=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!


* 21 декабря  ст.ст., вт
  (седмица 29-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 31-й седм.)
  {Рождественский пост, предпразднство Рождества}
  литургические чтения:
                 Евр.4:1-13 или Евр.12:25-26; 13:22-25; Мк.10:2-12 *.



> Учение  о  браке  в  Новом Завете резко отличается от ветхозаветного
> именно  в  том,  что  основной его смысл - в любви и вечном единстве
> мужа  и  жены.    Ни  в  одном   из  новозаветных  текстов  о  браке
> не упоминается деторождение как цель или оправдание  брака.   <(Само
> по  себе  деторождение является средством спасения лишь тогда, когда
> оно   сопровождается  'верой,  любовью  и  святостью'  (1Тим.2:15))>
> Особенно  ясно  противоположение  <новозаветного  отношения  к браку
> ветхозаветному> выступает в трех случаях:

> 1.    В рассказе  синоптиков (Мф.22:23-32; Мк.12:18-27; Лк.20:27-37)
> об   отношении  Христа   к    закону   левирата:    интересно,   что
> это   отношение   определяется  в  связи  с  Его  учением  о  личном
> бессмертии,  отменяющем беспокойство о бессмертии через потомство...
> На   вопрос   саддукеев,   чьей   женой   будет   женщина,  вышедшая
> последовательно  за  семь братьев, - Христос отвечает, что в Царстве
> Божьем  "ни  женятся,  ни  выходят  замуж",  а  живут  "как ангелы".
> Очевидно,  что  в  этом рассказе речь идет о невозможности в будущей
> жизни  тех отношений между мужчиной и женщиной,   к которым сводился
> в  иудействе институт брака: половое сочетание и деторождение. Часто
> (например,   в   католичестве)      эти     слова  также  приводятся
> как   доказательство   чисто     временного      характера    брака,
> даже    христианского,      и    безоговорочного   поощрения   брака
> после вдовства. Если бы это было так, то отношение Христа к левирату
> прямо противоречило бы учению апостола  Павла  о вдовстве  и  вообще
> обо  всём    учении    Церкви     о  браке     как  Таинстве  <...>.
> В  действительности,  пользуясь  случаем вопроса о левирате, Христос
> просто  утверждает,  что, в свете истины бессмертия, брак   не может
> оставаться в Царстве Божьем утилитарным институтом для деторождения;
> положительного    учения о браке как о новой христианской реальности
> Он  в  своем ответе не дает. <(Свт. Климент Александрийский говорил,
> что  в  этом  ответе  "Господь  не отвергает брака, но избавляет умы
> (саддукеев)  от  упования,  что  по  воскресении  там будут плотские
> страсти" ("Строматы", III,12,87).>

> 2.  В  словах  Христа  о   невозможности  развода   совершенно новая
> природа   христианского   брака   выступает   яснее   и   уже  прямо
> противополагается  иудейскому Второзаконию (Мф.5:32; 19:9; Мк.10:11;
> Лк.16:18).  Нерасторжимость  брака  сама  по  себе  исключает всякую
> утилитарность  и предполагает закон любви - вечной связи между двумя
> неповторимыми  и вечно живущими личностями. Единственное исключение,
> допускаемое  только  в Евангелии от Матфея, - "вина прелюбодеяния" -
> не  есть,   в  сущности,   то,  что на современном юридическом языке
> мы  называем "поводом для развода". Прелюбодеяние упоминается просто
> как  доказательство,  что  брака  больше  не  существует,  что Закон
> Царства Божьего оказался <невыполненным>,  что данная чета не смогла
> его  принять.  Вообще,  весь  подход  Евангелия к тайне человеческой
> свободы  исключает  юридические  предписания,  формальное следование
> которым  давало  бы  "право  на  билет"  в  Царство  Божие.  "Будьте
> совершенны,  как  Отец ваш совершенен" есть призыв к "невозможному".
> Призыв  Христа  к абсолютному единобрачию тоже казался "невозможным"
> Его  слушателям  (Мф.19:10),  потому что закон любви - вне категорий
> возможного  и  невозможного. Любовь есть данность, познаваемая самим
> опытом;  она  несовместима  с прелюбодеянием: в случае прелюбодеяния
> Церковь  не  "расторгает"  брак; собственно, ей нечего "расторгать":
> брака как союза любви больше не существует.

