Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 15 ноября ст.ст., пн /Начало Рождественского поста/ (седмица 24-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 26-й седм.) /память прп. Паисия Величковского, 1794/ литургические чтения: 1Фес.2:20-3:8 или 1Тим.1:1-7; Лк.14:12-15. > Беспредельная милость > <....> Иисус повсюду собирает приверженцев, сплачивая их вокруг > себя; он предъявляет к ним жесткие требования (); его приверженцы > сознают себя общиной, имеющей свой знак, по которому их узнают: > молитву 'Отче наш'. > В движении, берущем начало от Иисуса, особенно бросаются в глаза > некоторые черты, общие с ессеями. Ессеи запрещают брак (во всяком > случае, тем членам общины, которые живут в монастыре в Кумране), > что было необычным; {} Иисус не женат. Кумранские ессеи требуют > отказа от всякой собственности и имеют общее имущество; > Иисус ожидает от богатого юноши отказа от всего, чем он владеет > (Мк.10,17-31), и в узком кругу его учеников - во всяком случае, > согласно Иоанну - была общность имущества (Ин.12,6; 13,29). Ессеи > запрещают клясться; Иисус тоже запрещает злоупотреблять именем Бога, > используя его в пустых клятвах (Мф.5,33-37; 23,16-22).{} Не должны > ли мы на основании такого сходства заключить, что Иисус намеревался > создать общину-остаток наподобие ессейской? > Если бы мы это сделали, то это означало бы полное непонимание > Вести Иисуса. Контраст между Иисусом и всеми другими, кто пытался > образовать общину-остаток, выявляется в одном совершенно > определенном пункте, а именно в вопросе об +обособлении+ > от 'внешних'. > Когда в одном из ессейских благодарственных гимнов, звучащем > прямо-таки по-новозаветному, говорится: 'возвестить нищим радостную > весть во всей полноте Твоего милосердия', то нельзя забывать, что > под 'нищими' имеются в виду члены общины, малого отряда желающих > покаяться, решившихся на полное повиновение Торе, которые, вступив > в общину, отделились от не готовой к покаянию толпы. Вступая, > они обязывались > 'любить всё, что Он (Бог) избрал, > и ненавидеть всё, что он отверг'.{} > Торжественная церемония вступления в общину включала в себя страшные > проклятия по адресу не готовых к покаянию грешников: > 'Проклят ты без милосердия > за темноту твоих дел, > и поразит тебя гнев > во мраке вечного огня. > Не сжалится над тобой Бог при зове твоем > и не простит тебе, очистив твои грехи. > Да обратит лик своего гнева на отмщение тебе, > да не будет тебе мира в устах > ни у кого из ангелов-заступников'.{} > Ессей безусловно не должен 'никому воздавать злом',{} 'усердствовать > в духе нечестия',{} напротив, ему следует 'добром преследовать > человека';{} однако это ничуть не уменьшает 'вечной ненависти > к людям испорченным',{} 'гнева' против 'людей злобы'{} > и беспощадности к отступникам.{} Это лишь означает, что возмездие > предоставляется Богу, который воздаст им в 'день расплаты'.{} > Предписания по проведению собрания полноправных членов общины носят > еще более избирательный характер, чем условия приема. К нему > не допускаются даже физически неполноценные члены общины. Ессеи > смотрели на себя как на Божий народ священников конца времен > и применяли к себе положение, по которому к службе в храме > допускались только физически полноценные священники (Лев.21,18-20). > 'Люди глупые, безрассудные, бестолковые, сумасшедшие, слепые, > калеки, хромые, глухие и несовершеннолетние - никто из них > в собрании общины (ср. со следующей цитатой) участвовать не будет, > ибо святые ангелы будут среди них' (а присутствие уродливых > и отсталых было бы для ангелов оскорбительным).{} > Соответственно об общине последних мессианских времен говорится > следующее: 'И каждый пораженный любой человеческой нечистотой пусть > не входит в собрание Бога... Всякий человек с телесным недостатком: > с больными ногами или руками, хромой, или слепой, или глухой, > или немой, или тот, чьей плоти коснулась порча, так что это заметно > глазу, или старик спотыкающийся, что не может держаться твердо > среди общества, - эти пусть не приходят, чтобы предстать > среди общества именитых людей, ибо в их общине - святые ангелы'.{} > Эти предписания ессеев связаны со святостью Бога. Их святой Бог > ненавидит грешников, и точно так же, как его святость не допускает, > чтобы физически ущербные отправляли богослужение, святость небесного > воинства не допускает, чтобы таковые входили в собрание общины. > <Здесь> пути Иисуса и ессеев расходятся.{} По близости > к первохристианству это пробуждающее людей движение с его ликованием > по поводу спасения, серьезностью, самоотверженностью, с его > самосознанием может сравниться разве что с движением Крестителя, > о котором, однако, нам мало что известно (ср. тем не менее > Лк.1,13-17). Основатель ессейской общины Учитель праведности > был убежден, что его провозвестием, ужесточающим требования Торы, > решаются проблемы суда и спасения. Он отказывается от прерогатив > Израиля и учит, что разделение произойдет в самом Израиле. Он, <...