Отправлено: 18-Jan-2009 20:53
Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 5 января 2006 г. ст.ст., ср /Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Память прор. Михея, IX до Р.Х./ литургические чтения: 1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *. > "Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния > для прощения грехов. И выходили к нему вся страна иудейская > и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя > грехи свои, Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс > кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, > говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, > наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, > а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус > из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда > выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, > как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Ты Сын Мой > возлюбленный, в Котором Мое благоволение", - пишет евангелист Марк. > Таким образом, Иоанн не только призывал к раскаянию, но еще > и утверждал, что его проповедь есть как бы приготовление > к пришествию кого-то другого, Сильнейшего. Того, кто будет крестить > не просто водою, а таинственно, Духом Святым. И вот этот Сильнейший, > как назвал его Иоанн, приходит и Сам крестится от Иоанна, и в это > время некое таинственное явление как бы удостоверяет правду > пророчества Иоанна: да, это Тот Самый, Чье пришествие я вам > возвещал... > Как видим, в этом коротком евангельском рассказе соединено > и сплетено много тем, много нитей. Прежде всего, Иоанн и его > проповедь покаяния и крещения. Иоанн принадлежит к числу > тех духовных людей, чье назначение - явить данному обществу > в определенный момент неправду, ложь и зло, которыми общество это > пропитано и отравлено. Вызвать, говоря современным языком, духовный > и нравственный кризис, заставить людей увидеть зло и ужаснуться ему, > и захотеть освобождения от него. Именно освобождение, коренное > изменение жизни означает крещение, погружение в воду, которая есть > одновременно и символ, и источник жизни, а также сила очищающая > и возрождающая. Таким образом, из Евангелия следует, что в момент > пришествия Христа, к началу Его проповеди общество, в котором > начнется Его служение, переживало вот такой духовный и нравственный > кризис, кризис покаяния и жажды обновления. Второе, на что нужно > указать в евангельском рассказе, - это заключенное в нравственном > кризисе ожидание какого-то решительного события, пришествия кого-то, > кто как бы восполнит, завершит дело Иоанна, его крещение претворит > в таинственное крещение Духом Святым. От других евангелистов > мы знаем, что ожидание это было ожиданием Христа, то есть обещанного > Богом Спасителя, о Котором возвещали ветхозаветные пророки. Об этом > прямо говорит другой евангелист, Лука: "Народ был в ожидании, и все > помышляли в сердцах своих об Иоанне - не Христос ли он..." Таким > образом, пришествие Иисуса Христа к Иоанну на Иордан есть явление > Обещанного и Возвещенного, или, иными словами, завершение > и исполнение всех пророчеств о Спасителе. Об этом же свидетельствует > третий евангелист, Матфей: "Иоанн, - пишет он, - удерживал Его > и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? > Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам > исполнить всякую правду..." > Третье: крещение Самого Иисуса, погружение Его в иорданскую воду > рукою Иоанна. Ведь если Он - Спаситель, то зачем Ему крещение, > этот символ раскаяния и жажды очищения? И однако на сомнения Иоанна > Иисус отвечает твердым требованием крещения, и Иоанн крестит Его. > И вот Церковь веками как бы всматривается в снисшествие Того, в Кого > она верит как Спасителя и Бога, в смысл этого снисшествия для мира, > для человека, для каждого из нас. > И наконец, четвертое и последнее: то, что последовало немедленно > вслед за погружением в воду, в прикровенных, образных словах > описанное таинственное явление голубя, спускающегося на выходящего > из воды Иисуса, голос с неба, эти слова Евангелия: "И се, отверзлись > ему небеса!" Как видим, не одна, а по меньшей мере четыре темы, > четыре "измерения" этого евангельского события соединены в радостном > празднике Крещения Господня. [ свящ. Александр Шмеман. Опубликовано: Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002. стр. 169-172 www.messia.ru/r2/2/028.htm#p2 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27; эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию" + + + свящ. Александр Мень о празднике Богоявления (Крещения) www.messia.ru/rasylka/005/1036.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060118/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060105&key=days ***************************************************************** * * к чтениям Богоявления - Крещения Господа Иисуса Христа (Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17 ) www.messia.ru/rasylka/005/1037.htm#0 (из православного богослужения праздника; ссылки на тексты Якова Кротова, свт. Иоанна Златоуста, В.Н.Кузнецовой, митр. Антония) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- С праздником! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех, чтобы приобрести всех, кого смогу. С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев, то есть с людьми, исполняющими Закон, я вел себя как человек, исполняющий Закон (хотя я и не подвластен Закону), чтобы приобрести исполняющих Закон. С теми, кто не знает Закона, я вел себя как человек, не знающий Закона (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу), чтобы приобрести людей, не знающих Закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых. Всё это я делаю ради Радостной Вести, чтобы и самому стать сопричастным ей. Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы - чтобы получить венок неувядаемый. Так и я бегу - не бесцельно! И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую! Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27) * * * *В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида, Лисаний - тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Кайафе, в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии. И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов. В книге пророка Исайи написано так: 'Голос глашатая в пустыне: "Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тропы: пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют с землей, пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы - тогда увидят все живущие спасение от Бога"' Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения: - Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение! Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'! Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. - Что же нам делать? - спрашивал его народ. - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, - пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища, пусть поступает так же. Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его: - Учитель, что делать нам? - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он. - А что делать нам? - спрашивали его воины. - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем. Народ напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн. Но Иоанн заявил перед всеми: - Я вас омываю водой. Но идет Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него ремни сандалий. Он омоет вас Духом Святым и огнем. В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току, и пшеницу Он соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом. Этими и многими другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:1-18) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||