Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 26 ноября ст.ст., пт (седмица 25-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 27-й седм. Рожд. пост) литургические чтения: 2Фес.3:6-18 или 2Тим.1:1-2,8-18; Лк.19:12-28. > 19.11-27 ПРИТЧА О СПРЯТАННОЙ МОНЕТЕ > (Мф 25.14-30) > 11 Тем, кто это слышал, Иисус рассказал еще притчу. Он ведь был > уже недалеко от Иерусалима, и они полагали, что теперь > 12 Царство Бога вот-вот явится. • Иисус сказал: > - Один вельможа отправлялся в далекую страну, > чтобы утвердить свои права на царский престол, а затем вернуться. > 13 Он позвал к себе десять слуг, дал им по золотой монете и сказал: > 'Пустите их в дело, пока я буду отсутствовать'. > 14 Соотечественники его ненавидели, они послали вслед ему > посольство, которое должно было заявить: 'Мы не хотим, чтобы он > 15 царствовал у нас'. • Когда он, получив царский престол, вернулся, > то велел позвать к себе слуг, которым дал деньги, желая узнать, > 16 сколько те на них заработали. • Первый явился и сказал: > 'Господин мой, твой золотой принес мне десять золотых'. - > 17 'Молодец, ты хороший слуга, - сказал ему царь. - > Раз ты в малом деле оказался надежен, отдаю тебе под начало > 18 десять городов'. • Второй пришел и сказал: > 'Твой золотой принес мне пять золотых'. - > 19 'И тебя ставлю над пятью городами', - сказал ему царь. > 20 А третий пришел и сказал: 'Господин мой, вот тебе твой золотой. > 21 Я хранил его, завернув в платок, • потому что боялся тебя. > Ты ведь человек безжалостный: берешь там, где не клал, > и жнешь то, что не сеял'. > 22 Царь говорит ему: 'Ты сам вынес себе приговор, негодный слуга! > Ты знал, что я человек безжалостный, беру там, где не клал, > 23 и жну то, что не сеял. • Так почему ты не отдал мои деньги > в банк? Вернувшись, я бы получил их с процентами!' > 24 И он приказал свите: 'Возьмите у него золотой и отдайте тому, > 25 у кого десять золотых'. - • 'Господин, - сказали они, - у него > 26 уже есть десять золотых!' - • 'А я говорю вам: у кого есть, > тому будет дано еще, а у кого нет, у того и то, что есть, > 27 отнимется. • А моих недругов, тех, что не хотели, чтобы я у них > царствовал, приведите сюда и при мне казните'. > ----------------------------------------------------------- > *15 сколько те на них заработали - в некоторых рукописях: > 'кто сколько заработал'. В ряде рукописей ст. *25 отсутствует. > ------------------------------------------------------------ > || 12 Мк.13.34 17 Лк.16.10 26 Мф.13.12; Мк.4.25; Лк.8.18 > Хотя эта притча очень похожа на притчу о талантах (Мф.25.14-30), > разница между ними достаточно велика, что наводит на мысль о том, > что перед нами либо две притчи, рассказанные Иисусом в разное время, > либо это одна притча, но претерпевшая большие изменения в процессе > передачи устной традиции и подвергшаяся серьезному редактированию. > Большинство ученых полагает, что матфеевская версия ближе > к оригиналу. Кроме того, в первой части притчи Луки многие выделяют > еще одну притчу и называют ее притчей о претенденте на престол > (ст. 12-14,27). > Ст. 11 - То, что притча была рассказана Иисусом, когда они были > недалеко от Иерусалима (), свидетельствует о том, что > Его слушатели не поняли того, что Он говорил им по дороге. Исцеления > и другие деяния Иисуса еще не доказывают, что Царство Бога вот-вот > явится в полноте силы (ср. Деян.1.6-8). Хотя спасение уже пришло > 'сегодня' (ст. 9), наступление Царства и Суд еще впереди. Иисус > раньше предсказал, что сначала в Иерусалиме Его убьют, как прежде > убивали пророков (13.31-35). Его притча говорит о том, что Господь > покинет Своих слуг, поручив им исполнить Свое дело на земле, а затем > вернется как могущественный Царь и тогда наградит верных и накажет > врагов. > Ст. 12 - Вероятно, в основу притчи положены реальные события, > о которых сообщает Иосиф Флавий. После смерти Ирода Великого в 4 г. > до н.э. его сын Архелай отправился в Рим к императору Августу, чтобы > тот утвердил его право на престол. Так как Архелай уже успел > проявить себя как жестокий правитель, в Рим отправилась делегация > из пятидесяти человек с жалобой на него и с просьбой к императору > не предоставлять ему царскую власть. Известно, что Август разделил > царство Ирода Великого между его сыновьями. <Архелаю пришлось > довольствоваться титулом этнарха.