> > в отличие от других течений древнего иудаизма, знает, > что эсхатологический Иерусалим и эсхатологический Храм уже сейчас > возвещают о себе в образе его общины. <...> Однако его весть, > со всей захватывающей серьезностью ее призыва к покаянию > и с ее ликованием по поводу дарованного спасения, направлена > на обособление готовых к покаянию от основной массы, которую > ессеи считали безнадежно обреченной на погибель. > Не нужно много слов, чтобы показать, с какой резкостью отвергал > Иисус все попытки реализовать общину-остаток человеческими > стараниями и обособлением от недостойных. Он звал тех, кому > было отказано в принадлежности к этой общине. Когда он призывает > своих - нищих, увечных, хромых и слепых, - чтобы пригласить их > к столу (Лк.14,13), и когда в его притче хозяин созывает в дом > нищих, увечных, хромых и слепых (ст. 21), то это прямой вызов > ессейской общине-остатку. Такой же вызов бросает Иисус фарисеям, > и не только там, где он их явно называет (как в Лк 11,37-44 ...), но > и в случае Мф.6,1-18, и во многих притчах. > В этом отношении Иисус отличается даже от Крестителя, который > превосходит всех остальных основателей общин-остатков тем, > что разбивает всякую самоуверенность и даже народу Божьему возвещает > суд (Мф.3,7-12), и который, согласно Лк.3,12, не отказывал желающим > покаяться мытарям: Креститель принимает виновных после того, как > они объявляют о своей готовности вести новую жизнь; Иисус предлагает > грешникам спасение до того, как они покаялись, что особенно видно > из Лк.19,1-10. > Вновь и вновь в первых трех евангелиях заходит речь о том, насколько > предосудительным, возбуждающим и будоражащим казалось поведение > Иисуса, когда он отвергал особые претензии фарисеев и ессеев > на реализацию святого остатка и прямо обращался к тем, кто > был исключен из претендующей на эту роль общины. > Именно весть о беспредельной и безоговорочной милости отделяет Его > от общин-остатков и от Крестителя. Бог, которого проповедует > Иисус, - это Отец малых и потерянных, Бог, который хочет иметь дело > с грешниками и ликует, когда один грешник находит дорогу домой > (Лк.15,7.10). Поскольку Бог так беспредельно добр, поскольку > Бог любит грешников, Иисус собирает не "святой остаток", > но всеохватывающую спасаемую общину нового народа Божьего. Иисус > широко распахивает двери, зовет всех без исключения, как наседка > зовет всех цыплят под свое крыло (Мф.23,37 пар. Лк 13,34). > 'Все () званы (на праздничную трапезу)', и не от Иисуса зависит, > что лишь немногие достигают цели (Мф22,14).{} > Иисус, безусловно, тоже знает, что между грешниками и избранными > произойдет разделение. Пять дев поступили мудро, пять - безрассудно. > Одно только участие в застолье с Иисусом еще не гарантирует спасения > (Лк.13,26сл). Понятно, что его спрашивают, почему же он не удаляет > грешников из круга своих последователей. На этот вопрос Иисус > отвечает притчей о сорняках (Мф.13,24-30): {Истолкование притчи > в ст. 36-43 является вторичным ...} час еще не пришел. Еще есть > отсрочка. Придет время, и Бог сам совершит разделение. Людям > этого делать нельзя. Только Бог ведает сердце человека. [ Иоахим Иеремиас. БОГОСЛОВИЕ НОВОГО ЗАВЕТА. ПРОВОЗВЕСТИЕ ИИСУСА (5.17.3) // М., 1999; стр.196-200 agnuz.info/library/books/Bogoslovie_novogo_zaveta/page18.htm#3 ] ########### ПО ТЕМЕ евангельского чтения СМОТРИ: ########## # • Саймон Тагуэлл о блаженстве бедных: # # www.messia.ru/rasylka/002/216.htm#0 # # • Джованни Мартинетти: Любовь Бога. Единство с Богом. Вера # # www.messia.ru/rasylka/004/986.htm#0 # # • свт. Климент Александрийский - об отношении к пище # # www.agnuz.info/library/books/Pedagog/page14.htm # # • свящ. Александр Мень: Социальная проблематика и Новый Завет # # www.krotov.info/library/13_m/myen/bible2/social.html # # • Р.Дж.Нейхауз: мы входим в Царство Божие с разрешения бедняков # # www.messia.ru/rasylka/002/261.htm#0 # ##################################################################### Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051128/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/28.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник* ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус сказал пригласившему Его фарисею: "Когда ты устраиваешь завтрак или обед, не зови ни друзей, ни братьев, ни родню, ни богатых соседей, потому что они сами потом позовут тебя и вы будете в расчете. Когда будешь устраивать званый обед, позови лучше бедных, увечных, калек и слепых. Вот тогда можешь считать себя счастливым: они ничем не смогут тебе воздать и поэтому воздастся тебе, когда воскреснут праведные". Услышав это, один из гостей сказал Иисусу: "Счастлив тот, кто будет пировать в Царстве Бога!"* (Лк.14:12-15) * * * 'Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением' (а.Исаия) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |