=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 26 ноября   ст.ст., пт
  (седмица 25-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 27-й седм. Рожд. пост)
  литургические чтения:
                       2Фес.3:6-18 или 2Тим.1:1-2,8-18; Лк.19:12-28.



>                 19.11-27 ПРИТЧА О СПРЯТАННОЙ МОНЕТЕ
>                            (Мф 25.14-30)

> 11  Тем, кто это слышал, Иисус рассказал еще притчу. Он ведь был
>    уже недалеко от Иерусалима, и они полагали, что теперь
> 12 Царство Бога вот-вот явится. • Иисус сказал:
> - Один вельможа отправлялся в далекую страну,
>    чтобы утвердить свои права на царский престол, а затем вернуться.
> 13 Он позвал к себе десять слуг, дал им по золотой монете и сказал:
>    'Пустите их в дело, пока я буду отсутствовать'.
> 14 Соотечественники его ненавидели, они послали вслед ему
>    посольство, которое должно было заявить: 'Мы не хотим, чтобы он
> 15 царствовал у нас'. • Когда он, получив царский престол, вернулся,
>    то велел позвать к себе слуг, которым дал деньги, желая узнать,
> 16 сколько те на них заработали. • Первый явился и сказал:
>    'Господин мой, твой золотой принес мне десять золотых'. -
> 17 'Молодец, ты хороший слуга, - сказал ему царь. -
>     Раз ты в малом деле оказался надежен, отдаю тебе под начало
> 18  десять городов'. • Второй пришел и сказал:
>     'Твой золотой принес мне пять золотых'.  -
> 19  'И тебя ставлю над пятью городами', - сказал ему царь.
> 20  А третий пришел и сказал: 'Господин мой, вот тебе твой золотой.
> 21  Я хранил его, завернув в платок, • потому что боялся тебя.
>     Ты ведь человек безжалостный: берешь там, где не клал,
>     и жнешь то, что не сеял'.
> 22  Царь говорит ему: 'Ты сам вынес себе приговор, негодный слуга!
>     Ты знал, что я человек безжалостный, беру там, где не клал,
> 23  и жну то, что не сеял. • Так почему ты не отдал мои деньги
>     в банк? Вернувшись, я бы получил их с процентами!'
> 24  И он приказал свите: 'Возьмите у него золотой и отдайте тому,
> 25  у кого десять золотых'.  - • 'Господин, - сказали они, - у него
> 26  уже есть десять золотых!' - • 'А я говорю вам: у кого есть,
>     тому будет дано еще, а у кого нет, у того и то, что есть,
> 27  отнимется. • А моих недругов, тех, что не хотели, чтобы я у них
>     царствовал, приведите сюда и при мне казните'.

>          -----------------------------------------------------------
>          *15  сколько те на них заработали  - в некоторых рукописях:
>       'кто сколько заработал'. В ряде рукописей ст. *25 отсутствует.
>         ------------------------------------------------------------
>         || 12 Мк.13.34   17 Лк.16.10   26 Мф.13.12; Мк.4.25; Лк.8.18

> Хотя  эта  притча  очень  похожа на притчу о талантах (Мф.25.14-30),
> разница  между  ними  достаточно велика, что наводит на мысль о том,
> что перед нами либо две притчи, рассказанные Иисусом в разное время,
> либо  это  одна притча, но претерпевшая большие изменения в процессе
> передачи  устной  традиции и подвергшаяся серьезному редактированию.
> Большинство  ученых   полагает,    что   матфеевская  версия   ближе
> к  оригиналу. Кроме того, в первой части притчи Луки многие выделяют
> еще  одну притчу  и называют  ее  притчей  о претенденте  на престол
> (ст. 12-14,27).

> Ст. 11  -  То,  что  притча была рассказана Иисусом, когда они были
> недалеко    от  Иерусалима    (),   свидетельствует   о  том,    что
> Его слушатели не поняли того, что Он говорил им по дороге. Исцеления
> и  другие  деяния Иисуса еще не доказывают, что Царство Бога вот-вот
> явится  в  полноте  силы  (ср. Деян.1.6-8). Хотя спасение уже пришло
> 'сегодня'  (ст. 9),  наступление  Царства  и Суд еще впереди.  Иисус
> раньше  предсказал,  что  сначала в Иерусалиме Его убьют, как прежде
> убивали  пророков  (13.31-35). Его притча говорит о том, что Господь
> покинет Своих слуг, поручив им исполнить Свое дело на земле, а затем
> вернется  как  могущественный Царь и тогда наградит верных и накажет
> врагов.

> Ст. 12  -    Вероятно,   в  основу притчи положены реальные события,
> о  которых сообщает Иосиф Флавий. После смерти Ирода Великого в 4 г.
> до н.э. его сын Архелай отправился в Рим к императору Августу, чтобы
> тот  утвердил  его  право  на  престол.  Так  как  Архелай уже успел
> проявить себя как жестокий  правитель,  в Рим отправилась  делегация
> из пятидесяти человек с жалобой на него  и  с просьбой  к императору
> не  предоставлять  ему царскую власть. Известно, что Август разделил
> царство  Ирода  Великого  между  его  сыновьями.  <Архелаю  пришлось
> довольствоваться титулом этнарха.> После возвращения Архелай устроил
> кровавую бойню, уничтожая всех, кто противился его правлению.

> Как уже было неоднократно раньше, Иисус использовал известный сюжет,
> приспособив  его  для  Своих  целей.  Вероятно,  первая часть притчи
> должна была предостеречь слушателей от самоуспокоенности.

> Ст. 13 - В отличие от Матфея, слуг не трое, а десять, причем все они
> получают  от  вельможи  одинаковую  сумму - по одной золотой монете.
> Золотая   монета     -   буквально:  'мина';  это  греческая  монета
> достоинством  в  100 драхм. <...> господин поручил слугам лишь малую
> часть  своего  имущества,  вероятно, с целью испытать их, в то время
> как  в  матфеевской  притче  господин  разделил  между  слугами  всё
> имущество  и  дал одному пять тысяч золотых (пять талантов), другому
> две тысячи (два таланта) и третьему одну тысячу (один талант).

> <...>

> Ст. 15  - Очевидно,  посольство ненавидевших его граждан не добилось
> успеха.  После получения царского титула господин вернулся и призвал
> слуг, чтобы те дали ему отчет, как поступили с деньгами.

> Ст. 16-19  -   Первые  двое  слуг  пришли  и  сообщили,  что  сумели
> значительно  увеличить  его  имущество,   и  господин  похвалил  их.
> Не  сообщается, каким именно образом они заработали деньги. Главное,
> что они проявили сообразительность и деловую хватку и, нажив большую
> прибыль, увеличили доверенный им капитал один в десять раз, а другой
> в  пять   раз.   Известно,  что  в  древности были огромные проценты
> и  комиссионные  (). Кроме того, они не побоялись риска от возможной
> потери  денег.  За  это  они  получили  от  царя  огромную  награду,
> несоизмеримую  с  количеством доверенных денег. Первый был поставлен
> над десятью городами, а второй - над пятью. Правда, некоторые ученые
> предположили,  что здесь неправильный перевод с арамейского и вместо
> городов  речь  идет  о  талантах.  Но именно несоизмеримость награды
> переводит  обычную  историю  в  разряд  притчи  (см., например, 8.8;
> 13.19,21).

> Ст. 20 - Хотя в начале притчи говорилось о десяти слугах, упомянуты
> лишь  трое,  как  и  у Матфея. Третий слуга побоялся риска и спрятал
> доверенную  ему  монету  в  головную  повязку -   завернув в платок.
> У  Матфея  он  закопал деньги, то есть сделал всё, чтобы они не были
> украдены. Ведь по еврейским представлениям того времени самым лучшим
> способом    сберечь   доверенные  кому-либо  деньги   или   ценности
> было  закопать  их  в  потайном месте в землю. Но если он спрячет их
> каким-либо  другим способом, то есть не так надежно, он должен будет
> отвечать  своим  имуществом  в случае пропажи. Следовательно, третий
> слуга  не  только не увеличил капитал, но и отнесся к доверенным ему
> деньгам безрассудно.

> Ст. 21-23  - Третий слуга возвращает доверенные ему деньги в целости
> и   сохранности,   но  получает  не  похвалу,    а   резкий   упрек.
> Слуга  объясняет  свое  поведение тем,   что боялся своего господина
> и  поэтому  не  хотел рисковать его деньгами. Ведь, сделав неудачное
> вложение,  он  мог  бы  полностью  потерять  их,  а зная крутой нрав
> господина,  он  не  надеялся  на  его  снисхождение.  Слуга,  назвав
> господина   безжалостным  и применив к нему слова поговорки  'берешь
> там,  где  не клал, и жнешь то, что не сеял'  (вариант Матфея слегка
> отличается),   не  клевещет  на него:  хозяин действительно жестокий
> и  алчный  человек.    Тот  не  опровергает  такую   характеристику,
> но  подхватывает  слова  слуги, заявляя, что в таком случае его вина
> еще   возрастает:   слуга  знал,   чего  от  него хочет господин, но
> не   исполнил.   Он   негодный  слуга,   потому  что  его  поведение
> становится  сознательным  нарушением  воли  хозяина  и не может быть
> оправдано  безынициативностью.  Может быть, он не смог бы заработать
> много,    но  он   должен был  получить  хоть какую-нибудь  прибыль,
> отдав  деньги в рост пусть даже под малый процент. Слушателей притчи
> такое  требование  хозяина  должно  было  поразить еще больше, ведь,
> согласно  Закону,  евреям  запрещалось,  давая деньги в долг,  брать
> с  них   проценты   (Лев.25.35-37; Втор.15.1-10; 23.19-20);  правда,
> по  отношению  к  язычникам  ростовщичество не запрещалось.  Банк  -
> буквально:  'скамья',  то  есть  сиденье,  на котором сидел человек,
> занимавшийся финансовыми операциями.

> Ст. 24  -   Лука  ничего  не  говорит  о  наказании  третьего слуги,
> вероятно,  он  просто  остался  слугой,  в то время как его товарищи
> стали  приближенными  царя  и получили огромную власть. Деньги слуги
> велено   отдать   тому,   кто  получил  наибольшую прибыль.  Правда,
> это  распоряжение  звучит  странно: одна золотая монета отдана тому,
> кто  уже  поставлен  над  десятью  городами.    Но в притче  главное
> не  малость суммы, а то, что верный слуга получает еще одну награду,
> а ленивый и негодный лишается всего.

> <...>

> Ст. 26  -  Слова  этого  стиха,   вероятно,    не  принадлежат царю,
> а  представляют  собой  комментарий самого Иисуса на рассказанную Им
> притчу. Это подтверждается тем, что стих начинается словами  'говорю
> вам',  так обычно говорит Иисус,  подводя итог тому,  что Он сказал,
> и  подчеркивая его важность. <....>

> Ст. 27   - Этот стих возвращает нас к первой части притчи, названной
> притчей  о  претенденте  на престол. Такое поведение было характерно
> как   для  Ирода,    так  и  для  его  сына  Архелая.  Но перед нами
> не   исторический   рассказ,   а   притча,   и  она  рисует  картину
> эсхатологического    Суда   Божьего,   который  наступит,   несмотря
> на отсрочку Парусии.