> После возвращения Архелай устроил > кровавую бойню, уничтожая всех, кто противился его правлению. > Как уже было неоднократно раньше, Иисус использовал известный сюжет, > приспособив его для Своих целей. Вероятно, первая часть притчи > должна была предостеречь слушателей от самоуспокоенности. > Ст. 13 - В отличие от Матфея, слуг не трое, а десять, причем все они > получают от вельможи одинаковую сумму - по одной золотой монете. > Золотая монета - буквально: 'мина'; это греческая монета > достоинством в 100 драхм. <...> господин поручил слугам лишь малую > часть своего имущества, вероятно, с целью испытать их, в то время > как в матфеевской притче господин разделил между слугами всё > имущество и дал одному пять тысяч золотых (пять талантов), другому > две тысячи (два таланта) и третьему одну тысячу (один талант). > <...> > Ст. 15 - Очевидно, посольство ненавидевших его граждан не добилось > успеха. После получения царского титула господин вернулся и призвал > слуг, чтобы те дали ему отчет, как поступили с деньгами. > Ст. 16-19 - Первые двое слуг пришли и сообщили, что сумели > значительно увеличить его имущество, и господин похвалил их. > Не сообщается, каким именно образом они заработали деньги. Главное, > что они проявили сообразительность и деловую хватку и, нажив большую > прибыль, увеличили доверенный им капитал один в десять раз, а другой > в пять раз. Известно, что в древности были огромные проценты > и комиссионные (). Кроме того, они не побоялись риска от возможной > потери денег. За это они получили от царя огромную награду, > несоизмеримую с количеством доверенных денег. Первый был поставлен > над десятью городами, а второй - над пятью. Правда, некоторые ученые > предположили, что здесь неправильный перевод с арамейского и вместо > городов речь идет о талантах. Но именно несоизмеримость награды > переводит обычную историю в разряд притчи (см., например, 8.8; > 13.19,21). > Ст. 20 - Хотя в начале притчи говорилось о десяти слугах, упомянуты > лишь трое, как и у Матфея. Третий слуга побоялся риска и спрятал > доверенную ему монету в головную повязку - завернув в платок. > У Матфея он закопал деньги, то есть сделал всё, чтобы они не были > украдены. Ведь по еврейским представлениям того времени самым лучшим > способом сберечь доверенные кому-либо деньги или ценности > было закопать их в потайном месте в землю. Но если он спрячет их > каким-либо другим способом, то есть не так надежно, он должен будет > отвечать своим имуществом в случае пропажи. Следовательно, третий > слуга не только не увеличил капитал, но и отнесся к доверенным ему > деньгам безрассудно. > Ст. 21-23 - Третий слуга возвращает доверенные ему деньги в целости > и сохранности, но получает не похвалу, а резкий упрек. > Слуга объясняет свое поведение тем, что боялся своего господина > и поэтому не хотел рисковать его деньгами. Ведь, сделав неудачное > вложение, он мог бы полностью потерять их, а зная крутой нрав > господина, он не надеялся на его снисхождение. Слуга, назвав > господина безжалостным и применив к нему слова поговорки 'берешь > там, где не клал, и жнешь то, что не сеял' (вариант Матфея слегка > отличается), не клевещет на него: хозяин действительно жестокий > и алчный человек. Тот не опровергает такую характеристику, > но подхватывает слова слуги, заявляя, что в таком случае его вина > еще возрастает: слуга знал, чего от него хочет господин, но > не исполнил. Он негодный слуга, потому что его поведение > становится сознательным нарушением воли хозяина и не может быть > оправдано безынициативностью. Может быть, он не смог бы заработать > много, но он должен был получить хоть какую-нибудь прибыль, > отдав деньги в рост пусть даже под малый процент. Слушателей притчи > такое требование хозяина должно было поразить еще больше, ведь, > согласно Закону, евреям запрещалось, давая деньги в долг, брать > с них проценты (Лев.25.35-37; Втор.15.1-10; 23.19-20); правда, > по отношению к язычникам ростовщичество не запрещалось. Банк - > буквально: 'скамья', то есть сиденье, на котором сидел человек, > занимавшийся финансовыми операциями. > Ст. 24 - Лука ничего не говорит о наказании третьего слуги, > вероятно, он просто остался слугой, в то время как его товарищи > стали приближенными царя и получили огромную власть. Деньги слуги > велено отдать тому, кто получил наибольшую прибыль. Правда, > это распоряжение звучит странно: одна золотая монета отдана тому, > кто уже поставлен над десятью городами. Но в притче главное > не малость суммы, а то, что верный слуга получает еще одну награду, > а ленивый и негодный лишается всего. > <...> > Ст. 26 - Слова этого стиха, вероятно, не принадлежат царю, > а представляют собой комментарий самого Иисуса на рассказанную Им > притчу. Это подтверждается тем, что стих начинается словами 'говорю > вам', так обычно говорит Иисус, подводя итог тому, что Он сказал, > и подчеркивая его важность. <....> > Ст. 27 - Этот стих возвращает нас к первой части притчи, названной > притчей о претенденте на престол. Такое поведение было характерно > как для Ирода, так и для его сына Архелая. Но перед нами > не исторический рассказ, а притча, и она рисует картину > эсхатологического Суда Божьего, который наступит, несмотря > на отсрочку Парусии. > Любопытно сравнить эту притчу с вариантом, дошедшим до нас > в евангелии назореев и сохраненным в пересказе Евсевия: > 'в евангелии, написанном евреями, которое попало к нам в руки, > угроза направлена не против того, кто спрятал талант, ибо <господин> > имел трех слуг, того, кто растратил состояние с блудницами > и флейтистками, того, кто умножил полученное, и того, кто спрятал > талант; и одного господин принял с радостью, другого только укорил, > а третьего отправил в темницу'. Как мы видим, этот вариант притчи > больше похож на притчу о верном и неверном слугах. Здесь же > появляется новая тема: на Божьем Суде человек должен будет > дать отчет о том, как он распорядился данным ему Богом даром. Этот > дар нужно использовать и приумножать. Если первоначально притча, > вероятно, тоже была обращена к фарисеям и учителям Закона, которым > были даны ключи от Царства, но они ни сами не входили, ни других > не впускали, то теперь она стала восприниматься как обращенная > к христианам. Христианин - сотрудник Бога, и вера требует принесения > плодов, даже если это сопряжено с риском. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.413-8 ] ------------------- / Ссылки по теме: ------------------------ // *** Яков Кротов: "к`уплю дейте" ------------------------- /// www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_14.html * // *** Клайв Льюис: Христос не для того страдал, * // чтобы мы тряслись над нашим счастьем * /// www.messia.ru/rasylka/004/997.htm#0 * // *** C.Тагуэлл: То, что вверено нам Господом. Духовная нищета * /// www.messia.ru/rasylka/003/634.htm#0 * // *** прп. Макарий Египетский * /// www.agnuz.info/library/books/Novie_duh_besedi/page13.htm * ================================================================= * * * * смотри также по теме чтения из 2Фес.3: * * * * * ++++ Клайв Стейплз Льюис: Христианское общество? www.messia.ru/rasylka/004/983.htm#0 ++++ С.Н.Булгаков: хозяйственные заботы www.messia.ru/rasylka/002/258.htm#0 ++++ иг. Вениамин Новик - Христианский социализм прот. Сергия Булгакова www.vehi.net/bulgakov/novik.html ++++ иг. Иннокентий Павлов - С.Н. Булгаков об общественном идеале www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3993 ++++ Прп. Иоанн КОАНН Римлянин - О пользе трудолюбия и о вреде праздности www.krotov.info/acts/05/marsel/kass741.html (см. гл. 12) ++++ прот. Александр Мень - ЭТИКА БИБЛЕЙСКАЯ www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/c_3_aetika.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051209/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/9.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник* ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Господа нашего Иисуса Христа мы требуем, чтобы вы держались подальше от всякого брата, который живет праздно и не следует завету, полученному от нас. Ведь вы сами знаете, как вы должны подражать нам. Потому что мы у вас не бездельничали, ни у кого куска хлеба даром не съели, день и ночь работали, не щадя сил, лишь бы никого из вас не обременить. И не потому, что у нас нет такого права, а потому, что мы хотели, чтобы вы брали с нас пример. Ведь еще тогда, когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали: "Кто не хочет работать, тот пускай и не ест!" А теперь мы слышим, что у вас есть люди, которые бездельничают, работать не работают, а лезут в чужие дела. Этим людям мы приказываем и призываем их именем Господа Иисуса Христа спокойно работать и есть свой собственный хлеб. Вы же, братья, не поддавайтесь усталости, делая добро. А если кто-то не послушается того, что мы пишем в этом письме, то берите его на заметку и не общайтесь с ним, пусть ему будет стыдно! Но не обращайтесь с ним как с врагом, а увещевайте как брата! Пусть сам Господь, источник мира, дает вам мир всегда и всячески. Да будет во всеми вами Господь!* (2Фес.3:6-16) * * * 'Когда истину долго отстаивают, вера выпадает в осадок' (В.Ш.) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
|||||