> 3.  В  отношении  апостола  Павла к   вдовству  явно предполагается,
> что  христианский  брак  не  прекращается  со  смертью,  ибо "любовь
> никогда  не  перестает,  хотя  и  пророчества  прекратятся,  и языки
> умолкнут, и знание упразднится" (1Кор.13:8). Вообще, взгляд апостола
> Павла  на  брак  резко  отличается  от  иудейского раввинистического
> учения  тем,  что  в Первом послании к Коринфянам апостол так сильно
> превозносит   безбрачие  над  браком;  правда,  это  снисходительное
> отношение   Павла   к  браку   исправляется,  в Послании  к Ефесянам
> и  во  всём  Предании Церкви, положительным учением о браке в образе
> Христа и Церкви. Но в отношении вторых (и последующих) браков взгляд
> апостола,    выраженный   в  Послании  к Коринфянам,  подтверждается
> всем   последующим    преданием:    "Если   не  могут  воздержаться,
> пусть   вступают   в   брак;  ибо  лучше  вступить  в  брак,  нежели
> разжигаться"  (1Кор.7:9).   Супружеская верность  после смерти  мужа
> или  жены  является  для  христиан  не  только идеалом, но и нормой.
> Второй брак (безразлично, вдовцов или разведенных) не благословлялся
> в  Церкви до X века и является по сей день каноническим препятствием
> для  вступления  в  церковный  клир.    Из  нашего современного чина
> о  "второбрачных" явствует, что Церковь допускает второй брак только
> как  послабление  "плоти".  Из  последующего  будет  ясно, что и тут
> следует видеть не формальное юридическое или дисциплинарное правило,
> а   защиту   идеала   абсолютной   единственности  и  таинственности
> христианского брака.
                [ протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия (I)
                  в сб. Мейендорф. "Православие в современном мире"
                  // М.: "Путь", 1997; стр.7-9
                  www.pagez.ru/olb/269.php ]
             (дополнено из работы того же автора "Брак в Православии")


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10;
          эпизод N118 по "Брюссельскому согласованию"




 + + +
     • Иоанн Мейендорф - БРАК В ПРАВОСЛАВИИ
        www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html
     • ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ
        в переводе на русский иером. Амвросия (Тимрота)
              www.azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.htm
     • свящ. Александр Мень: брак в христианстве
             www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
     • Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал...
                           www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0
     • Он же: Брак. Влюбленность. Верность
             www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0
     • Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой
                         www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0
     • Дж.А.Т.Робинсон:
        нет ничего, что было бы "порочным" само по себе...
                     www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5
     • Свт. Иоанн Златоуст: запрет развода
             www.messia.ru/rasylka/005/1339.htm#0
     • Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской любви
                                    www.messia.ru/r2/1/326.htm#0
        (и продолжения - по ссылке "продолж. темы" внизу страницы,
         до вып. N 339)
      • Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот
                      www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060103/orth?cont=rv_ru


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению среды  31-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.10:11-16)
        www.messia.ru/rasylka/005/1023.htm#0
   (свящ. Яков Кротов; ссылки на текст Клайва Льюиса)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пришли к Иисусу фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его:
 "Может ли по Закону мужчина развестись с женой?"
 Иисус спросил: "А что вам заповедал Моисей?"
 Они ответили:
 "Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство".
 Иисус возразил:
 'Моисей написал вам такую заповедь,
  потому что сердц`а у вас черствы и упрямы.
  Но с самого начала, со времен сотворения мира,
  Бог "создал мужчину и женщину.
   Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
   и станут двое одной плотью".
  Итак, их уже не два человека, а одно существо.
  То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'.
 А в доме ученики спросили Его о том же.
 Иисус ответил:
 "Кто разведется с женой и женится на другой,
  тот согрешит, нарушив супружескую верность.
  И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
  то она совершит тот же грех".* (Мк.10:2-12)
                                * * *
*Раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе,
 следует бояться вот чего:
 как бы не оказалось,
 что кто-нибудь из вас упустил такую возможность.
 Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и тем.
 Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали,
 потому что они не соединили ее с верой. ...
 Слово Бога живет и действует.
 Оно острей любого обоюдоострого меча
 и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух,
 до связок и мозга костей -
 Слово Бога судит желания и помыслы сердец.
 Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога,
 всё предстает нагим и без прикрас
 перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.* (Евр.4:1-2,12-13)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»