> Любопытно  сравнить  эту  притчу  с  вариантом,    дошедшим  до  нас
> в   евангелии    назореев   и   сохраненным   в  пересказе  Евсевия:
> 'в  евангелии,  написанном  евреями,  которое  попало  к нам в руки,
> угроза направлена не против того, кто спрятал талант, ибо <господин>
> имел  трех  слуг,   того,   кто  растратил  состояние  с  блудницами
> и  флейтистками,  того,  кто умножил полученное, и того, кто спрятал
> талант;  и одного господин принял с радостью, другого только укорил,
> а  третьего  отправил  в темницу'. Как мы видим, этот вариант притчи
> больше  похож  на  притчу  о  верном  и  неверном  слугах.  Здесь же
> появляется  новая  тема:     на  Божьем  Суде  человек  должен будет
> дать  отчет  о том, как он распорядился данным ему Богом даром. Этот
> дар  нужно  использовать  и  приумножать. Если первоначально притча,
> вероятно,  тоже  была обращена к фарисеям и учителям Закона, которым
> были  даны  ключи от Царства,  но они ни сами не входили,  ни других
> не  впускали,    то  теперь  она стала восприниматься как обращенная
> к христианам. Христианин - сотрудник Бога, и вера требует принесения
> плодов, даже если это сопряжено с риском.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М., 2004; стр.413-8 ]



 -------------------
/ Ссылки по теме: ------------------------
//      *** Яков Кротов: "к`уплю дейте" -------------------------
///        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_14.html  *
// *** Клайв Льюис: Христос не для того страдал,                *
//                  чтобы мы тряслись над нашим счастьем        *
///                     www.messia.ru/rasylka/004/997.htm#0   *
// *** C.Тагуэлл: То, что вверено нам Господом. Духовная нищета *
///                     www.messia.ru/rasylka/003/634.htm#0   *
//      *** прп. Макарий Египетский                             *
///  www.agnuz.info/library/books/Novie_duh_besedi/page13.htm   *
=================================================================

 * * * * смотри также по теме чтения из 2Фес.3: * * * * *
++++ Клайв Стейплз Льюис: Христианское общество?
           www.messia.ru/rasylka/004/983.htm#0
++++  С.Н.Булгаков: хозяйственные заботы
            www.messia.ru/rasylka/002/258.htm#0
++++  иг. Вениамин Новик -
       Христианский социализм прот. Сергия Булгакова
                    www.vehi.net/bulgakov/novik.html
++++  иг. Иннокентий Павлов - С.Н. Булгаков об общественном идеале
                        www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3993
++++  Прп. Иоанн КОАНН Римлянин -
       О пользе трудолюбия и о вреде праздности
        www.krotov.info/acts/05/marsel/kass741.html (см. гл. 12)
++++  прот. Александр Мень - ЭТИКА БИБЛЕЙСКАЯ
       www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/c_3_aetika.htm

        
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051209/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/9.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник*                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Господа нашего Иисуса Христа мы требуем,
 чтобы вы  держались подальше от всякого брата,
 который живет  праздно и не следует завету, полученному от нас.
 Ведь вы сами знаете, как вы должны  подражать нам.
 Потому что мы у вас не бездельничали,
 ни у кого куска хлеба даром не съели,
 день и ночь работали, не щадя сил,
 лишь бы никого из вас не обременить.
 И не потому, что у нас нет такого права,
 а потому, что мы хотели, чтобы вы брали с нас пример.
 Ведь еще тогда, когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали:
 "Кто не хочет работать, тот пускай и не ест!"
 А теперь мы слышим, что у вас есть люди,
 которые бездельничают, работать не работают, а лезут в чужие дела.
 Этим людям мы приказываем и призываем их именем Господа Иисуса Христа
 спокойно работать и есть свой собственный хлеб.
  Вы же, братья,  не поддавайтесь усталости, делая добро.
 А если кто-то не послушается того, что мы пишем в этом письме,
 то берите его на заметку и не общайтесь с ним,
 пусть ему будет стыдно!
 Но не обращайтесь с ним как с врагом, а увещевайте как брата!
  Пусть сам Господь, источник мира,  дает вам мир всегда и всячески.
 Да будет во всеми вами Господь!* (2Фес.3:6-16)
                                * * *
'Когда истину долго отстаивают, вера выпадает в осадок' (В.Ш.)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1346.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...