   остается   на  постоянной  готовности.
> Ст.  42-46,  напротив,  указывают  на  то,  что промежуточный период
> ожидания  требует  ответственных  действий  на  пользу другим людям.
> Иисус   отвечает  на  вопрос  Петра,   но  не  прямо,  а рассказывая
> об  управителе  и  других  людях,  которым что-то поручено.  Главное
> в  этих   стихах -  не права и власть,  но б`ольшая ответственность,
> но  также и  больший соблазн  господствовать над другими.   Обещание
> (ст.  35-38)  и  предостережение  (ст.  39-40),  обращенные ко всем,
> особенно  подходят для апостолов и, соответственно, для всех лидеров
> христианских общин (ст. 47-48)'.
> {Е.Schweizer, The Good News according to Luke ...}

> Во  всех  этих  притчах  есть  аллегорические  черты.  Многие ученые
> полагают,  что  первоначально  Иисус адресовал их Своим противникам:
> учителям  Закона было много дано, им было вверено Слово Бога, но они
> злоупотребили доверием Господина и будут сурово наказаны. Но, будучи
> помещенными   после   отрывка,  в  котором  главной  темой  является
> бодрствование     и    духовная   готовность,     притчи    поменяли
> свой изначальный смысл: их адресатами стали христиане и прежде всего
> лидеры   общины.   Если  они,   опьяненные  властью,  забудут о том,
> что   Господин   обязательно   вернется,     и станут злоупотреблять
> своим  положением  и  деспотично  обращаться  с  теми,    заботиться
> о которых они были поставлены, их ждет самое суровое наказание.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М.:2004; стр.310-315 ]



        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:45-51;
          эпизод N 61 по "Брюссельскому согласованию"




+++ свящ. Александр Мень: евангельская эсхатология
             www.messia.ru/rasylka/004/980.htm#0
+++ Он же - подробнее о библейской эсхатологии
                www.messia.ru/r2/1/337.htm#0
+++ иером. Томас Мёртон: одаренность. свое место
           www.messia.ru/rasylka/003/617.htm#0
+++ иг. Евмений Перистый, Виктор Франкл: Смысл земной жизни
                      www.messia.ru/rasylka/002/255.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051122/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/22.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Христос возвещал о Царстве как о реальности сегодняшнего дня,
 незаметно проникающей в мир, без тех космических знамений,
 которые ожидала прежняя эсхатология.
 Такой неприметный приход Царства составляет средоточие Евангелия.
 Из евангельских притч явствует, что и суд, и спасение
 явлены миру уже с того момента,
 когда Иисус Назарянин провозгласил наступление Царства.
 Оно в будущем, но одновременно уже здесь, среди людей.
 Тем не менее, оно подготавливается постепенно,
 a всякий, кто умеет различать знамения времени,
 сможет увидеть признаки наступления Царства.
 В нём происходит (и окончательно произойдет в будущем)
 отделение добра от зла, ибо ничто нечистое не может войти в Царство.*
                                        (прот. Александр Мень)
                                * * *
*Христианство как таковое, т.е. как вера во Христа, Мессию Иисуса,
 необходимо от начала было связано с эсхатологией,
 составлявшей не случайный придаток,
 а существенный элемент евангелия царства.
 Не отказываясь от самого себя,
 христианство не может отказаться
 от веры в Богочеловечество и в царство Божие,
 в конечную, совершенную реализацию Бога на земле...
 Отдельные образы христианской эсхатологии
 можно объяснять исторически,
 но основная идея ее,
 засвидетельствованная жизнью и смертью Христа Иисуса
 и всем Новым Заветом, начиная с молитвы Господней,
 представляет и до сих пор жизненный вопрос христианства -
 веры "во Единого Бога Отца Вседержителя".
 Есть ли мировой процесс безначальный, бесконечный,
 бесцельный и бессмысленный, чисто стихийный процесс,
 или же он имеет разумную конечную цель?..
 У христианства возможен на это лишь один ответ.*
                                                (С.Н.Трубецкой)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1329.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»